Георгий Метохитес (греч. : Γεώργιος Μετοχίτης; ок. 1250–1328) был архидьяконом в Константинополе в 1270-х и начале 1280-х годов, и важный, горячий сторонник Союза Греческой и Латинской церквей, согласованного на Втором Лионском соборе (1274 г.).
О ранних годах Метохитов ничего не известно. Впервые он появляется в Георге Пахимере 'История в 1273 году как один из небольшой группы священнослужителей, поддержавших переговоры императора Палеолога о церковном союзе с Римом. После Лионского Собора он какое-то время служил послом Михаила при папских дворах Григория X, Иннокентия V, Иоанна XXI и Николай III ; среди прочего, он безуспешно выступал за совместный греко-латинский крестовый поход против турок. После того, как Лионский союз был распущен после смерти императора Михаила (декабрь 1282 г.), метохиты вместе с патриархом Иоанном Беккосом и архидиаконом Константином Мелитениотом оказались в политической опале; антипрофсоюзные советы в Константинополе в 1283 и 1285 низвели его до светского статуса и обвинили в ереси; и он провел около 45 лет - гораздо большую часть своей жизни - в тюрьме за то, что оставался верным своим профсоюзным убеждениям. Его сын, Теодор Метохитес, который не разделял взглядов своего отца на союз с Римом, приобрел большое богатство и влияние при императоре Андронике II и был известным византийским гуманистом; среди его учеников был Никифор Грегора, историк и антипаламит теолог. Кажется вероятным, что младший метохитец снабжал отца книгами и письменными принадлежностями; во всяком случае, за эти 45 лет старшие метохиты написали ряд книг, в которых приводились богословские и исторические обоснования церковного союза. Его книги не получили большого внимания со стороны ученых, отчасти из-за странного и сложного греческого стиля, которым они написаны.
Некоторые сочинения Георгия Метохитеса были отредактированы с греческого языка и переведены на латинский язык Львом Аллатием в семнадцатом веке; они перепечатаны в Ж.-П. Migne's Patrologia Graeca vol. 141. Сюда входят его работы «Против Максима Планудеса и против Мануэля Москопулоса, оба из которых утверждают, что латинское учение о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, не противоречит ни разуму, ни традиция греческих отцов. Другая работа на ту же тему называется «Об исхождении Святого Духа»; Франсуа Комбефис (1605–1679), который перевел краткий отрывок из него, утверждал, что это лучшее из когда-либо написанных в своем роде. Из этого пятитомного труда когда-либо были опубликованы только два отрывка; они также найдены в произведении Минье P.G. т. 141. Метохиты также написали различные исторические труды, касающиеся раскола церквей, в которых он обсуждает истоки раскола, более ранние попытки его излечить, непосредственные предварительные приготовления к Лионскому союзу, его осуществление в Византии и негативную реакцию на него. что последовало за смертью Михаила VIII; эти сочинения были отредактированы Джозефом Козза-Лузи под названием Historia dogmatica («Догматическая история») и опубликованы в томах. VIII и X из А. Mai's Nova Patrum Bibliotheca (Рим, 1871 и 1905 гг.). Коцца-Лузи предоставил латинский перевод первой книги этой догматической истории; две другие книги остались непереведенными. Главный объект обличений Метохитов в его Догматической истории - Патриарх Кипрский Григорий II, сменивший Беккоса, которого Метохит изображает негодяем и еретиком.
На сегодняшний день не существует переводов произведений Георгия Метохитеса на какой-либо современный язык. Это прискорбно, потому что он остается одним из основных источников исторической информации для того периода, в котором он жил, и он был лично знаком с большинством основных деятелей Византии в критический момент ее истории.
Лев Аллатий описывает стиль письма метохитов в следующих терминах:
in omnibus dura, compositio aspera, nullo fuco, nullo lenocinio mollita, sententi graves, argumenta ad probandum id quod voluit firma, sed elocutione et impositione nominum horrida et confragosa.
"... [его письмо] в целом трудное, резкое по составу, смягченное никакими фальшивыми красками или мерзкими украшениями, с трезвыми, мрачными и твердыми мнениями аргументы в пользу доказательства того, что он имеет в виду, но ужасный и раздражительный в своей речи и выборе слов ».