Жан Пети (теолог)

редактировать

Жан Пети (Жеан Пети, Джон Парвус) (род. Скорее всего в Брахи, Ко, в Нормандии и, конечно, в Руанской епархии, ок. 1360-15 июля 1411 г.) был французским богословом и профессором Парижский университет. Он известен своей публичной защитой политического убийства как тираноубийство.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Оправдание политического убийства
    • 2.1 Научные и богословские ответы
  • 3 Другие работы
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь

Некоторые историки (, Люк Уоддинг ) говорят, что он был францисканцем, другие - что он Доминиканец : на самом деле он никогда не был членом какого-либо религиозного ордена. Своим образованием он обязан щедрости герцога Бургундского, который назначил ему пенсию. В первом сохранившемся документе, где записано его имя, он назван магистром искусств (16 августа 1385 г.). Два года спустя его имя фигурирует в списке, разосланном Парижским университетом (31 июля 1387 г.) Папе Клименту VII, рекомендуя своих хозяев для вакантных бенефициаров.

Он стал дипломатом богословия в мае 1400 года и получил степень доктора до 1403 года, поскольку в том же году он упоминается в реестре университета как активный член теологического факультета Парижа. В апреле 1407 года он вошел в состав посольства, посланного Карлом VI Французским, чтобы убедить Антипапу Бенедикта XIII и Папу Григория XII отречься от престола и таким образом воссоединить христианский мир. Это посольство только что вернулось в Париж после бесплодного путешествия, когда произошло событие, принесшее Жану Пети большую известность в истории.

Обоснование политического убийства
Убийство герцога Орлеанского

23 ноября 1407 года Людовик I, герцог Орлеанский, брат Карла VI, был убит убийцами на жалованье Иоанна Бесстрашного, герцога Бургундского. Герцог Орлеанский был непопулярен в народе и был ответственен за беспорядки и налоги, от которых стонало королевство во время безумия короля, его брата. Парижский университет был категорически против того, чтобы он возобновил повиновение Бенедикту XIII.

Герцог Бургундский, напротив, был очень популярен; он считался другом простолюдинов и противником налогов и злоупотреблений, в то время как университет был благодарен ему за отсутствие сочувствия к Авиньонскому папе. Будучи исключенным из королевского совета после убийства, он удалился в свои поместья во Фландрии, собрал армию и созвал вокруг себя нескольких университетских профессоров, включая Жана Пети, который в течение трех лет был прикреплен к своей свите и получал пенсия от него. Уверенный, несомненно, талантами своего защитника, он заявил, что поедет в Париж и оправдает себя. Напрасно королевский совет запретил ему входить в столицу; он пришел, и народ приветствовал его. Он потребовал аудиенции у короля. Он был пожалован ему 8 марта 1408 г. в том месте, где обычно находился двор.

Там, в присутствии дофина, герцога Анжуйского, короля Сицилии, кардинала де Бар, герцогов Берри, Бретани, Бар и Лотарингии, ректора Парижского университета и многих графов, баронов, рыцарей и горожан Жан Пети выступил от имени своего клиента с педантичной речью, ощетинившейся предложениями, силлогизмами, библейскими текстами и примерами из Священного Писания. Его аргумент может быть выражен в следующем силлогизме: всякий, кто виновен в государственной измене и становится тираном, заслуживает наказания смертью, тем более что он является ближайшим родственником короля; и в этом случае естественные, моральные и божественные законы позволяют любому субъекту без какой-либо команды или публичного разрешения убить его или убить его открыто или незаметно; и чем ближе виновник убийства связан с королем, тем более похвальным поступок является этот поступок. Итак, герцог Орлеанский - так гласило второстепенное утверждение - раб страстей жадности, источника всего зла, виновен в государственной измене и был тираном; что было доказано признанием его виновным во всех мнимых преступлениях, которые народное воображение и сторонники герцога Бургундского возложили на него. Таким образом, был сделан вывод, что герцога Бургундского не только не следует наказывать или обвинять в том, что было сделано с герцогом Орлеанским, но, скорее, следует вознаграждать. Этот тезис казался абсурдным более рациональным членам собрания; но герцог Бургундский присутствовал со своими войсками, готовый подавить любую попытку ответа, и, кроме того, он пользовался благосклонностью университета; поэтому ему не составило труда получить письмо о помиловании от короля.

Что касается Жана Пети, который в своем обращении не стеснялся признаться, что он получал и все еще ожидал получить пенсию от герцога Бургундского, он счел более благоразумным уехать из Парижа и уйти в отставку. в имение герцога Бургундского в Хесдин, Артуа, где он умер в доме своего покровителя, сожалея, как говорят, что он когда-либо позволял себе защищать такие предложение.

Ответы ученых и богословов

Интерес, который он вызывал, заключался в том, чтобы не умереть вместе с ним. Пока герцог Бургундский был всемогущим в Париже, этот аргумент не мог подвергаться публичной критике, но когда его исключили, Жан Жерсон в своей проповеди, произнесенной перед королем, резко осудил семь предложений Жан Пети как еретик и скандал (1413). Вскоре после этого король попросил епископа Парижа и французского инквизитора исследовать их и предпринять любые действия, которые они сочтут нужными, - однако, не упомянув имени Жана Пети. Епископ и инквизитор с шестьюдесятью докторами вошли в так называемый «Совет веры». После нескольких заседаний речь Жана Пети и девять предложений, которые, как утверждается, были извлечены из нее, были осуждены (23 февраля 1414 г.) указом епископа Парижского и инквизитора, а книга, содержащая их, была публично сожжена через три дня..

В марте месяце герцог Бургундский подал апелляцию на решение епископа Парижского Папе Иоанну XXIII. Понтифик поручил расследование трем кардиналам. С другой стороны, Жерсон и послы короля Франции вынесли дело на совет. В этот момент Папа Иоанн XXIII покинул Констанцию ​​ (20 марта 1415 г.) и вышел из состава совета, в то время как король Франции и герцог Бургундский заключили мир (22 февраля 1415 г.). Вслед за этим Карл VI приказал своим представителям не предпринимать никаких действий против Жана Пети на совете при условии, что герцог Бургундский также оставит дело в покое.

Герсон нарушил соглашение, пытаясь получить от совета заявление о том, что в трудах Жана Пети содержатся многочисленные ошибки в вопросах веры. Герцог Бургундский ответил письмом, в котором, отвергая общие принципы, составлявшие главное положение аргумента Пети, он утверждал, что суждения, осужденные епископом Парижским, не содержались в дискурсе. Вслед за этим три кардинала, которым было поручено подать апелляцию герцога, процитировали епископа Парижского явиться к ним, и, поскольку он не сделал этого, они отменили его решение, заявив в то же время, что они не намерены таким образом одобрять предложения. осужден им, но хотел отдать должное герцогу Бургундскому, которого не заслушивали на суде.

С этого момента суд над Жаном Пети стал полем битвы послов Франции и герцога Бургундского и даже императора Сигизмунда. Совет не имел намерения предоставлять свою власть какой-либо политической партии, и на своей пятнадцатой сессии 6 июля 1415 года удовлетворился общим осуждением тираноубийства, поддержанным следующим утверждением:

«Тиран может быть законным и заслуживающим внимания» и законно казнен любым вассалом или подданным, даже прибегая к тайным заговорам, лести и симулированной дружбе, невзирая на присягу ему на верность или договор, заключенный с ним, без какого-либо судебного постановления или приказа ".

Но Жан Пети не упоминался, и совет избегал говорить, что какое-либо подобное предложение содержалось в его обращении, и что никакого дальнейшего решения по конкретному делу совет не вынес. После осуждения Жана Пети в августе 1416 года король Карл VI два года спустя дезавуировал Жерсона и его сторонников (6 октября 1418 года), а 3 ноября 1418 года реабилитировал Жана Пети и отменил приговоры, вынесенные ему. Утверждения, приписываемые ему его противниками, не содержатся в его дискурсе в той форме, в которой он дошел до нас.

Другие работы

Карьера Пети произошла во время западного раскола. Франция встала на сторону Папы Климента VII, но все стремились к воссоединению. Пети выразил это желание в своем стихотворении «Жалоба на благородство», обнаруженном в Национальной библиотеке в Париже. Это стихотворение из 322 стихов было написано в 1394 году. Он уже написал четыре других, Disputation des pastourelles (1388), защищающих Непорочное зачатие ; Ливр дю чемпионов; Чудо-чудо Басквиля (1389 г.); и Vie de Monsieur saint Léonard примерно в то же время. Они предлагают нелестную картину общества того времени.

Ссылки
  • Bulaeus, Historia Universitatis Parisiensis (Париж, 1770 г.);
  • Жан Жерсон, Опера, изд. Дюпен, V (Антверпен, 1706);
  • , Nobles et vilains, le miracle de Basqueviue, d'apres les poesies inedites de Jean Petit (Париж, 1895);
  • Le Verdier, Le livre du champ d'or et autres poemes inedits de Me Jean Le Petit (Paris, 1896);
  • Bess, Zur Geschichte des Constanzer Konzils, Studien I, Frankreichs Kirchenpolitik und der Prozess des Jean Petit (Марбург, 1894 г.));
  • Валуа, La France et le grand schisme d'Occident, III и IV (Париж, 1902):
  • Denifle, Chartularium Universitatis Parisiensis, III и IV (Париж, 1893, 1897).);
  • манси, Sac. conciliorum collectio, XXVII (Венеция, 1784 г.)
Внешние ссылки

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Отсутствует или пусто | title =()

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:47:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте