Вторая война Матабеле

редактировать

Вторая война Матабеле
Часть Войны Матабеле
Burnham Bonar Armstrong после убийство Млимо.jpg . Изображение Бернхэма и Армстронг после убийства Млимо. Матабеле воины по горячим следам, нарисованные.
Датамарт 1896 г. - октябрь 1897 г.
МестоположениеМатабелеленд и Машоналенд
РезультатПобеда роты
Belligerents
Британская южноафриканская рота Матабеле. Шона
Командиры и лидеры
Роберт Баден-Пауэлл. Фредерик Кэррингтон. Сесил Родс Млимо . Сикомбо. Инианда
Жертвы и потери
~ 400~ 50,000

Вторая война в Матабеле, также известная как Восстание Матабелеленда или часть того, что сейчас известно в Зимбабве как Первый Чимуренга, происходило между 1896 и 1897 годами в регионе, позже известном как Южная Родезия, ныне современный Зимбабве. Он противопоставил Британскую Южно-Африканскую компанию людям Матабеле, что привело к конфликту с людьми Шона в остальной части Южной Родезии.

В марте 1896 года Матабеле восстали против власти Британской Южно-Африканской компании. Млимо (или М'лимо, или Умлимо), духовный лидер Матабеле, разжигал большую часть гнева, который привел к этой конфронтации. Он убедил Матабеле и Шона, что поселенцы (к тому времени насчитывавшие почти 4000 человек) несут ответственность за засуху, нашествие саранчи и болезнь крупного рогатого скота чума, опустошавшая страну в то время.

Призыв Млимо к битве был своевременным. Всего за несколько месяцев до этого генеральный администратор британской южноафриканской компании Матабелеланд, Леандер Старр Джеймсон направил большую часть своих войск и вооружений для борьбы с республикой Трансвааль в злополучном Джеймсон Рейд. Это оставило страну почти беззащитной. Британцы немедленно отправили войска, чтобы подавить матабеле и шона, но это стоило жизни многим с обеих сторон. Прошли месяцы, прежде чем британские силы стали достаточно сильными, чтобы прорвать осаду и защитить основные поселения, и война продолжалась до октября следующего года.

Содержание

  • 1 Война в Матабелеленде
    • 1.1 Восстание
    • 1.2 Осада Булавайо
    • 1.3 Убийство Млимо
  • 2 Война в Машоналэнде
  • 3 Наследие
    • 3.1 Место рождения разведки
    • 3.2 1901 Mapondera Rebellion
    • 3.3 Памятники
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Война в Матабелеланде

Восстание

Млимо планировал дождаться ночи 29 марта, первого полнолуния, чтобы застать Булавайо врасплох сразу после церемонии, названной Большой Танцевать. Он пообещал через своих священников, что, если Матабеле вступит в войну, пули поселенцев превратятся в воду, а снаряды их пушек превратятся в яйца. Его план состоял в том, чтобы сначала убить всех поселенцев в Булавайо, но не разрушать сам город, поскольку он снова будет служить королевским краалом для только что перевоплотившегося короля Лобенгулы. Млимо постановил, что поселенцы должны быть атакованы и изгнаны из страны через перевал Мангве на западном краю холмов Матобо, которые по этой причине должны были быть оставлены открытыми и не охраняемыми. Как только поселенцы будут изгнаны из Булавайо, воины Матабеле и Шона отправятся в сельскую местность и продолжат бойню, пока все поселенцы не будут убиты или не сбегут.

Однако несколько молодых Матабеле очень хотели пойти на войну, и восстание началось преждевременно. 20 марта повстанцы Матабеле застрелили местного полицейского и застрелили его. В течение следующих нескольких дней были убиты другие отдаленные поселенцы и старатели. Фредерик Селус, знаменитый охотник на крупную дичь, слышал слухи об убийствах поселенцев в сельской местности, но он думал, что это локальная проблема. Когда 23 марта до Селуса дошло известие об убийстве полицейского, он знал, что Матабеле подняло массовое восстание.

