Идеальная речевая ситуация

редактировать

Идеальная речевая ситуация - термин, введенный в раннюю философию Юргена Хабермаса. Он утверждает, что идеальная речевая ситуация возникает, когда общение между людьми регулируется основными подразумеваемыми правилами. В идеальной речевой ситуации участники могли бы оценивать утверждения друг друга исключительно на основе разума и свидетельств в атмосфере, полностью свободной от каких-либо нерациональных «принудительных» влияний, включая как физическое, так и психологическое принуждение. Более того, все участники будут мотивированы исключительно желанием достичь рационального консенсуса.

Содержание
  • 1 Доктрины
  • 2 Использование в прагматике и анализе речи и поступков
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Доктрины

Представители публичной сферы должны придерживаться определенных правил, чтобы возникла «идеальная речевая ситуация». Это:

1. Каждый субъект, обладающий способностью говорить и действовать, может принимать участие в беседе.

2а. Каждому разрешено подвергать сомнению любое утверждение.

2б. Каждому разрешено вносить в дискурс любые утверждения.

2c. Каждому разрешено без колебаний выражать свои взгляды, желания и потребности.

3. Никакому говорящему не может быть запрещено внутренним или внешним принуждением осуществлять свои права, изложенные в (1) и (2)

Концепция идеальной речевой ситуации подвергалась критике в 1970-х годах со стороны теоретиков, которые настойчиво релятивизировал концепцию, утверждая, что любая конкретная концепция идеальной речевой ситуации не может быть доказана полностью верной, так что любые (до сих пор неизвестные) пробелы позволят ассоциированным угнетениям возникать или сохраняться.

Хабермас ответил на это в 1983 году (англ. Пер. 1990). В этой работе он уже говорил не об известной идеальной речевой ситуации, а о новой моральной системе («этика дискурса»), которая могла быть выведена из «предпосылок аргументации». Это, в свою очередь, можно было изначально постулировать с помощью философского анализа таким же образом, каким Иммануил Кант пытался оправдать свою собственную моральную систему с помощью трансцендентальных аргументов. Однако, в отличие от Канта, Хабермас признает, что предпосылки аргументации могут быть проверены на практике с помощью устройства, которое он называет «перформативным противоречием». Если критики возражают против допущений аргументации, их аргумент может быть направлен против них, чтобы продемонстрировать, что их аргумент уже подтвердил существование любой конкретной предпосылки аргумента, против которой они возражают. Однако, если такое перформативное противоречие не может быть найдено, тогда предпосылки аргументации должны быть пересмотрены, чтобы учесть критику, и моральная система, проистекающая из этих предпосылок, изменилась соответствующим образом. Другими словами, «перформативное противоречие» - это не козырная карта для отклонения всех возражений, а справедливая проверка этих возражений. диалектический характер аргументации Хабермаса часто остается незамеченным.

Использование в прагматике и анализе речи и поступков

Идеальная речевая ситуация, предполагающая буквальную, а не образную функцию языка (язык «ниже», а не «над» контекстообразующим горизонтом жизненного мира), взят в качестве модели для формального прагматического анализа речевых актов.

См. также
Примечания
Список литературы
  • 1973a. Wahrheitstheorien. В Х. Фаренбахе (ред.), Wirklichkeit und Reflexion. Пфюллинген: Неске. 211–265. Перепечатка: 1984b, гл. 2.
  • 1971/2001. Размышления о лингвистических основах социологии: лекции Кристиана Гаусса (Принстонский университет, февраль – март 1971 г.). * В Хабермасе, О прагматике социального взаимодействия, Б. Фултнер (пер.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2001. 1–103. [Немецкий, 1984b, гл. 1]
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:28:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте