Кризис марксизма (он же «кризис в марксизме ») был термином, впервые использованным в 1890-е годы после неожиданного возрождения глобальной капиталистической экспансии стали очевидными после Великой депрессии в Европе 1873-1896 гг., которая в конечном итоге вызвала кризис в марксистской теории. Кризис вылился в серию теоретических споров о значении экономического восстановления для стратегии социалистического движения, что привело к идеологической фрагментации и усилению сектантских дебатов. К 1890-м годам ортодоксальные марксисты пришли к выводу, что капитализм находится на «грани краха», а социалистическое движение - на «грани революционного триумфа», но из-за нового всплеска капиталистической и промышленной активности такие интерпретации больше не могли
Первым, кто ввел понятие кризиса в марксизме, был Томас Масарик, заявивший в 1898 году, что он наблюдает «кризис в марксизме». Осознавая потенциальную проблему, Масарик заявил, что социализм значительно укрепится, «если его лидеры будут откровенно критиковать его основы, чтобы преодолеть свои недостатки».
Современники рассматривают эти противоречия в марксистских рядах как «кризис марксизма», «кризис марксизма» или иногда обозначающий его как «ревизионистский кризис».
Считающийся отцом ревизионизма Эдуард Бернштейн считается главным сторонником одного из величайших кризисов в сознании марксистского пролетарского движения и, следовательно, инициировав «ревизионистскую полемику». Штутгартская партийная конференция в октябре 1898 года открыла этот теоретический кризис, укрепила основные боевые позиции и установила основные элементы ревизионистской позиции.
Споры по поводу экономических дилемм марксизма вышли на первый план после несколько статей Конрада Шмидта в 1897 году и Эдуарда Бернштейна в 1898 году были опубликованы в журналах немецких социал-демократов. Они поставили под сомнение обоснованность некоторых марксистских догматов, указали на возможную ошибочную природу материализма и предложили пересмотреть марксизм, в конечном итоге утверждая, что многие из экономических ожиданий Карла Маркса не подтверждаются ожиданиями, изложенными в Капитал и др.
Бернштейн и другие марксистские ревизионисты обратились к ряду вопросов, которые сосредоточились на недостатках экономических прогнозов Маркса. Одним из первых рассмотренных вопросов было марксистское предсказание, что промышленный капитализм приведет к концентрации и централизации. Но Бернштейн указал, что владение предприятиями стало более рассредоточенным, а не сосредоточенным в нескольких руках.
В своей попытке доказать, что промышленная концентрация не увеличивается, Бернштейн писал:
… это колодец - установленный факт, что в целом ряде отраслей промышленности малые и средние предприятия кажутся вполне способными существовать помимо крупных.
Бернштейн также пытался эмпирически продемонстрировать, что крупные фирмы не так прибыльны, как мелкие, утверждая, что компании любого размера могут хорошо выжить вместе. Бернштейн бросил вызов ортодоксальным марксистским теориям о том, что капитализм обречен на провал, отметив, что капитализм все больше преодолевает ряд своих слабостей, «таких как безработица, перепроизводство и несправедливое распределение богатства». Более того, Бернштейн утверждал, что очевидная стабилизация капитализма была не временной, а постоянной чертой.
Бернштейн утверждал, что доходы пролетариата росли, что прямо противоречило предположению Маркса о том, что рабочие станут беднее из-за неразрешимых противоречий капитализма., угнетение рабочих и угнетенный классовой плесень, и структура, основанная на прибыли. Благодаря своему эмпирическому подходу Бернштейн занял позицию, согласно которой экономическое процветание при капитализме приводит к сокращению классовых конфликтов, а также к увеличению дифференциации рабочего класса. Бернштейн предсказал, что классовый антагонизм в капиталистическом обществе в конечном итоге уменьшится, тогда как социализм будет мирно развиваться под парламентскими и реформистскими реакциями.
Одним из первых серьезных противников реформистской и оптимистической позиции Бернштейна по отношению к капитализму был Александр Парвус теоретик марксизма. Парвус утверждал, что Бернштейн пытался «свергнуть социализм». В одном из своих эссе 1898 года Парвус критически проанализировал значение ревизионизма Бернштейна, написав:
В чем был бы смысл стремления к политической власти, если бы это привело только к «колоссальному поражению»? Какой был бы смысл противостоять капитализму, если бы мы не могли обойтись без него? Вместо этого нам пришлось бы поощрять капиталистическое развитие, поскольку, если оно не прерывается общими торговыми кризисами, оно должно в конечном итоге привести к процветанию всех!
