Григорий Хониад (также Хониат, Хиониад ; Греческий : Γρηγόριος Χιονιάδης; c. 1240 - c. 1320) был византийским греком астрономом. Он отправился в Персию, где изучил персидскую математическую и астрономическую науку, которую представил в Византии по возвращении из Персии и основал астрономическую академию в Трапезунд. Хониад также был православным епископом в Тебризе.
Информация о Хониаде сохранилась из некоторых современных источников. В 1347 г. пишет, что «некий Хиониад, выросший в Константинополе, влюбился в математику и другие науки. Освоив медицину, он хотел изучать астрономию ; ему сообщили, что для удовлетворения его желания ему придется отправиться в Персию (тогда под властью Ильханата ). отправился в Трапезунд, где ему оказал некоторую помощь император Алексиос II Трапезундский, а оттуда отправился в саму Персию, где убедил еще одного императора помочь ему. В конце концов он узнал все, что хотел знать., и вернулся в Трапезунд, унеся из Персии несколько астрономических текстов, которые он перевел на греческий."
. Сохранилось шестнадцать писем Хониада, которые подтверждают, что он получил помощь от Алексия II и путешествовал в Персию. Хониад перевел ряд арабских и персидских работ по математике и астрономии, включая астрономические книги. благословения своего учителя Аджалл Шамс ад-Дин Омар, который работал в знаменитой обсерватории Мараге под эрудитом Насир ад-Дин ат-Туси. Хониад сыграл важную роль в передаче ряда инноваций из исламского мира в Европу. К ним относятся введение универсальной широтно-независимой астролябии в Европу и греческое описание пары Туси, которая позже оказала влияние на гелиоцентризм Коперника. Хониад также перевел на греческий язык несколько трактатов Зидж, в том числе персидский Зидж-и Ильхани ат-Туси и обсерватории Мараге, а также Сельджукские санджарические таблицы аль-Хазини, исламский астроном византийского греческого происхождения.
Хониад проживал в Тебризе, в то время монгольской столице, с 1295 по 1296 год, служа православным епископом для православной жизни. в этом городе, а затем вернулся в Константинополь. В 1302 году он вернулся в Тебриз в качестве епископа. Согласно Дэвиду Пингри, это могло быть связано с попыткой Андроника II Палеолога заключить союз с Газан-ханом летом 1302 года.
Он умер в Трапезунде, вероятно, во втором десятилетии четырнадцатого века.