Около 2000 воинов Матабеле всерьез начали восстание 24 марта. Многие, хотя и не все, молодые местные полицейские быстро дезертировали и присоединились к повстанцам. Матабеле направился в сельскую местность, вооруженный разнообразным оружием, в том числе: винтовками Мартини-Генри, репитерами Винчестера, Ли-Метфордс, ассега, knobkerries и боевые топоры. Когда стало известно о массовом восстании, шона присоединились к битве, и поселенцы направились в сторону Булавайо. В течение недели 141 поселенец был убит в Матабелеленде, еще 103 - в Машоналэнде, сотни домов, ранчо и шахты были сожжены. Особенно трагический случай произошел на реке Инсиза, где г-жа Фури и ее шестеро маленьких детей были найдены изувеченными до неузнаваемости на своей ферме. Две молодые женщины из семьи Росс, жившие поблизости, были также убиты в своем недавно построенном доме.

Осада Булавайо

Рисунок Роберта Баден-Пауэлла воина ндебеле

С Немногочисленные войска, чтобы поддержать их, поселенцы быстро построили лагерь из вагонов с мешками с песком в центре Булавайо самостоятельно. Колючая проволока была добавлена ​​к обороне Булавайо. В стратегических местах были размещены пропитанные маслом педики на случай нападения ночью. Взрывной желатин хранился в отдаленных зданиях, которые находились за периметром обороны, чтобы взорваться в случае их захвата противником. Вокруг вагонов были разбросаны разбитые стеклянные бутылки. Кроме охотничьих ружей, в Булавайо было немного оружия. К счастью для поселенцев, здесь было несколько рабочих артиллерийских орудий и небольшой ассортимент пулеметов.

Вместо того, чтобы пассивно ждать, поселенцы немедленно организовали патрули, названные Полевыми силами Булавайо, под такими фигурами, как Селус и Фредерик Рассел Бернхэм ; они выехали, чтобы спасти оставшихся в живых поселенцев в сельской местности, и напали на Матабеле. Селус собрал конный отряд из сорока человек для разведки на юг, к холмам Матобо. Морис Гиффорд вместе с 40 мужчинами поехали на восток вдоль реки Иниза. Когда бы ни находили поселенцев, их быстро загружали в повозки и строго охраняли по пути в Булавайо. В течение первой недели боев 20 человек из полевых сил Булавайо были убиты и еще 50 ранены.

Карта холмов Булавайо-Матобо, составленная Баден-Пауэллом

В Первой войне Матабеле Матабеле испытали на себе эффективность пушек Максима поселенцев, поэтому они так и не предприняли значительных атак на Булавайо, хотя около города можно было увидеть более 10 000 воинов Матабеле. Однако условия внутри Булавайо быстро стали невыносимыми. Днем поселенцы могли заходить в дома и здания в пределах города, но ночью они были вынуждены искать убежище в гораздо меньшем лагере. Около 1000 женщин и детей были переполнены в городе, и ложные сигналы о нападениях были обычным явлением. Хотя они продолжали осаду, матабеле допустили одну критическую ошибку: они не перерезали телеграфные линии, соединяющие Булавайо с Мафекингом. Это дало как силам по оказанию помощи, так и осажденным полевым силам Булавайо гораздо больше информации, чем в противном случае.

Несколько колонн помощи были организованы, чтобы прорвать осаду, но долгий переход через враждебную сельскую местность занял несколько месяцев. В конце мая первые две колонны помощи появились возле Булавайо почти в один день, но с противоположных сторон - Сесил Родс и полковник Бил, прибывшие из Солсбери и Форт Виктория в Машоналэнде в 300 милях к северу; и лорд Грей и полковник. Плумер (из Йоркского и Ланкастерского полка ) из Кимберли и Мафекинга, в 600 милях к югу. Южные силы по оказанию помощи едва не попали в засаду при подходе к Булавайо, но Селус обнаружил местонахождение Матабеле, и орудия Максима спасательных сил отбросили нападавших. Вскоре после того, как в Булавайо начали прибывать силы по оказанию помощи, генерал Фредерик Кэррингтон прибыл, чтобы взять на себя общее командование вместе со своим начальником штаба, полковником Баден-Пауэллом.

. После снятия осады около 50 000 матабеле отступили в свою цитадель холмов Матобо близ Булавайо. Этот регион стал ареной ожесточенных боев между патрулями поселенцев и матабеле. К июню Шона сдержали свое обещание и присоединились к сражениям на стороне Матабеле. Но, не имея четкого лидера, подобного Млимо, шона в основном оставались позади своих укреплений и проводили несколько набегов.

Убийство Млимо

Родос заключает мир с ндебеле на холмах Матобо, 1896 г.; набросок Баден-Пауэлла

Военная разведка в то время считала, что захват «Млимо» будет самым быстрым способом положить конец войне. Местонахождение пещеры Млимо было раскрыто местному уполномоченному Мангве, Бонар Армстронг, неназванным зулусским информатором. Армстронг немедленно передал эту информацию начальнику скаутов Бернхэму, и двое мужчин представили ее администратору Южной Родезии Эрлу Грею. Администратор поручил им передать эту информацию военному коменданту генералу Кэррингтону, который вызвал своего начальника штаба Баден-Пауэлла. Кэррингтон проинструктировал Бернхэма, Армстронга и Баден-Пауэлла уйти той же ночью, чтобы «захватить Млимо, если сможешь. Убей его, если нужно. Не дай ему сбежать». Известия о передвижении врагов около Бембези вынудили Баден-Пауэлла отправиться туда, поэтому Бернхэм и Армстронг самостоятельно отправились к Матопосу.

Бернхэм и Армстронг путешествовали ночью через холмы Матобо. и подошел к священной пещере. Недалеко от пещеры находилась деревня примерно из 100 хижин, заполненная множеством воинов. Два разведчика привязали лошадей к зарослям и ползали на животах, прикрывая свои медленные и осторожные движения ветками, протянутыми перед ними. Оказавшись внутри пещеры, они ждали, пока Млимо вошел.

Как только Млимо начал свой танец иммунитета, Бёрнем выстрелил ему чуть ниже сердца, убив его. Затем двое мужчин перепрыгнули через мертвого Млимо и побежали по тропе к своим лошадям. Сотни воинов, расположившиеся поблизости, подняли оружие и начали преследование. Бернхэм поджег деревню, чтобы отвлечься. Двое мужчин поспешили обратно в Булавайо, преследуемые воинами

После убийства зарубежная пресса провозгласила Бернхема и Армстронга «героями Британской империи». Но в Родезии некоторые части прессы скептически отнеслись к убийству Млимо. Со стороны британской военной разведки было ошибкой думать, что Млимо и первосвященник или пророк в Матопосе - это одно и то же. Основываясь на отчетах британской армии, Кэррингтон считал, что Млимо был центральным органом власти и что «его приказы летят из одного конца страны в другой с большой скоростью». Историк Теренс Рейнджер пишет, что «Кэррингтон почти наверняка переоценил централизацию (Млимо)», и что «Баден-Пауэлл и другие репортеры имели тенденцию объединять различные святыни в Матопосе в одно». Фредерик Селус считал, что главный жрец Млимо жил в Матопосе, но что «есть другие священники, или так называемые Умлимос, в других частях страны, через которых они верят, что повеления Всевышнего могут быть переданы им.. " Бёрнхем выполнил указания Кэррингтона и, как и Кэррингтон, в получении информации в значительной степени полагался на Армстронга и военную разведку. Армстронг, подстрекатель и активный участник операции, «был авторитетом в отношении коренных жителей, его языка, обычаев и менталитета», по словам коллеги-комиссара по коренным народам Э.К. Харли. Армстронг также был майором полевых войск Мангве, и Селус описывает его как молодого, но «проницательного и способного». Селус и Харли говорят, что Армстронг командовал лагерем Мангве, хотя Баден-Пауэлл и другие источники называют ван Ройен и Ли командирами. Некоторые авторы также описывают Армстронга как молодого и угрюмого человека и утверждают, что он тоже выразил сомнения в личности убитого, но только после убийства.

Первоначально Компания отказалась рассматривать этот вопрос, и Бернхэм покинул Родезию 11 ноября. Июль 1896 года, через неделю после расформирования полевых войск Булавайо, он вернулся в Соединенные Штаты и позже присоединился к Клондайкской золотой лихорадке. Однако по настоянию Армстронга позже была назначена следственная комиссия для расследования убийства. Хотя несколько авторов прокомментировали результат, сам официальный отчет был утерян. Ссылаясь на отчет суда, Харли пишет: «Судья (Уотермейер) обнаружил, что убитый туземец был верховным жрецом М'лимо. Был ли другой оккультный персонаж, связанный с обманом М'лимо, является проблематичным, поскольку со смертью верховного жреца умер и обман М'лимо ». Но историк Хью Маршалл Хоул пишет: «По возвращении им очень аплодировали за то, что они выполнили свое опасное поручение, но некоторое время спустя, когда выяснилось, что Млимо все еще на работе, было проведено официальное расследование, в результате которого все дело было разоблачено как тщательно продуманный розыгрыш ". В отличие от Хоула, историки Мэри и Ричард Брэдфорд, Мэри Кларк, Питер Эммерсон и Джек Лотт все согласны с Харли в том, что следственный суд одобрил Армстронга. Эммерсон цитирует отчет 1899 года главного уполномоченного по делам туземцев Г. Дж. Тейлора как доказательство того, что Уотермейер вынес решение в пользу Армстронга. Мэри и Ричард Брэдфорд изучили отчет Тейлора за 1899 год и переписку Хоула и обнаружили конкретные ошибки, допущенные Хоулом в его интерпретации отчета Тейлора. Кларк и Лотт отмечают, что Армстронгу были вручены золотые часы и благодарственное письмо от Совета Британской Южно-Африканской компании после вынесения приговора.

Что касается личности убитого человека и его роли., возникает путаница. В июне 1896 года отец Престаж, капитан ван Ройен, Ханс Ли и Армстронг встретились в Мангве с «несколькими сотнями туземцев, которые собрались, чтобы услышать заявление свидетелей о том, что Готани, застреленный Бёрнемом, был М'лимо из Матабеле». Харли заявляет, что «во время расследования (Уотермейера) отец Престедж, благодаря своим знаниям об Умлимо и силе, которые он использовал, смог предоставить авторитетную информацию, которая в значительной степени помогла расследованию». Но в отчете главного местного комиссара Тейлора за 1899 год, написанном через три года после этого события и после того, как Армстронг ушел из компании из-за несвязанных жалоб, говорится, что «Армстронг угрозами и взятками заставил некоторых туземцев лжесвидетельствовать и поклясться в том, что было неправдой». Тейлор включает в свой отчет показания под присягой «некоего Джонаса, главного посыльного в офисе АНК в Мангве», который говорит: «Я поклялся клятвой, что Джобан был М'лимо, я знал, что в то время лгал, я никогда не получал скота от мистера Армстронга, но он заплатил мне пять шиллингов ". Тейлор также заявляет в своем отчете, что «Дшобан (был) предполагаемый Млимо» убит, однако он не дает понять, являются ли «Джобане» и «Дшобане» разными написаниями для одного и того же человека.

Более За эти годы историки выдвинули еще несколько имен убитого человека и его роль. В 1966 году Рейнджер выдвинул гипотезу, что убитый был вовсе не из Матопосов, а скорее «верным» священником из племени Каланга с юго-запада Матабелеленда, а Рейнджер цитирует отчет миссионера 1879 года: Джозеф Коккин, в котором говорится, что священника с юго-запада звали Умкомбо. Но в 1967 году Рейнджер заявляет, что Джобани (или Тшобани) был верховным жрецом на Юго-Западе и что «они получили от индунов области Мангве письменные показания, что покойный, Джобани или Хабангана, был верховным жрецом мвари. и главный подстрекатель восстания ». В 1976 году Лотт сказал, что Рейнджер полагался на «американского ученого Ричарда Вербнера в своих оценках, и что« недавнее исследование подтвердило, что Бернхэм убил создателя дождя (Ивосану) из племени (Макаланга ), которым был Хобани или Тшобани (Синдебеле), четвертый сын в семье Банко ». В 1994 году Мэри и Ричард Брэдфорд заявляют, что «Бернхэм мог застрелить невиновного человека, но если это так, то никакого заранее продуманного плана не было. Он действовал по приказу». Брэдфордс далее замечает: «Если Джобани был невиновен, то он стал жертвой не Бернхэма, а заблуждения белых о культе М'лимо и трудности отличить друга от врага, что свидетельствует о нерегулярной войне».

Хотя Похоже, что нет четкого консенсуса ни о личности человека, убитого в Матопосе, ни о его роли, утверждает историк Ховард Хенсман: «С падением Ведзы и расстрелом М'Лимо в пещере в Матопосе американским разведчиком Бёрнемом можно сказать, что восстание Матабеле подошло к концу ". Узнав о смерти Млимо, Сесил Родос без оружия вошел в цитадель Матабеле и убедил воинов Матабеле сложить оружие. Когда война в Матабеленде фактически закончилась, 4 июля 1896 г. полевые силы Булавайо были расформированы. Что касается регулярных войск под командованием Кэррингтона, Хенсман пишет: «По мере приближения сезона дождей и установления мира в Матабелеланде эти силы или значительная часть их, были перемещены в Машоналенд ».

Война в Машоналанде

Война разразилась 17 июня 1896 года в Мазове с нападением династии Хвата на Алисе Майн. За этим последовал медиум Неханда Ньякасикана, который захватил и казнил уполномоченного по коренным народам Мазове Полларда.

Среди других религиозных деятелей, возглавивших восстание, были Кагуви Гумборешумба, который действовал в районе Горомонзи, и священник святилища Мвари, действовавший на всей территории Машоналенда.

В дополнение к медиумам, традиционные лидеры сыграли важную роль в восстании, особенно вождь, который возглавил сопротивление в своем вождя в Мхондоро, к югу от колониального поселения казарм Солсбери (ныне Хараре ). Он был одним из первых восставших вождей и последним, кто потерпел поражение. Его снабжали многие из окрестных округов, такие как Чикомба (тогда Хартия). Среди других вождей, сыгравших важную роль, были Гвабаяна, Макони, Мапондера, Мангвенде и Секе.

С окончанием войны в Матабелеланде генерал Кэррингтон смог сосредоточиться. его войска на Машоналэнде и повстанцы отступили в гранитную копьес. Не имея центрального командования, способного противостоять ему, Кэррингтон мог по очереди направлять пушки Максима против каждой цитадели, пока сопротивление не прекратилось. Неханда Ньякасикана и Кагуви Гумборешумба были схвачены и казнены в 1898 году, но никогда не попадали в плен и не умерли в Мутоко.

Наследие

Восстание полностью провалилось и не привело к каким-либо серьезным изменениям в политике BSAC. Например, налог на хижину , который остался в силе. Территории Матабелеланд и Машоналенд стали известны как Матабеле и Шона, и они стали подданными администрации Родоса. Лишь 25 лет спустя, в 1924 году, весь регион был официально назван колонией Британской короны. До 1924 года регион принадлежал частной компании, которая купила его у различных вождей и Лобенгулы; факты, которыми часто пренебрегают на уроках истории 21 века. Однако наследие таких лидеров, как Кагуви, Мапондера и Неханда, должно было вдохновлять будущие поколения.

Место рождения скаутинга

Набросок начальника скаутов Баден-Пауэлла Бернхэм, Матобо-Хиллз, 1896 г.

Вскоре после начала войны Баден-Пауэлл был назначен в Матабелеленд начальником штаба генерала Кэррингтона, и именно здесь он впервые встретился и начал пожизненная дружба с Фредериком Расселом Бернхэмом, главнокомандующим британских скаутов американского происхождения. Это стало определяющим опытом для Баден-Пауэлла не только потому, что у него было время своей жизни, командуя разведывательными миссиями на вражескую территорию, но и потому, что здесь закрепились многие из его более поздних идей бойскаута. Бёрнхэм был разведчиком практически всю свою жизнь в Соединенных Штатах, когда он отправился в Африку в 1893 году, чтобы разведать Сесила Роудса на железной дороге от мыса до Каира. Будучи начальником разведки под командованием майора Аллана Уилсона, Бёрнхэм стал известен в Африке как «тот, кто видит в темноте», и он получил известность в Первой войне Матабеле, когда он выжил. британский аналог Последний рубеж Кастера, Шанганский патруль.

Во время своих совместных разведывательных патрулей в Матобо-Хиллз Бернхэм начал обучать Баден-Пауэлл дереву, вдохновляя его и давая ему план программы и кодекса чести Скаутинга для мальчиков. Практиковалось пограничниками из американского Старого Запада и коренными народами Северной и Южной Америки, изделия из дерева, как правило, были неизвестны британцам, но хорошо известны американскому разведчику Бернхему. Эти навыки в конечном итоге легли в основу того, что сейчас называется разведка, основы скаутинга. Оба признали, что войны в Африке заметно меняются и британской армии необходимо адаптироваться; поэтому во время своих совместных разведывательных миссий Баден-Пауэлл и Бернхэм обсудили концепцию широкой программы обучения деревянному ремеслу для молодых людей, богатой исследованиями, выслеживанием, полевыми работами и самостоятельностью. Именно в это время в холмах Матобо Баден-Пауэлл впервые начал носить свою фирменную предвыборную шляпу, похожую на ту, которую носил Бернхэм, и именно здесь Баден-Пауэлл приобрел свой рог Куду, Матабеле. позднее он использовал военное орудие каждое утро на острове Браунси, чтобы разбудить первых бойскаутов и собрать их на учебные курсы.

1901 г. Восстание Мапондера

В 1901 г. Кадунгуре Мапондера, который в 1894 году провозгласил свою независимость от правления компании, возглавил восстание в Гурув и Маунт-Дарвин области Центрального Машоналенда. Первоначально он возглавлял отряд из менее 100 человек, но к середине 1901 года под его командованием находилось более 600 человек. Он был схвачен в 1903 году и умер в тюрьме в 1904 году после голодовки.

Памятники

В своем завещании Родс распорядился похоронить его на холмах Матопос; когда он умер на мысе в 1902 году, его тело было доставлено в Булавайо поездом. На его похоронах присутствовали вожди ндебеле, которые попросили стреляющую не стрелять из винтовок, так как это может потревожить духов. Тогда, в первый и, вероятно, единственный раз, они дали европейскому человеку королевский салют Матабеле: «Байете». Родс похоронен вместе с Джеймсоном и 34 солдатами роты, убитыми в шанганском патруле.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

  • История Баден-Пауэлла, Гарольд Бегби (1900)
  • Принимая шансы, майор Фредерик Рассел Бернхэм, DSO, LC телефонный номер: DT29.B8. (1944)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 08:05:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте