A contubernium были квазибрачными отношениями между свободный гражданин и раб или между двумя рабами в Древнем Риме. Раб, вовлеченный в такие отношения, назывался contubernalis.
Этот термин описывает широкий спектр ситуаций, от простого сексуального рабства до квазибрача. Например, согласно Светонию, Кенис, раб и секретарь Антонии Малой, был женой Веспасиана "во всем, кроме имя ", до ее смерти в 74 году нашей эры. Рабы также нередко создавали семейные союзы, разрешенные, но не защищенные законом.
В римской правовой системе раб не имел семьи. Если раб вступал в контуберниум со свободной женщиной, дети рождались свободными "iure gentium ". Если вместо этого мужчина был свободен, а женщина была рабыней, дети рождались рабами. Закон также разрешал рабовладельцу освобождать раба и вступать в сожительство или обычный брак.
Контуберниум разрешался также между двумя рабами, принадлежавшими двум разным владельцам. Однако это было спорным между свободной женщиной и рабом мужского пола другого гражданина. Фактически установлено, что если после трех предупреждений хозяина раба свободная женщина не прекратит половые отношения с их рабыней, она также станет рабыней того же хозяина. Цель этого закона заключалась не в регулировании нравственности свободных женщин, а в защите частной собственности и максимальном увеличении продуктивности раба-мужчины.
Если квазибрачные отношения касались не рабов, а только свободных граждан, то это были назывался concubinage (concubinatus ) и пользовался некоторой защитой со стороны закона. Среди свободных граждан сожительство, по-видимому, преобладало в парах, в которых один член был освобожденным гражданином, чаще, чем в парах, где оба члена были свободнорожденными гражданами. Среди пар, в которых оба члена были свободнорожденными гражданами, преобладающим институтом оставался обычный брак.
Невозможно с уверенностью узнать, сколько рабов хотя бы раз в своей жизни были вовлечены в контуберниум. Согласно выборке из 260 зарегистрированных контуберний, за исключением случаев, когда оба человека были рабами, наблюдалась явная преобладание отношений, в которых женщина была свободным гражданином, а мужчина - рабом. Как заметил автор исследования,
для свободной женщины определенного сословия (например, дочери имперского вольноотпущенника) выходить замуж за подвижного госслужащего-раба было ей выгодно. У рабыни не было статуса, связанного с работой, который мог бы привлечь свободного мужа. (Женщины в семье Цезаря обычно выходили замуж за других рабов.) Во-вторых, рабыня была серьезным недостатком. Если раб «женился» на свободной женщине, дети рождались свободными iure gentium (с исключениями, введенными Senatus consultum Claudianum и иногда применяемыми). Но рабыня со свободным мужем (за некоторыми исключениями) родила рабов-детей.