A Деде является социально-религиозным лидером в исламском алевитах и неисламское Ишики сообщество. Это один из 12 рангов имама в алевизме. Институт деде - самый важный из всех институтов, неотъемлемых от социальной и религиозной организации анатолийских алевитов. Хотя он был значительно ослаблен в результате социально-экономических преобразований, произошедших в Анатолии к концу девятнадцатого века, и особенно из-за ускоренной миграции из сельских в городские районы после основания Турецкая Республика, она сыграла первостепенную роль в выживании алевизма до сегодняшнего дня.
Институт дедов основан на трехуровневой иерархии:
В некоторых регионах эта иерархия видоизменяется таким образом, что Пир и Муршид меняются места. Это исключительно функциональная иерархия, поскольку все участники происходят из семьи деде. Они выполняют функции, которые по своей природе дополняют друг друга и не имеют смысла в отрыве друг от друга. Семьи деде, все они называются окакзады, распределили эти обязанности между собой.
Алеви-деде сосредотачивается на мистических исламских учениях Двенадцати Имамов, Буйруков (в основном Имам Чафер-и Садик Буйругу) и Хаджи Бекташ Вели.
Согласно книгам Буйрука, которые включают в себя основные принципы веры алевитов и традиции, сохранившиеся у алевитов, деде должен иметь следующие квалификации:
Основными функциями дедов могут быть резюмируется следующим образом:
Для Алевис, «Йол» (путь) - очень важное понятие. Родословные дедов постоянно подчеркивают это, говоря: «Yol cümleden uludur» [Путь самый возвышенный из всех]. Важен Йол, а не личные желания и потребности отдельного Алеви. Все последние возможны только в соответствии с первым. В противном случае учреждение düşkün будет активировано. Другими словами, алеви станет düşkün, если он попытается удовлетворить свои желания и потребности, не обращая внимания на йол. Как заметил профессор Юсуф Зия Йорукан, «Деде объявляет человека« düşkün », говоря ему:« Да потемнеет твое лицо ». Более того, этот человек лишен закона человеческих ".
Следующие основные преступления приводят человека к состоянию düşkün: