Ференц Центери | |
---|---|
Родился | Ференц Центери. (1937-12-29) 29 декабря 1937. Блай, Румыния |
Умер | 7 ноября 2014 (2014-11-07) (76 лет). Идиллуайлд, Калифорния |
Национальность | Венгр |
Образование | Технологическая школа (Дьер, Венгрия ), Университет иудаизма, изящных искусств (Лос-Анджелес, Калифорния) |
Известен как | Скульптор |
Движение | Абстрактное |
Ференц Чентери (29 декабря 1937 - 7 ноября 2014) был абстрактным скульптором по металлу, известным своей концептуальной работой, связанной с появлением космической программы США в 1960-х годах. Он был особенно известен высокой степенью технической точности обработки и сварки в его скульптуре.
Чентери родился в 1937 году в этнической венгерской семье, в семье плотника в Блаж, Румыния (Венгерский : Балажфалва). Когда он был молод, его семья переехала в Дьер, Венгрия, где он вырос и позже получил образование инженера. Он бежал из страны во время Венгерской революции 1956 года, проехав на велосипеде через австрийскую границу, и в качестве беженца отправился в Лос-Анджелес, Калифорния. Он был призван в Армию США в 1961 году и находился в Бракононе около Ангулема, Франция, где он начал лепить из таких материалов, как камень и дерево, работая в базовом механическом цехе.. Вернувшись в США, он работал машинистом и сварщиком Heliarc, а в своих скульптурах начал использовать материалы космической эры, такие как алюминий и люцит.
В течение 1960-х и 1970-х годов Чентери создал серию работ, в которых он использовал различные формы, а также такие промышленные материалы, как алюминий и нержавеющая сталь, чтобы выразить свою концепцию космических исследований. и развитие. В течение этого периода он активно демонстрировал свои работы в столичном районе Лос-Анджелеса, но по мере того, как его популярность и признание начали расти, он отказался от публичных демонстраций своих работ, чтобы сосредоточиться исключительно на развитии своего искусства. Он также преподавал скульптуру в Калифорнийском технологическом институте в течение 1969–1970 учебного года.
Выставки Чентери посещали известные деятели искусства Лос-Анджелеса, а также голливудские писатели и продюсеры., и директора. Дизайн TIE-истребителя во франшизе Звездных войн очень напоминает скульптуру Чентери, которая предшествует фильму на несколько лет, что позволяет предположить, что взгляд Ференца на технологии соответствовал другим футуристические визионеры своей эпохи. Его скульптуры также были показаны в первой сцене телешоу Ночная галерея, организованной Родом Серлингом.
Скульптура Ференца Чентери 1967 года, которая была выставлена в районе Лос-Анджелеса / Голливуда в конце 1960-е.Чентери продолжал выражать свое художественное видение космоса и технологий в 1970-х и 1980-х годах, работая независимым сварщиком для аэрокосмических компаний, включая Лаборатория реактивного движения (JPL), работая над такими проектами, как программа Voyager. В конце 1980-х он открыл галерею в Пасадене, Калифорния, где проводил частные выставки своих работ. В течение 1990-х годов он расширил сферу своей деятельности, включив функциональное искусство с серией заказных произведений, включая фонари и фонтаны для клиентов в Западном Лос-Анджелесе.
Проблемы со здоровьем вынудили его отказаться от сварочных работ и серьезных металлоконструкций в 2001 году, и в 2004 году он переехал в Idyllwild, Калифорния, где продолжил создавать произведения искусства с использованием альтернативных материалов, включая серию кинетических скульптуры, которые он называл «прядильщиками» или «идиллическими дарами», построенными из перфорированного металла и тонких листов пластика ПВХ. Ференц также продолжал составлять каталог и сохранять венгерские народные песни, в том числе многие оригинальные мелодии, написанные на стихи Шандора Петефи. Он умер в своем доме в Idyllwild 7 ноября 2014 года.
Los Angeles Times художественный критик и писатель Генри Дж. Селдис назвал Чентери «одним из самых интригующих молодых скульпторов. таланты на местной сцене », позже назвав свою работу« необычайно интересной »и заявив, что« он достигает простой элегантности, основанной на довольно сложных схемах ».
В обзоре Музея искусств Лонг-Бич 1967 года 5-я ежегодная выставка в Южной Калифорнии, известный искусствовед и художник-гравер из Лос-Анджелеса Артур Миллиер назвал работу Чсентери «впечатляющей», назвав его одним из «четырех лучших талантов в [] показательном шоу».
Доктор Дэвид Смит, основатель Baxter Art Gallery Калифорнийского технологического института, написал, что его скульптура является «великолепным интеллектуальным искусством, которое поражает воображение зрителя», и заявил, что «его раннее обучение и продолжающийся, часто весьма оригинальный и творческий опыт работы с металлами являются одними из источников искусства, столь точного, что захватывает дух ».
Викискладе есть медиафайлы по теме Ференца Чентери. |