Народный костюм Цешина

редактировать
Женщины в тешинских народных костюмах

тешинский народный костюм, также известный как валашский, это силезский народный костюм, который раньше носили на большей части территории тешинской Силезии, но в основном Цешин Влах. По орнаменту, крою и материалам можно заметить, что это точная копия исторических костюмов Возрождения. Мужской народный костюм носили только до конца 19 века, тогда как женский народный костюм был более популярен и распространен в окрестностях Вислы, Истебны и Конякова <78.>. Раньше на этой территории преобладали костюмы силезских горалов. Женские народные костюмы в Цешине претерпели множество изменений, особенно в части орнаментов и лучшего качества материалов. Благодаря своему богатству и элегантности костюм быстро стал объектом внимания художников и специалистов по народной культуре.

Содержание
  • 1 Цешинские народные костюмы начала ХХ века
  • 2 Женский народный костюм
    • 2.1 Элементы женского народного костюма
    • 2.2 Ювелирные изделия
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
Цешинские народные костюмы в начале 20 века

Во второй половине 19 века наблюдаются значительные изменения в наборах одежды, покрое и материалах. Более того, после Первой мировой войны процесс модернизации усилился. С тех пор тешинские народные костюмы больше никогда не принимали свой традиционный вид. Мужчины составляли социальную группу, наиболее подверженную изменениям, и они сначала перестали носить традиционные костюмы. Это может быть связано с тем, что большинство мужчин мигрировали в промышленные города по экономическим причинам. Столкновение разных культур привело к большей стандартизации. Изменились вкусы, и были введены новые материалы для модификации традиционных черенков. Kabotek - яркий пример этого процесса. Крой этой короткой талии был упрощен. Кроме того, украшения ручной работы заменили машинная вышивка и кружева. Кожаные и серебряные элементы в цешинском поясе часто заменялись резиной и бусами.

Женщина в цешинском народном костюме 1917 г.
Женский народный костюм

Женский народный костюм отличался пышностью и элегантностью благодаря своей сущности. элемент, серебряные украшения. В XVIII и XIX веках женщины в Цешине носили великолепную одежду, которая состояла из кружевной шапочки, покрытой головным убором, короткой рубашки (kabotek), красных брюк, мягкого корсета (żywotek), нашитого на талии, фартука, белых чулок и черных чулок. туфли. Лишь столетие спустя украшения, которые раньше носили знать и буржуазия, были адаптированы в качестве традиционного костюма населением небольших городов и деревень.

Элементы женского народного костюма

  • Каботек - короткая талия с пышными рукавами до локтя. Свадебный вариант рубашки с длинными рукавами. Обрезку тонкого воротника, получившего название lemiec, вышивали полукрестом черным или коричневым цветом. Позже была представлена ​​вышивка гладью. Постепенно, в 20 веке, вышивка полукрестом была полностью вытеснена вышивкой белым гладью и английской вышивкой. Доминирующими стали растительные орнаменты.
  • Животек - вышивка серебряной или золотой нитью, жесткость корсета на подтяжках. Лицевая часть животек, przedniczki, широко вырезана в форме прямоугольника. Задняя часть животек, оплечек, образует характерный треугольник, называемый щитеком. Предмет одежды - бархатный, обычно черный или бордового цвета. Чаще всего для красного бархата используют золотую нить, а для вышивки на черном бархате - серебряную. Однако это не строгое правило. Рубка Животек претерпела множество изменений. Самая примечательная из них - это продолжение вышитой поверхности. Также были изменены декоративные узоры. Самыми распространенными стали три букета, два цветка и гирлянды. Для вышивки использовались металлические нити, однако более бедные женщины использовали шелковые нити. Со временем популярность приобрела шелковая нить. Животек декорирован также пайетками, жемчугом и бусиной, так что они образуют красочную мозаику. Предмет одежды усилен картоном и подкладкой.
  • Платье - шерстяная юбка темного цвета, сшитый корсет, животек. Юбки сшивались из 6-8 метров тканевого полотна и имели ширину 5-6 м.
  • Запаска - длинная, завязываемая на талии.
  • Фартук - чаще льняной, чем дамасский, состоял из двух: передний и задний фартуки, которые заменили юбку.
  • Слип
  • Чепчик, названный czepiec - состоящий из сетчатого верха и очень декоративной вязанной крючком шапки, названной czółko. Сначала czółko должен был максимально плотно прилегать к голове, позже она стала шире. Чулка вышивали мелкими узорами, звездами или точками. Чепец завязан сзади и покрыт обычно льняной тканью (chusta czepinowa). В настоящее время более распространена шелковая вишнево-золотая или темно-коричневая шелковая одежда с цветочным мотивом. Чепец был ручной работы, и его внешний вид отличался в зависимости от возраста и достатка владельца.
  • Набедренная повязка - узорчатый гиббон, завязанный бантом на талии. Его шарфы часто доходили до конца платья.

Ювелирные изделия

Подобно тешинскому народному костюму, украшения представляют собой точные копии орнаментов времен Возрождения и Реформации. Из-за своего торгового пути и плодородной почвы Цешин был довольно богатым городом. Мода изменялась в соответствии с европейскими рынками благодаря поездкам последних потомков династии Пястов в Цешин на рубеже XVI и XVII веков. Цешин был крупнейшим центром ювелирной торговли в регионе. Украшения делались из серебра, золота и некоторых сплавов. Техника работы с металлом: филигрань и литье. Мужские костюмы украшались только металлическими пуговицами (наколенниками). Комплект украшений богатой женщины состоял из заклепки воротника, пантана, хочки и пояса.

  • Заклепка воротника - застегивалась на воротник каботека. Шпильки были круглой или сердечной формы.
  • Орпант - ювелирное изделие, состоящее из четырех цепочек, переходящих полукругом. Они прикреплялись к подтяжкам Животека.
  • Хочки - металлические предметы с небольшими отверстиями, которые позволяют зашнуровать Животек. Чем богаче женщина, тем больше хочков она вставляла в свой Животек
  • Пояс - обычно серебряный, самое ценное украшение. Его изготовление требовало высочайшей точности. Первоначально пояса состояли из небольших обильно украшенных серебряных пластинок, соединенных цепочкой. В последних вариантах использовалась техника филиграни.
Список литературы
Библиография
  • Б. Базелич, ląskie Stroje Ludowe. Катовице 1988
  • М. Michalczyk, Hoczki, Knefle, orpanty... Biżuteria cieszyńska w zbiorach Muzeum ląskiego. Катовице 2007
  • Э. Piskorz- Branekova, Biżuteria Ludowa w Polsce. Варшава 2008
  • Э. Пискож-Бранекова, Польские Хафты и Коронки. Варшава 2009
  • Э. Пискож- Бранекова, Польские Строе Людовы. Warszawa 2009
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы по теме Категория: Народные костюмы Тешинской Силезии.
Последняя правка сделана 2021-05-15 07:50:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте