Элеонора Рош | |
---|---|
Родилась | Элеонора Рош. 1938 |
Образование | Гарвард (доктор философии) |
Научная карьера | |
Области деятельности | Когнитивная наука, психология, философия |
Учреждения | Калифорнийский университет в Беркли. Университет Брауна. Колледж Коннектикута |
Элеонора Рош (некогда известная как Элеонора Рош Хейдер ; род. 1938) - американский психолог. Она профессор психологии в Калифорнийском университете в Беркли, специализируется на когнитивной психологии и в первую очередь известна своей работой по категоризации, в частности, ее теория прототипа, которая оказала глубокое влияние на область когнитивной психологии.
На протяжении всей своей работы Рош провела обширные исследования, посвященные ряду тем, включая семантическую категоризацию, ментальное представление из концептов и лингвистика. Ее исследовательские интересы включают познание, концепции, причинность, мышление, память, межкультурную, восточную и религиозную психологию. Ее более поздняя работа по психологии религии была направлена на то, чтобы показать значение буддизма и созерцательные аспекты западных религий для современной психологии.
Рош родился в Нью-Йорке Сити, дочери учителя английского языка из Англии и матери, которая была русской беженкой. Она защитила кандидатскую диссертацию по философии в Reed College по теме Витгенштейна, который, по ее словам, «вылечил ее от изучения философии».
После школы она работала социальным работником в Портленде на несколько лет, а затем вернулся в Гарвард, чтобы изучать клиническую психологию на тогдашнем факультете социальных отношений. Рош защитил докторскую диссертацию, изменившую парадигму, в Гарварде о формировании категорий под руководством Роджера Брауна. После непродолжительной работы в Университете Брауна и Колледже Коннектикута Рош поступил на факультет психологии Калифорнийского университета в Беркли в 1971 году.
Из полевых экспериментов, проведенных Рош (вместе со своим тогдашним мужем Карлом Хайдером ) в 1970-х годах с народом дани из Папуа-Новой Гвинеи, она пришла к выводу, что при классификации В качестве повседневного объекта или опыта люди полагаются не столько на абстрактные определения категорий, сколько на сравнение данного объекта или опыта с тем, что они считают объектом или опытом, наилучшим образом представляющим категорию («прототип»).
Хотя у дани не хватает слов для всех английских цветов (их язык содержал только два цветовых термина, делящих все цвета либо на категорию «светлый, яркий», либо на категорию «темный, прохладный»), Рош показал, что они все еще могут классифицировать объекты по цветам. для чего у них не было слов. Она утверждала, что основные объекты имеют психологическое значение, выходящее за рамки культурных различий и формирующее ментальное представление таких объектов. Она пришла к выводу, что люди в разных культурах склонны классифицировать объекты, используя прототипы, хотя прототипы отдельных категорий могут отличаться.
Рош внесла свой вклад в многочисленные научные работы по таксономическому анализу объектов на основе этого прототипа («стул») и подчиненные термины («высокое черное кожаное кресло»). Она сделала вывод, что чрезмерное использование подчиненных терминов может быть связано с отношением к снобизму и элитарности.
На ее работу часто ссылались исследователи компьютерного зрения и глубокого обучения Од Олива, у которой построена на классификациях объектов Роша, чтобы научить компьютеры распознавать основные сцены, мгновенно интерпретируемые людьми.
Рош - член Общества когнитивных наук. Она была посредником в нескольких дискуссиях с Далай-ламой.