Редакционная карикатура 1903 года по договору | |
Тип | двусторонний договор |
---|---|
Подписан | 18 ноября 1903 (1903-11-18) |
Место нахождения | Вашингтон, округ Колумбия, США |
Первоначально. подписавшие | Панама. США |
Ратифицирующие стороны | Панама. США |
Договор Хая – Бунау-Варилья (Испанский : Tratado Hay-Bunau Varilla) - договор, подписанный 18 ноября 1903 года между Соединенными Штатами и Панамой, который установил зону Панамского канала и последующее строительство Панамский канал. Он был назван в честь двух основных переговорщиков: Филиппа-Жана Буно-Варилла, французского дипломатического представителя Панамы, и государственного секретаря США Джона Хэя.
Бунау-Варилла изначально участвовал в строительстве Панамского канала при Фердинанде. де Лессепс, построивший Суэцкий канал. После краха усилий де Лессепса по строительству Панамского канала Бунау-Варилья стал важным акционером Compagnie Nouvelle du Canal de Panama, у которой все еще оставалась концессия, а также некоторые ценные активы на строительство канала в Панама. Хотя Бунау-Варилла сам не был панамцем, он оказал финансовую помощь повстанческой стороне в обеспечении независимости Панамы от Колумбии, что произошло за две недели до подписания договора. Однако он не был в Панаме семнадцать лет и не вернулся. В рамках переговоров Хай-Бунау-Варилла США купили акции и активы Compagnie Nouvelle du Canal de Panama за 40 миллионов долларов США.
Соединенные Штаты гарантируют свободу Республики Панама
Республика Панама предоставляет Соединенным Штатам право на использование земли, на которой будет построен канал, прилегающие земли для строительства и все острова в пределах зоны
Республика Панама предоставляет Соединенным Штатам все права, власть и полномочия в пределах упомянутой зоны, которые Соединенные Штаты владели бы и осуществляли бы их, если бы они были сувереном территории, в пределах которой расположены указанные земли и воды, при полном исключении осуществления Республикой Панама любых таких суверенных прав, полномочий или полномочий.
Соединенные Штаты имеют право использовать озера, океаны и другие водоемы вокруг Панамы для транспортных целей
Республика Панама предоставляет Соединенным Штатам монополию на строительство, обслуживание и эксплуатацию любой системы связи, имеющей отношение к каналу
Любой ущерб, нанесенный земле до даты Конвенция не будет возложена на Соединенные Штаты или Республику Панама
Республика Панама предоставляет США любые земли, здания, права на воду или другую необходимую собственность для строительства или эксплуатации и защиты канала. Это может включать любые санитарные работы, такие как сбор и удаление сточных вод в указанных городах Панамы
Республика Панама предоставляет Соединенным Штатам все права, которыми она сейчас обладает. или в будущем может приобрести собственность New Panama Canal Company и Panama Railroad Company
Соединенные Штаты и Республика Панама соглашаются, что это не будет налагаться или сборы за дом, тоннаж, якорные сборы, сборы за маяк, причал, лоцманские или карантинные сборы или любые другие сборы любого рода с любого судна, использующего канал или проходящего через него
быть любыми дополнительными сборами или налогами для любой страны, Соединенных Штатов или Республики Панама
Соединенные Штаты соглашаются, что официальные депеши Правительства Республики Панама могут транспортироваться через Канал обслуживает без каких-либо более высоких ставок, чем другие официальные лица США
Правительство Республики Панама должно разрешить иммиграцию свободного доступа к землям и мастерским канала независимо от национальности
Соединенные Штаты может ввозить в указанную зону в любое время без каких-либо ограничений или непристойных сборов
Соединенные Штаты соглашаются выплатить Панаме 10 000 000 долларов золотыми монетами в начале урегулирования, а затем еще 250 000 долларов девять лет после даты открытия
Совместная комиссия будет урегулирована Соединенными Штатами и Республикой Панама, которые оба назначат двух человек для помощи в урегулировании всех решений. Если оба не достигают общего результата, назначается судья.
Два правительства каждой страны несут ответственность за принятие соответствующих мер для преследования, заключения, задержания и доставки в пределах зоны канала властям любой страны
Республика Панама предоставляет Соединенным Штатам право использовать порты в качестве убежища для любого судна, нанятого предприятиями канала.
Канал и его входы должны быть нейтральными на неограниченный срок и открытыми с учетом всех условий договора
Правительство Республика Панама имеет право перевозить свои суда и войска через Канал в любое время без уплаты каких-либо сборов
Любой существующий договор, затрагивающий территорию перешейка Панама отменяется
Права, предоставленные Республикой Панама Соединенным Штатам, являются считается свободным от каких-либо долгов или уступок другим правительствам, и, следовательно, в случае возникновения проблемы истцы должны обратиться к Правительству Республики Панама, а не к Соединенным Штатам, чтобы добиться какого-либо необходимого компромисса
Республика Панама предоставляет Соединенным Штатам право на участие в будущих доходах от канала по концессионному контракту
Если это станет необходимым в любой момент. время использовать вооруженные силы для защиты канала, Соединенные Штаты будут иметь право использовать свою полицию, свои сухопутные и военно-морские силы
Без изменений в правительстве, законах, или договоры Республики Панама затрагивают любое право Соединенных Штатов в соответствии с настоящей Конвенцией
Для лучшего выполнения настоящей Конвенции и в целях защиты Канал, Правительство Республики Панама продаст или сдаст в аренду землю U Соединенные Штаты в отношении военно-морских или угольных станций
Соответствующие правительства ратифицируют договор, и обмен ратификационными грамотами будет произведен в Вашингтоне в кратчайшие сроки
Договор был заключен в Вашингтоне, округ Колумбия, и в Нью-Йорке. Условия договора гласили, что Соединенные Штаты должны были получить права на зону канала, которая должна была простираться на пять миль по обе стороны от маршрута канала на неограниченный срок, а Панама должна была получить платеж от США в размере до 10 миллионов долларов и годовая арендная плата в размере 250 000 долларов США. Хотя юридически Панама так и не стала колонией Соединенных Штатов. Вместо полного властного контроля Договор Хая-Бунау-Варилла предоставил Соединенным Штатам управление только в зоне канала.
Этот договор стал источником конфликта между Панамой и США. с момента его создания. Зона канала стала расовой и социальной сегрегированной территорией, отделенной от Панамы. Стремление к экологическому детерминизму казалось лучшей основой для оправдания американской практики в Панаме. Конфликт из-за договора достиг своего пика 9 января 1964 года, когда начались беспорядки из-за суверенитета над зоной Панамского канала. Беспорядки начались после того, как панамский флаг был порван во время конфликта между панамскими студентами и офицерами полиции зоны канала из-за права на размещение панамского флага рядом с флагом США. Подразделения армии США стали участвовать в подавлении насилия после того, как полиция зоны каналов была подавлена. После трех дней боев были убиты около 22 панамцев и четыре солдата США. Этот день известен в Панаме как День мучеников.
События 9 января считались важным фактором в решении США заключить в 1977 г. Соглашение Торрихоса-Картера, которое в конечном итоге было отменено. Договор Хай – Бунау – Варилья и позволил постепенную передачу контроля над зоной канала Панаме и передачу полного контроля над Панамским каналом 31 декабря 1999 года.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Договором Хэя-Бунау-Вариллы. |