Договор Хей-Паунсефот

редактировать

Договор Хей-Паунсефот - это договор, подписанный Соединенными Штатами и Великобританией 18 ноября 1901 г., как предварительный закон о строительстве США Панамского канала. Он аннулировал договор Клейтона – Булвера 1850 года и дал Соединенным Штатам право создавать и контролировать канал через центральноамериканский перешеек, соединяющий Тихий океан и Атлантический океан. В Договоре Клейтона-Булвера обе страны отказались от строительства такого канала под исключительным контролем одной нации.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Переговоры
  • 3 Заключительный договор
  • 4 Споры о платных дорогах
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

В Соединенных Штатах в течение нескольких лет росло раздражение общественности по поводу ограничения Договором Клейтона-Булвера на независимые действия этой страны. Британцы осознали, что их влияние в регионе уменьшается, и решили использовать Соединенные Штаты в качестве противовеса влиянию Германии в Центральной и Южной Америке. Начались новые переговоры, и Великобритания дала своему дипломату весьма либеральные инструкции уступить все, что не отменяет существенный принцип нейтральности доступа.

Переговоры

5 февраля 1900 года президент США Уильям МакКинли направил проект договора в Сенат США. В нем предусматривалось (1) что канал может быть построен Соединенными Штатами или под их руководством, (2) что канал должен быть окончательно нейтрализован на основании соглашения о Суэцком канале - чтобы он всегда оставался открытым, либо войны или мира, всем судам, без дискриминации, и никаких укреплений, которые должны быть построены, управляя каналом или прилегающими водами, и (3) что другие державы должны быть приглашены присоединиться к этой гарантии нейтралитета. Эти положения вызвали острую враждебность в США, и сенатор Генри Дж. Дэвис предложил поправку, принятую Комитетом по иностранным делам. Поправка предусматривала, что положение о нейтрализации не должно препятствовать Соединенным Штатам принимать какие-либо меры, которые они сочтут необходимыми для их собственной защиты или сохранения порядка, в частности, объявил Договор Клейтона – Булвера аннулированным, и исключил третий пункт, предлагавший согласие других держав.. Сенат ратифицировал договор с этой поправкой 20 декабря 1900 года, но Великобритания отказалась принять измененный договор, и срок его действия истек 5 марта 1901 года.

Окончательный договор

Два дипломата Государственный секретарь США Джон Хэй и посол Великобритании в Соединенных Штатах лорд Паунсефот приступили к работе над компромиссом, который они подписаны 18 ноября 1901 года. Президент Теодор Рузвельт направил его в Сенат, который ратифицировал его 16 декабря. В своей окончательной форме Договор Хей-Паунсефота аннулировал Договор Клейтона-Булвера, не запрещал Соединенным Штатам строить укрепления и не требовал, чтобы канал оставался открытым во время войны. Договор уступил Соединенным Штатам право строить канал и управлять им при условии, что всем странам будет разрешен доступ, и что канал никогда не должен быть взят силой.

Споры о дорожных сборах

Перед открытием Панамского канала для движения транспорта 15 августа 1914 г. возникли разногласия с Великобританией относительно толкования Договора Хэя-Паунсефота. В 1912 году суда Соединенных Штатов, участвовавшие в торговле между портами США, должны были быть освобождены от платы за пользование каналами. Сэр Эдвард Грей, министр иностранных дел Великобритании, подал протест и заявил, что этот акт является дискриминационным по отношению к британским и другим иностранным судам в нарушение Договора, и потребовал, чтобы Сенат воздержался от принятия мер по законопроекту, чтобы подробное заявление может быть отправлено, но президент Тафт подписал закон 24 августа.

В официальном протесте, поданном 9 декабря, Грей заявил, что «хотя Договор Хей-Паунсефот предоставил Соединенным Штатам возможность строить и защищать канал, он прямо поддерживает принцип статьи VIII Соглашения Клейтона-Булвера. Договор 1850 года, гарантирующий Англии использование канала на полном равенстве с Соединенными Штатами Америки ». 27 февраля 1913 г. он потребовал арбитража. В Соединенных Штатах утверждение британцев обычно рассматривалось как попытка вмешаться в суверенные права Соединенных Штатов регулировать свою торговлю и использовать канал так, как они считали нужным. Меньшинство во главе с сенатором-республиканцем Элиху Рутом считало, что возражение Великобритании основано на веских основаниях.

Президент Вильсон вступил в должность в 1913 году, и 5 марта 1914 года Вильсон направил в Конгресс послание, в котором настоятельно рекомендовал отменить освобождение от налогов. Он расценил освобождение как явное нарушение Договора Хей-Паунсефот и заявил, что только в Соединенных Штатах есть какие-либо сомнения относительно его формулировок. Он предложил «добровольный уход с должности, которую везде подвергают сомнению и неправильно понимают». Он столкнулся с сильной оппозицией со стороны членов своей собственной партии, чья платформа Демократической партии 1912 года обязывала их гарантировать свободный проезд для США. законопроект, прямо закрепляющий за США право освобождать суда от платы за проезд в будущем. Вильсон подписал эти поправки к Акту о Панамском канале 15 июня 1914 года.

См. Также

Примечания

Дополнительная литература

  • Кэмпбелл, Чарльз С. Англо-американское понимание, 1898–1903 (1957)
  • ЛаФебер, Уолтер. Панамский канал: кризис в исторической перспективе (1990)
  • Маккалоу, Дэвид. Путь между морями: создание Панамского канала, 1870–1914 (2001), хорошо написанная популярная история
  • Майор, Джон. Призы: Правительство Соединенных Штатов и Панамский канал 1903–1979 (Cambridge University Press, 2003)
  • Маурер, Ноэль и Карлос Ю. Большая канава: как Америка взяла, построила, использовала и в конечном итоге отдала Панамский канал (Princeton UP, 2010)
  • Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). "Договор Хэй – Паунсефот". Encyclopedia Americana.

Внешние ссылки

Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Противоречие Панамского канала
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:59:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте