Так называемый Gesta Francorum («Деяния франков») или полностью Gesta Francorum et aliorum Hierosolimitanorum («Деяния франков и других паломников в Иерусалим») является Латинская хроника Первого крестового похода, написанная в 1100–1101 годах анонимным автором, связанным с Богемондом Таранто.
. В ней рассказывается о событиях Первого крестового похода. с самого начала Иона в ноябре 1095 г. до битвы при Аскалоне в августе 1099 г. Имя автора неизвестно, но он был членом крестоносного отряда: Норман или итальянец, завербованный Богемондом Таранто в 1096 году из герцогства Апулии. Его рассказ о поездке в Иерусалим, сначала под руководством Боэмона, а затем Раймонда Тулузского, был составлен и написан во время путешествия. Ему помогал писец, который время от времени вносил свои собственные правки, и, таким образом, хроника дает бесценные точки зрения на рыцаря, который не был лидером высокого уровня или священником.
Самым важным историческим вкладом являются повседневные события путешествия: тактические операции, снабжение, изменение настроений крестоносцев, антигреческие предрассудки и прогресс каждого дня.
Для своих современников-литераторов анонимный автор был «деревенским». Гвиберт из Ножана написал на его основе Dei gesta per Francos (1108), сказав, что оригинал «часто поражал читателя своей безвкусной пустотой». Роберт Монах из Реймса позже был уполномочен переписать всю работу для литературных и исторических улучшений, в то время как Бодри из Дола также позже переписал версию "эта деревенская маленькая работа". Однако оригинал сохранился и сегодня остается одним из самых ценных современных источников о Первом крестовом походе.
Стивен Рансимен пишет о Гесте:
Gesta Francorum во многом соответствует описанию Первого крестового похода священника и крестоносца Питер Тудебоде, Historia de Hierosolymitano itinere. Обе хроники имеют очень похожие детали и формулировки, но каждая из них также содержит незначительные детали, которых нет в другой. Историки и палеографы оспаривают связь между летописями и порядком их появления. Историк Джей Рубенштейн предположил, что тексты имеют более полный и общий источник, который с тех пор был утерян.