Дгайса

редактировать
Дгаджес в Биргу в 2013 г.

Дгħайса тал-пасс является традиционным водное такси из Мальты. Часто его называют просто dgħajsa (мальтийское произношение:, мн. Dgħajjes ), но это слово относится к любому типу лодки на мальтийском языке. Лодка была разработана в 17 веке и широко использовалась для перевозки пассажиров в Гранд-Харбор и Марсамксетт-Харбор в период между 18 и 20 веками. Их использование сократилось в конце 20-го века, и сегодня немногие dgħajes продолжают работать, переправляя туристов по гаваням. Варианты лодок до сих пор широко используются в гребных регатах, проводимых два раза в год.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Варианты Regatta
  • 4 Устаревшие
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
История

Во время При правлении госпитальеров на Мальте спрос на паромное сообщение в Гранд-Харборе рос по мере развития поселений Валлетты и Трех городов. Считается, что перевал dgajsa tal-pass был разработан для удовлетворения этого спроса в начале 17 века. Самое раннее известное упоминание о паромах в гавани относится к 1601 году, а самое раннее известное изображение - это рисунок Виллема Шеллинкса с 1664 года. Дизайн dgħajsa имеет сходство с паромами из Сицилии.

Вид на Большую гавань в 1890-х годах с различными джагаджами на переднем плане.

Считается, что в 18 веке количество джагаджей в гавани значительно увеличилось, и великие магистры Антониу Маноэль де Вильена и Эммануэль де Рохан-Польдук издали постановления, направленные на предотвращение побега рабов-мусульман с Мальты на борту судна dgħajjes. В 19 веке, когда Мальта находилась под британским правлением, джагаджес широко использовались для перевозки пассажиров в Большой гавани и гавани Марсамксетт. На этом этапе конструкция лодок была изменена, и они обычно были украшены.

Dgħajjes использовались для переправы людей с кораблей на берег, а также для перевозки людей между портовыми поселениями. Обычно его приводил в движение один человек, стоящий лицом вперед и толкающий два весла. В 1950-х годах принцесса Елизавета (впоследствии королева Елизавета II ) на корабле Королевского военно-морского флота отправилась на судне «Сент-Анджело» в форт Сант Анджело. Это конкретное судно было построено в 1950–52 годах, оно было отреставрировано и теперь используется для переправки туристов в Гранд-Харбор.

Экипаж HMS Kelvin (F37) в лодках и лодках с их корабль готовился к гонке во время Второй мировой войны

Некоторые dgħajjes также имели ограниченное применение за пределами Мальты. В 1950-х годах Сальваторе Формоза стал официальным лодочником HMS Surprise (K346), и его dgħajsa нашел применение в различных портах Средиземноморья, включая Неаполь, Сен-Тропе, Римини, Барселона и Монако. В Венеции он, как сообщается, обогнал гондолу, вызвав гондольера на гонку. Джагайса Формозы сейчас хранится в Морском музее Мальты.

Использование джагайсы стало сокращаться после того, как паромы были введены в портах Мальты в 1882 и 1906 годах, а затем с введением автобусов в 1918 году. Сокращение британских войск на Мальте позже в 20 веке еще больше усилило ее упадок. К 1970 году многие dgħajjes стали приводиться в движение подвесными моторами, а весла использовались редко. Количество лодок сильно сократилось с 1970-х годов, и сегодня сохранилось не более нескольких десятков оригинальных лодок. Мало кто сохраняет навыки постройки таких лодок. Dgajjes, которые используются до сих пор, в основном возят туристов в туры по портам Мальты. Koperattiva tal-Barklori - это кооператив владельцев лодок, которые пытаются сохранить немногочисленные оставшиеся dgħajjes. Считается, что самой старой из сохранившихся лодок, которая до сих пор используется, является Palomba, построенная в середине 19 века.

Описание
Носовой форштевень dgħajsa

Начиная с dgħajsa tal- Перевал используется для переправы пассажиров в гавани, он легкий, а древесина, использованная в его конструкции, не такая прочная, как у других лодок, таких как kajjik, luzzu или Лодка Гозо, которая перевозила большие грузы и преодолевала большие расстояния. Ранние dgħajjes имели наклонную переднюю стойку и не имели стиральных досок, но последняя особенность использовалась к середине 18 века. К концу 18 века были введены стебли на обоих концах лодки. В 19 веке лодки обычно имели слегка изогнутый носовой форштевень, но в начале 20 века он был заменен прямым. Высокий нос и корма кажутся в основном декоративными, но они полезны при управлении лодкой, а также при посадке и высадке пассажиров.

Считается, что dgħajjes начали окрашивать в яркие цвета в конце 18-го века. века, а к середине 19 века они часто носили Глаз Гора. К 1880-м годам многие лодки были украшены сложными цветочными узорами, которые варьировались от лодки к лодке.

Варианты регаты
dgħajsa Senglea, выигравшая регату 8 сентября 2008 г.

Варианты dgħajsa все еще широко используются в гребных регатах, проводимых в Гранд-Харборе 31 марта и 8 сентября ежегодно. Лодки, используемые в гонках, изначально были идентичны водным такси, но с 1930-х годов они стали строиться легче и быстрее, теряя при этом некоторые традиционные аспекты перевала dgħajsa tal-pass.

Лодки построены по строгим спецификациям. Есть два варианта дгаджса тал-пасса с двумя или четырьмя веслами и более крупный вариант, известный как дгħаджса тал-мидалджи, который также имеет четыре весел. На меньших лодках сидят два человека: один стоит и один сидит, а на лодках с четырьмя веслами - четыре человека: два стоячих и два сидящих.

Варианты других традиционных лодок, каджик и также участвуют в регате.

В 2012 году два dgħajjes соревновались в Great River Race на Темзе.

Наследие
Эмблема Мальты, 1975–1988

dgajsa появляется на гербе Мальты, который использовался с 1975 по 1988 год.

В песне Сирила Тоуни «The Ballad of Sammy's Bar» эти лодки упоминаются в Последняя строчка каждого стиха - «Отзови ди-со». Тоуни приложил следующее примечание к объяснению: «Джагайса - это мальтийская гондола, используемая моряками для того, чтобы пересекать ручьи, вместо того, чтобы объезжать их. На Мальте они являются законным средством для моряков вернуться на борт корабля, если они пропустят либерти-лодку. В Великобритании для них незаконно использовать что-либо, кроме официальных катеров свободы, чтобы вернуться на корабль ».

См. Также
  • Ferilla, еще одну традиционную мальтийскую лодку, которая имеет сходство с dgħajsa
Ссылки

СМИ, относящиеся к Дгайса на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-17 04:00:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте