Женщины в тешинских народных костюмах
тешинский народный костюм, также известный как валашский, это силезский народный костюм, который раньше носили на большей части территории тешинской Силезии, но в основном Цешин Влах. По орнаменту, крою и материалам можно заметить, что это точная копия исторических костюмов Возрождения. Мужской народный костюм носили только до конца 19 века, тогда как женский народный костюм был более популярен и распространен в окрестностях Вислы, Истебны и Конякова <78.>. Раньше на этой территории преобладали костюмы силезских горалов. Женские народные костюмы в Цешине претерпели множество изменений, особенно в части орнаментов и лучшего качества материалов. Благодаря своему богатству и элегантности костюм быстро стал объектом внимания художников и специалистов по народной культуре.
Содержание
- 1 Цешинские народные костюмы начала ХХ века
- 2 Женский народный костюм
- 2.1 Элементы женского народного костюма
- 2.2 Ювелирные изделия
- 3 Ссылки
- 4 Библиография
- 5 Внешние ссылки
Цешинские народные костюмы в начале 20 века
Во второй половине 19 века наблюдаются значительные изменения в наборах одежды, покрое и материалах. Более того, после Первой мировой войны процесс модернизации усилился. С тех пор тешинские народные костюмы больше никогда не принимали свой традиционный вид. Мужчины составляли социальную группу, наиболее подверженную изменениям, и они сначала перестали носить традиционные костюмы. Это может быть связано с тем, что большинство мужчин мигрировали в промышленные города по экономическим причинам. Столкновение разных культур привело к большей стандартизации. Изменились вкусы, и были введены новые материалы для модификации традиционных черенков. Kabotek - яркий пример этого процесса. Крой этой короткой талии был упрощен. Кроме того, украшения ручной работы заменили машинная вышивка и кружева. Кожаные и серебряные элементы в цешинском поясе часто заменялись резиной и бусами.
Женщина в цешинском народном костюме 1917 г.
Женский народный костюм
Женский народный костюм отличался пышностью и элегантностью благодаря своей сущности. элемент, серебряные украшения. В XVIII и XIX веках женщины в Цешине носили великолепную одежду, которая состояла из кружевной шапочки, покрытой головным убором, короткой рубашки (kabotek), красных брюк, мягкого корсета (żywotek), нашитого на талии, фартука, белых чулок и черных чулок. туфли. Лишь столетие спустя украшения, которые раньше носили знать и буржуазия, были адаптированы в качестве традиционного костюма населением небольших городов и деревень.
Элементы женского народного костюма
- Каботек - короткая талия с пышными рукавами до локтя. Свадебный вариант рубашки с длинными рукавами. Обрезку тонкого воротника, получившего название lemiec, вышивали полукрестом черным или коричневым цветом. Позже была представлена вышивка гладью. Постепенно, в 20 веке, вышивка полукрестом была полностью вытеснена вышивкой белым гладью и английской вышивкой. Доминирующими стали растительные орнаменты.
- Животек - вышивка серебряной или золотой нитью, жесткость корсета на подтяжках. Лицевая часть животек, przedniczki, широко вырезана в форме прямоугольника. Задняя часть животек, оплечек, образует характерный треугольник, называемый щитеком. Предмет одежды - бархатный, обычно черный или бордового цвета. Чаще всего для красного бархата используют золотую нить, а для вышивки на черном бархате - серебряную. Однако это не строгое правило. Рубка Животек претерпела множество изменений. Самая примечательная из них - это продолжение вышитой поверхности. Также были изменены декоративные узоры. Самыми распространенными стали три букета, два цветка и гирлянды. Для вышивки использовались металлические нити, однако более бедные женщины использовали шелковые нити. Со временем популярность приобрела шелковая нить. Животек декорирован также пайетками, жемчугом и бусиной, так что они образуют красочную мозаику. Предмет одежды усилен картоном и подкладкой.
- Платье - шерстяная юбка темного цвета, сшитый корсет, животек. Юбки сшивались из 6-8 метров тканевого полотна и имели ширину 5-6 м.
- Запаска - длинная, завязываемая на талии.
- Фартук - чаще льняной, чем дамасский, состоял из двух: передний и задний фартуки, которые заменили юбку.
- Слип
- Чепчик, названный czepiec - состоящий из сетчатого верха и очень декоративной вязанной крючком шапки, названной czółko. Сначала czółko должен был максимально плотно прилегать к голове, позже она стала шире. Чулка вышивали мелкими узорами, звездами или точками. Чепец завязан сзади и покрыт обычно льняной тканью (chusta czepinowa). В настоящее время более распространена шелковая вишнево-золотая или темно-коричневая шелковая одежда с цветочным мотивом. Чепец был ручной работы, и его внешний вид отличался в зависимости от возраста и достатка владельца.
- Набедренная повязка - узорчатый гиббон, завязанный бантом на талии. Его шарфы часто доходили до конца платья.
Ювелирные изделия
Подобно тешинскому народному костюму, украшения представляют собой точные копии орнаментов времен Возрождения и Реформации. Из-за своего торгового пути и плодородной почвы Цешин был довольно богатым городом. Мода изменялась в соответствии с европейскими рынками благодаря поездкам последних потомков династии Пястов в Цешин на рубеже XVI и XVII веков. Цешин был крупнейшим центром ювелирной торговли в регионе. Украшения делались из серебра, золота и некоторых сплавов. Техника работы с металлом: филигрань и литье. Мужские костюмы украшались только металлическими пуговицами (наколенниками). Комплект украшений богатой женщины состоял из заклепки воротника, пантана, хочки и пояса.
- Заклепка воротника - застегивалась на воротник каботека. Шпильки были круглой или сердечной формы.
- Орпант - ювелирное изделие, состоящее из четырех цепочек, переходящих полукругом. Они прикреплялись к подтяжкам Животека.
- Хочки - металлические предметы с небольшими отверстиями, которые позволяют зашнуровать Животек. Чем богаче женщина, тем больше хочков она вставляла в свой Животек
- Пояс - обычно серебряный, самое ценное украшение. Его изготовление требовало высочайшей точности. Первоначально пояса состояли из небольших обильно украшенных серебряных пластинок, соединенных цепочкой. В последних вариантах использовалась техника филиграни.
Список литературы
Библиография
- Б. Базелич, ląskie Stroje Ludowe. Катовице 1988
- М. Michalczyk, Hoczki, Knefle, orpanty... Biżuteria cieszyńska w zbiorach Muzeum ląskiego. Катовице 2007
- Э. Piskorz- Branekova, Biżuteria Ludowa w Polsce. Варшава 2008
- Э. Пискож-Бранекова, Польские Хафты и Коронки. Варшава 2009
- Э. Пискож- Бранекова, Польские Строе Людовы. Warszawa 2009
Внешние ссылки
| Викискладе есть медиафайлы по теме Категория: Народные костюмы Тешинской Силезии. |
- Цешинские народные костюмы (на английском языке)
- http: // muzeumcieszyn.pl / index.php (на польском языке)
- http://www.muzeum.bytom.pl/ (на польском языке)
- http://www.muzeumslaskie.pl/ (на польском языке)