A Концептуальная карта или концептуальная диаграмма - это диаграмма, которая изображает предполагаемые отношения между концепциями. Концептуальные карты могут использоваться инструкторами, инженерами, техническими писателями и другими для организации и структурирования знаний.
Обычно концептуальная карта представляет идеи и информация в виде прямоугольников или кружков, которые он соединяет помеченными стрелками, часто в иерархической структуре с ветвлением вниз. Взаимосвязь между концепциями может быть сформулирована в соединяющих фразах, таких как «причины», «требует», «например» или «способствует».
Техника визуализации эти отношения между различными концепциями называются отображением концептов. Концептуальные карты использовались для определения онтологии компьютерных систем, например, с помощью формализма объектно-ролевого моделирования или Unified Modeling Language.
Концептуальная карта - это способ представления отношений между идеями, изображениями или словами так же, как и диаграмма предложений представляет грамматику предложения, дорожная карта представляет расположение шоссе и городов, а принципиальная схема представляет работу электрического устройства. В концептуальной карте каждое слово или фраза соединяются с другим и связаны с исходной идеей, словом или фразой. Концептуальные карты - это способ развить логическое мышление и навыки обучения, выявляя связи и помогая студентам увидеть, как отдельные идеи образуют единое целое. Пример использования концептуальных карт представлен в контексте изучения типов топлива.
Концептуальные карты были разработаны для повышения содержательного обучения в естественных науках. Хорошо сделанная концептуальная карта растет в рамках контекста, определяемого явным «фокусным вопросом», в то время как ментальная карта часто имеет только ветви, расходящиеся от центральной картины. Некоторые данные исследований показывают, что мозг хранит знания в виде продукции (условия реакции на ситуацию), которые воздействуют на содержимое декларативной памяти, которое также называется фрагментами или предложениями. Поскольку концептуальные карты построены так, чтобы отражать организацию декларативной системы памяти, они облегчают осмысление и осмысленное обучение со стороны людей, составляющих концептуальные карты, и тех, кто их использует.
Концептуальное отображение было разработано Джозефом Д. Новаком и его исследовательская группа в Корнеллском университете в 1970-х годах как средство представления новых научных знаний студентов. Впоследствии он использовался как способ повышения содержательного изучения наук и других предметов, а также для представления экспертных знаний отдельных лиц и групп в образовании, правительстве и бизнесе. Концептуальные карты берут свое начало в учебном движении под названием конструктивизм. В частности, конструктивисты считают, что учащиеся активно создают знания.
Работа Новака основана на когнитивных теориях Дэвида Осубеля, который подчеркивал важность предварительных знаний для способности изучать (или усваивать) новые концепции: «Самый важный единственный фактор, влияющий на обучение - это то, что ученик уже знает. Убедитесь в этом и учите соответственно ". Новак учил школьников в возрасте шести лет составлять концептуальные карты, чтобы представить их ответы на основные вопросы, такие как «Что такое вода?» "Что вызывает сезоны?" В своей книге «Как учиться» Новак утверждает, что «осмысленное обучение предполагает ассимиляцию новых концепций и предложений в существующих когнитивных структурах».
Были предприняты различные попытки концептуализировать процесс создания концептуальных карт. Рэй Макалис в серии статей предположил, что картографирование - это процесс разгрузки. В этой статье 1998 года Макалис опирается на работу Sowa и статью Sweller Chandler. По сути, Макалис предполагает, что процесс раскрытия знаний с использованием узлов и отношений позволяет человеку осознать то, что он знает, и, как результат, иметь возможность изменять то, что он знает. Мария Бирбили применяет ту же идею, чтобы помочь маленьким детям научиться думать о том, что они знают. Концепция арены знаний наводит на мысль о виртуальном пространстве, где учащиеся могут исследовать то, что они знают, и что они не знают.
Концептуальные карты используются для стимулирования генерации идей и, как считается, помогают творчеству. Отображение концепций также иногда используется для мозгового штурма. Хотя они часто персонализированы и уникальны, концептуальные карты могут использоваться для передачи сложных идей.
Формализованные концептуальные карты используются в разработке программного обеспечения, где обычно используется Unified Modeling Language для построения диаграмм среди аналогичных соглашений и методологий разработки.
Отображение концепций также можно рассматривать как первый шаг в построении онтологий, а также можно гибко использовать для представления формальных аргументов - аналогично сопоставлениям аргументов.
Концептуальные карты широко используются в образовании и бизнесе. Использование включает:
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Концептуальная карта |
Викискладе есть материалы, связанные с Концептуальной картой. |
В Викиверситете есть учебные ресурсы о Картирование концепций |