A Система вентиляции с фильтрующей оболочкой (FCVS) - это система управления авариями, разработанная для минимизации выбросов продуктов деления при выпуске давление здания защитной оболочки в случае тяжелой ядерной аварии. В качестве меры по управлению тяжелыми авариями (SAMM) вентиляция защитной оболочки не может предотвратить расплавление, но может помочь смягчить его последствия для окружающей среды.
Большинство атомных электростанций имеют здание защитной оболочки, роль которого в соответствии с принципом глубокоэшелонированной защиты заключается в обеспечении максимальной защиты от выброса радионуклидов в окружающую среду во время аварий с частичным или полным повреждение активной зоны реактора , то есть нарушение целостности ядерного топлива (первый барьер). В самом серьезном из таких сценариев, если топливо остается недостаточно охлажденным в течение длительных периодов времени, целостность первичной системы (второй барьер) также может быть поставлена под угрозу, например, если значительная масса расплавленного топлива (кориум ) достигает дна корпуса высокого давления реактора и плавится через него. В этот момент большая часть охлаждающей воды первого контура будет выпущена в атмосферу защитной оболочки, если она еще не была выпущена через разрыв трубы (LOCA ), вместе с летучими продуктами деления, такие как цезий и йод из расплавленного топлива, тем самым увеличивая давление в защитной оболочке. Хотя атомные электростанции оборудованы системами, предназначенными для охлаждения защитной атмосферы (такими как системы распыления защитной оболочки), они могут быть недоступны в случае серьезной аварии (например, отключение станции, при котором вся электроэнергия отключена). потерянный). В этом случае неконтролируемых выбросов радионуклидов из-за выхода из строя защитной оболочки можно избежать, выпуская атмосферу из атмосферы для снижения давления.
Существует два основных типа FCVS:
Оба позволяют удалять большая часть аэрозолей (включая цезий,>99,9%) и йод (>99% в элементарной форме), содержащихся в вентилируемой атмосфере.
Исторически сложилось так, что с точки зрения аварийного использования примитивный скруббер на реакторе первого поколения с газовым охлаждением уменьшал выброс радиоизотопов из пожар в Уиндскейле в 1957 году. Скруббер, который до того, как были вызваны его услуги по очистке, был насмешливо известен как безумие Кокрофта в честь ученого Джона. Кокрофт, который настаивал на его присоединении к предприятию. После пожара и скруббера Кокрофта, уменьшившего количество материала, который ускользнул в окружающую среду, «слово безумие казалось неуместным после аварии».
Так родилась современная концепция FCVS исходя из выводов отчета WASH-1400 и последствий аварии на Три-Майл-Айленде в конце 1970-х годов, и его внедрение в Западной Европе ускорилось из-за Чернобыльской ядерной катастрофы в 1986 году. Было осознано, что некоторые сценарии аварий могут привести к значительным выбросам радионуклидов в окружающую среду, что считалось неприемлемым, особенно в странах, в которых атомные электростанции расположены близко к населенным пунктам, например, в Западной Европе.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов FCVS были переоборудованы на существующие атомные электростанции в Франции, Германии, Швеции, Швейцария и Финляндия (кроме ВВЭР в Ловииса ). К 2010-м годам FCVS была установлена в Болгарии, Канаде и Нидерландах. Однако АЭС «Фукусима-дайити», участвовавшая в ядерной катастрофе «Фукусима-дайити» в 2011 году, не была оборудована FCVS. После этой аварии многие другие страны решили модернизировать свои электростанции с помощью FCVS, в том числе Бельгия, Китай, Япония, Южная Корея, Испания и Румыния. Кроме того, к 2014 году такие обновления обсуждались в Чехии, Словакии и России (для некоторых заводов).
AREVA и Westinghouse Electric Company поставляют FCVS.