Колониальная история Южной Родезии

редактировать

Колониальная история Южной Родезии считается периодом времени с Создание британским правительством правительства Южной Родезии 1 октября 1923 года в соответствии с односторонним заявлением премьер-министра Яна Смита о независимость в 1965 году. Территория «Южная Родезия» первоначально называлась «Южная Замбезия», но название «Родезия» вошло в употребление в 1895 году. Обозначение «Южная» было принято в 1901 году, а в 1964 г. после распада Федерации Родезии и Ньясаленда, и Родезия стала названием страны до создания Зимбабве Родезия в 1979 году. с точки зрения Великобритании, название Южная Родезия продолжало использоваться до 18 апреля 1980 года, когда было официально провозглашено название Республика Зимбабве.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Самоуправление
  • 3 Репрессивные действия
  • 4 Ужесточение оппозиции
  • 5 1958-1965 гг.
  • 6 Краткое возвращение к колониальному статусу
  • 7 Ссылки
Происхождение
Панель из мемориала Шангани в World's View в Зимбабве, c1905

«Родезия» была названа в честь Сесила Родса, британца строитель империи, который был одной из самых важных фигур в британской экспансии на юг Африки, и который получил права на добычу полезных ископаемых в 1888 году от самых влиятельных местных традиционных лидеров посредством таких договоров, как концессия Радда и подписанный Король Лобенгула из ндебеле. Британское правительство согласилось с тем, что компании Родса, British South Africa Company (BSAC), будут предоставлены исключительные права на добычу полезных ископаемых от Лимпопо до озера Танганьика. Королева Виктория подписала хартию в 1889 году. Родос использовал этот документ в 1890 году, чтобы оправдать отправку Пионерской колонны, группы белых поселенцев, охраняемых хорошо вооруженной полицией Британской Южной Африки. (BSAP) и под руководством крупного охотника Фредерика Селуса через Матабелеленд на территорию Шона, чтобы основать форт Солсбери (ныне Хараре ). В 1893–1894 гг. С помощью своих новых пушек Maxim BSAP продолжили разгромить ндебеле в Первой войне Матабеле, войне, которая также привела к смерти Кинга Лобенгула и смерть большинства членов шанганского патруля. Вскоре после катастрофического рейда Джеймсона BSAP в республику Трансвааль, ндебеле под предводительством своего духовного лидера Млимо против белых колонистов и, таким образом, начали Вторую войну Матабеле (1896–97). После нескольких месяцев кровопролития Млимо был найден и застрелен американским разведчиком Фредериком Расселом Бернхэмом, и вскоре после этого Родос без оружия вошел в цитадель ндебеле в Матобо-Хиллз и убедил импи сложить оружие, фактически положив конец восстанию.

В 1899 году был создан Законодательный совет с меньшинством выборных мест, через которые BSAC должен был принимать меры правительства. Электорат состоял почти исключительно из белых поселенцев, и доля избранных мест со временем неуклонно росла. Примерно до 1918 года мнение электората поддерживало продолжение правления BSAC, но мнение изменилось из-за развития страны и увеличения количества поселений. Кроме того, решение британских судов о том, что земля, не находящаяся в частной собственности, принадлежит британской короне, а не BSAC, дало большой импульс кампании за самоуправление.

Самоуправление
Первое правительство после установления самоуправления в 1923 году

Родезия сохранила систему Капской колонии, которая давала право голоса черным и белым, владевшим собственностью с минимальной стоимостью 150 фунтов стерлингов. или имел годовой доход не менее 100 фунтов стерлингов. Оба теста на нуждаемость сопровождались простым языковым тестом на английском языке. Эти требования к голосованию, которые обеспечивали де-юре равенство (по крайней мере теоретически) между расами, сохранялись до 1951 года, когда был повышен финансовый уровень. Всеобщие выборы в Южной Родезии 29 апреля 1924 года были первыми выборами в Законодательное собрание Южной Родезии после предоставления колонии ответственного правительства. В нем окончательно победила партия Родезия, сформированная сторонниками ответственного правительства.

С сентября 1953 по 1963 год Южная Родезия была частью многорасовой Центральноафриканской федерации, также известной как Федерация Родезии и Ньясаленда. Федерация была создана с целью объединения ресурсов и рынков. Экономика в то время была процветающей из-за бума после Второй мировой войны. Африканское население выступало против этого, потому что опасалось, что оно не сможет достичь самоуправления с федеральной структурой, в которой доминируют белые южные родезийцы.

Федерация распалась в 1963 году после длительного кризиса и беспорядков, а Северная Родезия и Ньясаленд стали независимыми государствами Замбия и Малави в 1964 году. Южная Родезия вернулась к его статус королевской колонии Британии, но теперь он был известен как Родезия. С 1957 по 1960 год Африканский национальный конгресс Южной Родезии, организация, возглавляемая чернокожими, стремилась получить политический контроль над черным африканским большинством.