В конце 1890-х годов ортодоксальный марксизм столкнулся с рядом других экономических дилемм. Дэвид Рэмси Стил, бывший член Социалистической партии Великобритании, резюмировал многие из наиболее серьезных причин кризисов, поразивших марксизм, заявив:
Рабочие были становясь богаче, рабочий класс был раздроблен на группы с разными интересами, технический прогресс ускорялся, а не встречал препятствий, «норма прибыли » не падала, число богатых инвесторов («магнатов капитала» ') не падала, а возрастала, концентрация промышленности не росла, и во всех странах рабочие ставили свою страну выше своего класса.
В своих предпосылках социализма 1899 г. Бернштейн рассматривал теоретические части марксистской доктрины как «не научные, а доктринерские», тем самым отвергая фундаментальный принцип научного социализма. Вместо этого Бернштейн вызвал кантианские либеральные идеалы, которые продвигали этические и моральные аргументы в пользу социализма. Как подчеркивал Бернштейн в рамках концепции этического социализма, «никакие действия со стороны масс» не могут иметь «длительного эффекта без морального стимула». Он также предложил отказаться от гегелевской диалектики и самой революции, положившей начало первой «постмарксистской» эпохе.
Согласно Генри Тюдору и Дж. М. Тюдору, реформа марксизма Бернштейном была направлена на обеспечение « права людей и содействие их материальному благополучию, не подрывая их независимости ». Он считал, что преобладающая проблема социализма заключалась в том, чтобы «не дать огромным размерам современного государства подавить личность и свести на нет демократический контроль».
Кризис марксизма охватил « Противоречие краха », который был аргументом между Карлом Каутским, ортодоксальными марксистами, Бернштейном и его ревизионистами по поводу предсказанного краха капитализма из-за его внутренних противоречий. Ортодоксальные марксисты придерживались мнения, что крах капитализма неизбежен, что приведет к революционной конъюнктуре. В противовес революционной тактике, Бернштейн утверждал, что революция оправдана только в том случае, если капитализм падет сам по себе. Но если капитализм не сможет самоуничтожиться в условиях кризиса капитала, как предсказывал Маркс, Бернштейн и реформаторы-марксисты считали, что переход к социализму может быть осуществлен через существующую политическую структуру. К ужасу ортодоксальных марксистов, противоречие капитализма не привело к ухудшению экономических условий, противопоставив социалистическую теорию эмпирическим данным. В этой дискуссии Каутский, которого считали папой социализма, утверждал, что марксистская революция не требовала экономического краха капитализма. Напротив, Бернштейн рассматривал эволюционный социализм как подход к марксизму, который рассматривал путь к социализму как реформистский и эволюционный, за вычетом хаоса и насилия революции.
Последствия, последовавшие за кризисом. Марксизма привело к рождению ревизионистского марксизма, что впоследствии привело к появлению движения социал-демократия, считавшегося поворотным моментом, когда Бернштейн бросил вызов центральным принципам социалистической революции.
Заключительный этап политический раскол по поводу марксистского ревизионизма разразился после насильственной русской революции 1917 года, когда социал-демократические партии отвергли воинствующих революционеров в поддержку парламентской реформации, но при этом заявили о своей приверженности социализации. Социал-демократия выступала за эволюционное преобразование частной экономики в социализм посредством устоявшихся политических процессов в рамках социальной реформы капитализма.
В ответ Иосиф Сталин предпринял серию атак против марксистских реформаторов и Социал-демократы, заявившие в 1924 г., что «социал-демократия объективно является умеренным крылом фашизма... Эти организации не антиподы, они близнецы». Позднее Сталин, Григорий Зиновьев и Коммунистический Интернационал (Коминтерн) применили термин «социал-фашисты » к различным независимым социал-демократическим партиям, особенно в Германия.
Начиная с 1890-х годов, многие периоды продолжались кризисом марксистской теории, включая начало 1930-х годов, когда немецкий теоретик марксизма Карл Корш предупреждал, что «марксизм сегодня находится в гуще событий. исторический и теоретический кризис. Это не просто кризис внутри «марксистского движения», но кризис «самого марксизма» ».
Другие утверждали, что марксизм постоянно находился в состоянии кризиса на протяжении ХХ век. После распада Советского Союза в 1991 г. возник общий марксистский кризис, согласно которому некоторые заявления были вызваны неприятием марксизма «миллионами рабочих как препятствием, а не помощью в их борьбе».