Жером-Эрмес Больсек, также известный как Иероним Больсек (? Вероятно, в Париже - ок. 1584 в Лионе ), был французским кармелитским богословом и врачом, который стал протестантом и полемистом, позже вернулся в католическую церковь.
Проповедь, которую он читал в Париже, вызвала в католических кругах опасения относительно обоснованности его идей, и Больсек покинул Париж. Отделившись от католической церкви около 1545 года, он укрылся при дворе Рене, герцогини Феррары, которая благосклонно относилась к лицам, придерживающимся протестантских взглядов. Здесь он женился и начал изучать медицину, примерно в 1550 году поселившись врачом в Вейги, недалеко от Женевы.
Вскоре последовал богословский спор с Жаном Кальвином, чье учение о предопределении он считал абсурдом. В 1551 году на одной из религиозных конференций или публичных дискуссий, которые затем проводились в Женеве каждую пятницу, он прервал оратора дня Жана де Сен-Андре, который говорил о предопределении, и выступил против него. Думая, что Кальвин не присутствовал на речи, Больсек с удивлением обнаружил, что, как только он закончил свой аргумент, Кальвин сам встал и опровергал его пункт за пунктом. Не имея возможности ответить Кальвину, Больсек был арестован и под влиянием реформатора изгнан из Женевы (1551 г.).
В 1555 году он был также изгнан из Тонона, на территории Бернских островов, куда он удалился. Он поехал в Париж и попытался принять участие в служении реформатской церкви. Но его мнения не были признаны достаточно ортодоксальными с реформаторской точки зрения для желающего занять такую позицию. Его попросили исповедать веру, но он отказался.
Он отправился в Лозанну (ок. 1563 г.), но, поскольку подписание Бернской исповеди было условием его проживания там, он предпочел вернуться во Францию. Вскоре после этого он отрекся от своих ошибок и примирился с католической церковью.
Он опубликовал биографии двух реформаторов Женевы, Кальвина и Теодора Безы (1519–1605). Эти произведения имеют агрессивный тон, и на их исторические утверждения нельзя всегда полагаться. Это "Histoire de la vie, des moeurs... de Jean Calvin" (Лион и Париж, 1577; опубликовано на латыни в Кельне в 1580 году; немецкое издание 1581); "Histoire de la vie et des mœurs de Th. De Bèze" (Париж, 1582 г.). Жизнь Кальвина была отредактирована Л. Ф. Шастелем в 1875 году с отрывками из жизни Безы.
В биографии Кельвина Алистера МакГрата он заявляет:
Биография Томаса Генри Дайера Кальвина предлагает следующий контекст:
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). " Жером-Эрмес Больсек ". Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.