Правительство Южной Родезии Гарфилда Тодда пыталось провести либеральные реформы с 1953 по 1958 год, чтобы повысить благосостояние чернокожего населения за счет расширения доступа к образованию для чернокожего большинства, а также за счет улучшения условий жизни. жилье и здравоохранение. Однако Тодд был отстранен от власти, когда попытался увеличить число черных, имеющих право голоса, с 2% до 16%. Были разработаны планы обойтись без некоторых положений апартеида, обеспечивая большее расовое равенство.

.

Недовольство негров росло в сельской местности в основном из-за разрушительного воздействия Закона 1951 года о земледелии . Он был разработан, чтобы усилить частную собственность на землю и улучшить сельскую экономику в африканских заповедниках, которые испытывали давление растущего населения в фиксированных районах. Однако его положения нарушали традиционные обычаи. Вместо того, чтобы увеличивать размер заповедников, закон ограничил выпас скота в определенных районах и предусматривал сокращение поголовья африканских стад; это позволяло чиновникам диктовать модели возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур и устанавливать жилые участки на сельскохозяйственных угодьях; он запрещал возделывание земли или выпас скота без разрешения и налагал обязательный труд на безработных сельских африканцев. Осуществление закона означало истощение ценных стад, сокращение посевных площадей и насильственное изгнание семей и целых деревень. Недовольство социально-экономическими условиями росло и среди городских африканцев. Рецессия 1957–1958 гг. Сильно ударила по черным; рост безработицы и неадекватное жилье в поселках усилили их чувство обездоленности и предоставили организаторам АНК готовые вопросы.

Беспорядки на территории Северной Родезии в 1959 году и насилие против белых в Бельгийском Конго и Французском Конго в начале 1959 года создали атмосферу страха среди белого населения.. Как следствие, в Родезии произошли репрессивные меры безопасности, которые в значительной степени были превентивным ударом против дальнейшей националистической организации чернокожих и потенциальных беспорядков в Африке.

Экстренный эпизод оказался контрпродуктивным по нескольким причинам. Это разрушило перспективы подлинного расового партнерства, сделало задержанных героями и оттолкнуло умеренных африканцев от правительства. Действительно, черная оппозиция в этот момент начала перерастать в насилие. Подавление черного большинства белым меньшинством помогло зародить терроризм, который будет преследовать страну на протяжении десятилетий. Чтобы ослабить кризисную атмосферу чрезвычайного положения и при этом сохранить свои широкие полномочия в качестве страховки от будущего, режим попытался нормализовать исключительные меры, включив их в статутное право. Таким образом, официальное чрезвычайное положение прекратилось.

Репрессивные действия

Закон 1959 года о незаконных организациях (UOA) объявил некоторые организации вне закона. Он запрещал Африканский национальный конгресс Северной Родезии и предусматривал запрет дополнительных организаций, если их деятельность считалась "вероятной" нарушением общественного порядка, "нанесением ущерба" ​​спокойствию нации, угрозой "конституционному правительству", или «поощрять чувство недоброжелательности или вражды» между расами. Более того, UOA объявил вне закона любую организацию, которая «контролировалась, была связана с деятельностью или участвует в деятельности, продвигает объекты или распространяет мнения любой организации за пределами колонии». Запрет организации исполнительной властью «не подлежал обсуждению ни в одном суде», и бремя доказывания того, что кто-то не был членом запрещенной организации, ложилось на обвиняемого. Посещение собрания или владение книгами, сочинениями, отчетами, документами, плакатами или знаками различия, «относящимися к незаконной организации», были prima facie свидетельством членства, «пока не будет доказано обратное». Судебное преследование за такие правонарушения могло быть закрытым. Наконец, закон предусматривал полную компенсацию полицейским и государственным служащим за действия, связанные с исполнением меры. В период с 1960 по 1965 год 1610 африканцев были привлечены к ответственности и 1002 осуждены в соответствии с этим законом.

Закон о превентивном задержании (PDA) был введен для продолжения содержания под стражей членов АНК, которые были арестованы и содержались без предъявления обвинений в период чрезвычайная ситуация. Закон разрешал задержание лиц, «заинтересованных», «связанных» или «поддерживающих» «любую деятельность любой организации, которая привела к нынешнему чрезвычайному положению», а также лиц, считающихся «потенциально опасными для общественной безопасности или общественного порядка». Решение о том, являются ли люди «потенциально опасными», оставалось на усмотрение губернатора, что на практике означало министра юстиции и внутренних дел.

Закон учредил трибунал по надзору, состоящий из судьи, магистрата и уполномоченного по делам коренных народов, для ежегодного рассмотрения дела каждого задержанного и вынесения рекомендаций об освобождении или продолжении содержания под стражей. Судопроизводство в трибунале было закрытым; обсуждение в значительной степени зависело от доказательств специального отдела полиции; и министр не был обязан следовать рекомендациям трибунала. Трибунал редко рекомендовал освобождение задержанных, и его необъективность нашла отражение в его общем отчете о чрезвычайной ситуации и задержании 1959 года, который полностью обелил действия режима. Эти положения широко рассматривались как прикрытие для придания законности приостановлению действия хабеас корпус без какого-либо реального судебного рассмотрения.

