В социологии изоморфизм - это сходство процессов или структуры одной организации с процессами другой организации, будь то результат имитации или независимого развития при аналогичных ограничениях. Существует три основных типа институционального изоморфизма: нормативный, принудительный и миметический. Развитие того, что эти три типа изоморфизма могут также создавать изоморфные парадоксы, которые препятствуют такому развитию. В частности, эти изоморфные парадоксы связаны с полномочиями, ресурсами, подотчетностью и профессионализмом организации.
Концепция институционального изоморфизма была в первую очередь разработана Полом Ди Маджио и Уолтером Пауэллом. Эта концепция появляется в их классической статье « Новый взгляд на железную клетку: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных областях с 1983 года».
Изоморфизм в контексте глобализации - это идея современных национальных обществ, к которой обращаются посредством институционализации моделей мира, построенных и распространяемых посредством глобальных культурных и ассоциативных процессов. Поскольку в реалистических теориях подчеркивается неоднородность экономических и политических ресурсов или местных культурных истоков с помощью микрофеноменологических теорий, многие идеи предполагают, что траектория изменения политических единиц ведет к гомогенизации во всем мире.
Такое сходство, так называемые изоморфные изменения, обнаруживаются исследователями, объясняя, несмотря на все возможные конфигурации местных экономических сил, властных отношений и форм традиционной культуры, из которых оно может состоять, ранее изолированное островное общество, которое вступило в контакт с остальной частью Земной шар быстро примет стандартизированные формы и станет похож на сотню других национальных государств по всему миру. Об изоморфных изменениях, приводящих к такому же выводу, сообщается из особенностей любых национальных государств, то есть конституционных форм, подчеркивающих как государственную власть, так и индивидуальных прав, массовых школьных систем, организованных вокруг довольно стандартной учебной программы, рационализированных экономических и демографических учетных записей и систем данных, антинаталистского населения политика контроля, направленная на ускорение национального развития, формальное уравнивание статуса и прав женщин, расширение прав человека в целом, обширную экологическую политику, ориентированную на развитие экономическую политику, универсальные системы социального обеспечения, стандартные определения болезней и здравоохранения и даже некоторые основные демографические переменные. Эти изоморфизмы трудно объяснить теориями, основанными на различиях между национальными экономиками и культурными традициями, однако они являются разумным результатом, если национальные государства являются актами мирового культурного порядка.