Горалы (Польский : Górale; Словацкий : Горали; Цешин Силезский : Гороле; буквально «горцы») этнографическая (или этническая) группа в основном встречается в своей традиционной области южной Польши, северной Словакии и в районе Тешинской Силезии в Чешской Республика (Силезские горалы ). Также имеется значительная диаспора горалов в районе Буковины на западе Украины и в северной Румынии, а также в Чикаго, резиденция Альянса польских горцев Северной Америки.
В Польше община населяет географический регион Подгале в Татрах и часть Бескиды (Тешинская Силезия, Силезские Бескиды, Живецкие Бескиды ). После 1945 года, когда немцы были изгнаны из так называемых Восстановленных территорий, некоторые Гуралы из Буковины и Подгальского регионов нашли новые дома в Нижней Силезии в таких деревнях, как Краянув, Чарны Бор и Боровна в Центральной Судете Горы, а также Злотник, Бжежница и Любомысль в Любушском воеводстве.
В современной Словакии они живут в 4 отдельные группы: на севере Спиш (34 деревни, разделенные на две группы), Орава и Кисуце (2 деревни) и меньшие группы в 7 других деревнях анклава на севере Словакия.
Основными поселениями горалов являются:
Западнославянские, польские диалекты, на которых говорят горалы, доля многие языковые особенности с соседними восточнославянскими языками, на которых говорят другие карпатские горцы, особенно русинский язык, на котором говорят гуцулы, лемки и Бойко.
Различные диалекты, на которых говорят горалы, происходят от праславянского из восточного лехитского, древнего польского ареала, на который накладывается Словацкий. В частности, язык Подхале, называемый Подхальским диалектом (польский : gwara podhalańska), имеет польское происхождение, но в последнее время на него оказали влияние словацкий язык. веков. Это поддиалект кластера малопольского диалекта. Помимо польского, язык содержит словарный запас другого происхождения, в том числе словацкий, восточно-романтический и слова неопределенного происхождения, имеющие родственные слова в других языках Карпатского региона.
Jabłonkowanie, фонологический признак, похожий на mazurzenie, встречается в некоторых силезских диалектах. В диалекте Подхале сохранились особенности произношения небных согласных 14-15 веков (так называемые «подхальские архаизмы»). К. Добрословский утверждал, что диалект Подхале имел заимствования из румынского и албанского (1938 г.), а также схожие элементы системы верований, музыки и материальной культуры.
В XVI и XVII в. Горалы заселили верховья рек Кысуца, Орава и часть северного Спиш. Эти территории входили в состав северного Венгерского королевства. Горные районы заселялись пастырскими славянами по «закону Влахов ». В 1803–1980 гг. Горалы мигрировали на Буковину.
Во время Второй мировой войны нацистская Германия искала германизировать горалов вместе с эстонцами, латышами и литовцами и включить их в планы переселения. В соответствии с нацистскими расовыми законами белые русские, горалы и украинцы рассматривались как «нежелательные» и, следовательно, подпадали под действие специальных законодательных актов (трудового и полицейского) на оккупированных территориях Восточной Европы, хотя и в меньшей степени, чем другие негерманские этнические группы. группы. Нацистские расовые теоретики считали 27000 гуралов отдельной этнической группой от поляков. Названные гораленволк, они считались частью «великогерманской расы », и к ним относились отдельно от других поляков.
Горалы и другие западнославянские народы Карпат проявляют небольшое северное, германское влияние, в отличие от других регионов Польши. Карлтон С. Кун сгруппировал горалов с гуцулами в юго-восточном углу Польша (ныне Украина ). В 19 веке польские ученые считали горалов близкими по языку полякам, но имеющими тесную связь со словацкой народной культурой. Было отмечено, что социальная и экономическая жизнь горалов напоминала жизнь пастушьей культуры валахов.
В более широком смысле горалы относится к этнографической (или даже этнической) группе, состоящей из определенных горцев в северных регионах. Карпаты, точнее эти этнические группы:
Для большинства современных горалов решающим фактором в их самоидентификации с национальностью является не этнический, а территориальный. Например, те, кто проживает в районах с давними традициями принадлежности к польскому государству, идентифицируют себя как поляки, а те, кто живет в Словакии, называют себя словаками, с заметными исключениями из этого правила по обе стороны границы. Хотя происхождение горальского диалекта - польское, язык горалов в Словакии и Чешской Республике постепенно меняется и становится все более похожим на литературный стандарт в их странах. Силезские горалы из Чехии идентифицируют себя на национальном уровне как поляки и являются членами польского меньшинства в Заолзье, что подтверждается их общинной деятельностью - ежегодно Gorolski Święto фестиваль, проводимый в Яблункове (Jabłonków), представляет собой демонстрацию местных польских горальских традиций и организован PZKO (Польский культурно-образовательный союз). Фестиваль Горал сохраняет традиции польской национальности в Заолзье. Это крупнейший культурный и фольклорный фестиваль в Заолзье, каждый день собирающий тысячи зрителей.
Однако ни в одном из городов и деревень этого района поляки не составляют большинство, а некоторые местные горалы идентифицируют себя на национальном уровне как чехи. В этом отношении можно упомянуть деревню Грчава (вторая самая восточная деревня в Чешской Республике), где подавляющее большинство граждан заявляют о чешской национальности. В этом селе поляки составляют лишь 2% меньшинства. Местные горалы составляли (как коренные жители) большинство в прошлом. В повседневном общении они говорят на региональном диалекте.
Исторически вопрос об их этнической принадлежности был спорным и вылился в претензии и встречные иски как Польши, так и Чехословакии. Горалы, как и многие другие крестьянские общины Центральной Европы, определили свою собственную этническую идентичность в рамках системы национальных государств в XIX и начале XX века. Американские антропологи назвали горалов «черными русскими», отметив при этом, что западные горалы говорили по-польски. Хотя националистическая пропаганда создавалась как поляками, так и словаками, этот процесс идентификации горалов с национальностью еще не был завершен, когда граница была завершена в 1924 году. Ярким примером был Фердинанд Машей, священник родился в Яблонке, Орава, Петр Боровы из Рабча, Орава и Войцех Гальчин из Лендак, Спиш, который посетил Парижскую мирную конференцию 1919 и во время личной аудиенции лоббировал США. президент Вудро Вильсон, чтобы передать эти земли Польше.
Архитектура в закопанском стиле, основанная в конце 19 века, считается горальской традицией. Архитектурный стиль опирается на местную архитектуру и народную архитектуру Карпат и широко распространен в Подгальском регионе.
Zakopower - популярная фолк-поп-музыкальная группа из Закопане. Фольклорная музыкальная группа Требуние-Тутки из Закопане сочетает традиционную музыку горалов с регги.
На протяжении веков застежки были важным элементом традиционных костюмов польских горцев. Первоначально использовавшиеся для застегивания рубашек, они вышли из употребления, когда стали популярны пуговицы, оставшись только в качестве украшения. В начале 20 века они были уже редкостью, использовались только старшими и молодыми пастухами, пасшими своих овец на горных пастбищах. В 1920-1930-х годах они считались коллекционными предметами и пользовались популярностью у туристов. В Закопане их часто носили в качестве украшения «куча» (верхней одежды), свитеров или иногда на кожаных сумках. Сегодня застежки - популярный элемент горцев из региона Подхале, но способ их ношения отличается от оригинального: вместо застегивания рубашек их обычно прикрепляют к ним или пришивают.
Вышивка парзеница восходит к середине 19 века. Первоначально это были простые петли для шнурков, которые использовались для усиления разрезов перед суконными брюками. Они выполняли практические функции и защищали ткань от истирания. Современный вид парзеница получила от тех портных, которые стали использовать красную или темно-синюю нить, одновременно увеличивая количество петель. Позже дизайн аппликации был заменен на вышивку. Использование шерстяной пряжи позволило сделать парзеницу более красочной, и со временем она стала самостоятельным украшением брюк, разработанным талантливыми портными и вышивальщицами.
Во второй половине XIX века он стал самостоятельным украшением брюк. в регионе Подхале стало модным украшать корсеты с изображениями чертополоха и эдельвейса. Эти мотивы были самыми популярными в начале 20 века. Когда вошел в моду «краков стиль», горцы Подгальского региона начали украшать корсеты блестящими блестками и стеклянными бусинами.
В Тешинской Силезии и северной Словакии пастуший топор и элементы народного костюма называются влахами (польский : wałaska, wałaszczaki, словацкий : valaška)
Костюмы горцев в своих коллекциях находятся в следующих музеях, например: Национальный этнографический музей в Варшаве, Татранский музей в Закопане, Этнографический музей г. Краков,
Горалы являются приверженцами Римско-католической церкви и часто известны своей стойкой религиозностью.
Святилище Людемирской Богоматери имеет особое значение для горалов, поскольку это самый старый памятник в районе Подхале. С церковью связано множество культов.
СМИ, связанные с Горалами на Wikimedia Commons