Поправка к Закону о коренных народах была внесена в 1959 г., чтобы запретить любому «коренному населению» делать заявления или действовать способом, «который может подорвать авторитет» или нанести «дурную славу» правительственным чиновникам, вождям или старейшинам. Закон отменил собрания двенадцати или более «туземцев» без разрешения Уполномоченного по коренным народам. Следовательно, сельские районы стали намного менее доступными для чернокожих националистов-организаторов. Этот акт серьезно ограничил свободу слова большинства и заставил многих почувствовать, что у них нет или очень мало законных механизмов рассмотрения их жалоб.

Ужесточение оппозиции

В январе 1960 г. Демократическая партия (НДП) возникла из руин АНК. Его цели включали всеобщее избирательное право взрослого населения, повышение заработной платы, улучшение жилищных условий и образования в Африке, а также отмену Закона о разделе земли и Закона о земледелии. Как и АНК, НДП имела рудиментарную организацию, ограниченные ресурсы и не имела доступа к прессе; многие из ее потенциальных лидеров остались за решеткой. Учитывая далеко идущие ограничения безопасности, принятые в 1959 году, деятельность партии была ограничена жесткими рамками. Организоваться в сельской местности было практически невозможно. В городских районах, однако, на митинги собиралось до десяти тысяч человек, а к середине 1961 года в ней насчитывалось более двухсот пятидесяти тысяч членов, плативших взносы.

Предназначено для того, чтобы парализовать черную оппозицию и предотвратить политическую жизнь. насилия, чрезвычайное положение оказалось самоисполняющимся пророчеством. Государственные репрессии усугубили отчуждение черных от режима и внушили некоторым, что мирная политическая организация - это тупик. Когда черные лидеры оказались под стражей, политический вакуум был заполнен более воинственно настроенными. В июле и октябре 1960 г. в черных поселках вспыхнули массовые демонстрации и беспорядки.

В результате нетерпения африканцев по поводу темпов реформ, а затем в противовес усилению репрессий, сформировались новые черные политические партии. Они вели политическую и жестокую агитацию, иногда прибегая к спорадическим актам саботажа. В авангарде этого движения был Союз африканских народов Зимбабве (ЗАПУ), в основном ндебеле, возглавляемый Джошуа Нкомо. Вскоре к нему присоединился Африканский национальный союз Зимбабве (ZANU), в основном Шона, отколовшаяся группа под Ндабанинги Ситхоле. После распада федерации в 1963 году и ЗАПУ, и ЗАНУ были запрещены, а большинство их лидеров заключены в тюрьму.

1958–1965 гг.

Начиная с 1958 года, политика белых поселенцев консолидировалась и закостенела вокруг одного вопроса - сопротивления правлению большинства. Конституция 1961 года регулировала Южную Родезию, а затем и независимую Родезию, вплоть до 1969 года. В ней использовалась Вестминстерская парламентская система, модифицированная системой отдельных списков избирателей с разным имущественным и образовательным статусом. Система гарантировала, что белые получили большинство мест в Ассамблее. В 1962 году Партия фронта Родезии (РФ) победила на выборах под руководством Уинстона Филда. Оно решительно отвергло подходящее решение и обострило расовую поляризацию. Черное большинство надеялось, что британское правительство положит конец правлению белого меньшинства. На этом фоне правительство хотело добиться независимости, чтобы предотвратить правление черного большинства. Коллеги Филда по кабинету посчитали его слишком слабым, чтобы выдвинуть ультиматум Великобритании о независимости, и заставили его уйти. Он ушел в отставку в апреле 1964 года, и его сменил Ян Смит, ярый сторонник безоговорочной независимости. На всеобщих выборах 1965 года Смит получил полномочия активно добиваться независимости, а при необходимости - незаконно и в одностороннем порядке. Родезийский фронт набрал 79,3 процента голосов (по сравнению с 56,5 процента в 1962 году), и его победа подтвердила, что старая UFP - теперь партия Родезии - была исчерпанной силой.

11 ноября 1965 года Ян Смит и РФ сделала одностороннее провозглашение независимости, и британская колония Южная Родезия стала непризнанным государством Родезией.

Кратковременное возвращение к колониальному status

1 июня 1979 года белое меньшинство, правившее Республикой Родезия, было ненадолго заменено Республикой Зимбабве Родезия. В рамках подготовки к правлению большинства Соглашение Ланкастер-хаус предусматривало, что контроль над страной должен быть возвращен Соединенному Королевству в рамках подготовки к выборам, которые состоятся весной 1980 года. 11 декабря 1979 года была принята Конституция Зимбабве. - Закон о Родезии (поправка) (№ 4) получил одобрение президента, и на следующий день прибыл лорд Сомс, чтобы взять под контроль. В то время название страны формально вернулось к Южная Родезия, хотя название Зимбабве Родезия осталось во многих учреждениях страны. С 12 декабря 1979 года по 17 апреля 1980 года Зимбабве Родезия снова была британской колонией Южная Родезия. 18 апреля Южная Родезия стала независимой Республикой Зимбабве.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 03:30:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте