Рунические камни Хакон-Ярла являются шведскими руническими камнями со времен Канута Великого.
Два рунных камня, один в Уппланде (U 617) и один в Смоланд ( Sm 76) упоминают Хакона Ярла, и рунологи и историки спорят, являются ли они одним и тем же или двумя разными людьми. Более того, в дебатах участвовали все известные Хакон Ярлы: Хакон Сигурдарсон (ум. 995), его внук Хакон Эйрикссон (ум. 1029), Хакон Оварссон (ум. 1062) и Хакон Палссон (ум. 1122). Наиболее распространенное мнение среди рунологов (Брате, фон Фризен, Вессен, Янссон, Кинандер и Рупрехт) состоит в том, что два камня относятся к разным хаконским ярлам и что один из них был шведским, а другой норвежским.
Этот рунный камень был находится в Ниббле на острове Экерё, но он исчез. В научной литературе его впервые описал Йоханнес Буреус (1568–1652), а в 1678 году - Лейтц. Йохан Хадорф отметил в 1680 году, что имя умершего в Надпись была откушена местными жителями, которые считали, что это поможет от зубной боли. Элиас Вессен отмечает, что roði Hakonaʀ относится к leidang организации, возглавляемой человеком по имени Хакон, который мог быть ярлом, но он считает наиболее вероятным, что Хакон имеет в виду шведскому королю Хакону Рыжему. Другие отождествляют Хакона с норвежским ярлом Хаконом Эйрикссоном, например См 76, ниже, а Омельян Прицак считает, что человек, которому был посвящен камень, был член армии ярла Хакон Эйрикссон в Англии.
Латинская транслитерация:
Древнескандинавская транскрипция:
английский перевод:
Этот рунический камень также называют руническим камнем брата в честь церкви где он расположен. Он создан той же аристократической семьей, что и резьба Рамсунда и рунический камень Кьюла, который позволяет ученым изучать семью Хакон-Ярла, упомянутого на этом руническом камне. Считается, что он был шведом, и его сын Озурр мог быть ответственным за организацию местной организации защиты от рейдеров на берегу озера Меларен. Однако единственная зарегистрированная организация такой защиты - из Англии, и, следовательно, и этот Хакон Ярл, и его сын Озурр, возможно, действовали в Англии в Тингали вместо этого. Омельян Прицак утверждает, что этот Хакон - тот же самый, что упоминается на руническом камне Сёдра Бетби, и чей сын Ульф был на западе, то есть в Англии. Этот шведский Хакон Ярл тогда на самом деле был бы норвежцем Хаконом Эйрикссоном.
Как и норвежский ярл Хакон Эйрикссон, этот шведский Хакон Ярл был идентифицирован с варяжским вождем Якуном, который упоминается в Primary Chronicle.
Упоминание о возведении мостов в руническом тексте довольно часто встречается в рунических камнях этого периода времени. Некоторые из них относятся к христианским ссылкам, связанным с переходом моста в загробную жизнь. В это время католическая церковь спонсировала строительство дорог и мостов, используя индульгенции в обмен на ходатайство за душу. Есть много примеров этих мостовых камней, датируемых одиннадцатым веком, включая рунические надписи Sö 101 и U 489.
Латинская транслитерация:
Древнескандинавская транскрипция:
Перевод на английский:
От этого рунного камня остался лишь фрагмент, но перед тем, как его уничтожили, текст прочитали рунологи. Фрагмент находится в саду гостиницы Комстада в Смоланде. Первоначально он был воздвигнут женщиной в память о Враи, который был предводителем графа Хакона, который, вероятно, был графом Хоконом Эйрикссоном. Некоторое время назад Врай воздвиг рунический камень Савсьё в память о своем брате Гунни, который умер в Англии.
Общепринятое отождествление с Хаконом Эйрикссоном было сделано фон Фризеном в 1922 году, и он также встречается на U 16, выше.
Латинская транслитерация:
Древнескандинавская транскрипция:
английский перевод: