Католикат Абхазии

редактировать

Католикат Абхазии (Грузинский : აფხაზეთის საკათალიკოსო) был подразделением Грузинской Православной Церкви, существовавшей как независимый субъект в Западной Грузии с 1470-х по 1814 год. Его возглавил Католикос (позже), официально именовавшийся Католикосом-Патриархом Имерети, Одиши, Понто - Абхаз - Гурия, Рача - Лечхум - Сванети, Осетины, Двалы и весь Север. Резиденция католикосов находилась в Бичвинта (ныне Пицунда) в Абхазии (отсюда и название католиката), но в конце 16 века была перенесена в Гелатский монастырь в Имерети.. В 1814 году должность Католикоса Абхазии была упразднена Российской Империей, которая контролировала Грузинскую церковь до 1917 года.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Католикос Абхазии
    • 2.1 Самопровозглашенные католикосы Абхазии
  • 3 Ссылки
История
Бичвинтинский (Пицундинский) собор, самая ранняя резиденция католиката Абхазии.

Дата, когда католикат Абхазии был установлен не совсем ясно, но большинство ученых относят его к периоду между девятым и одиннадцатым веками. Титульные католикосы Абхазии лишь изредка упоминались в современных источниках и в то время не пользовались независимостью, а подчинялись Грузинскому православному патриархату престолу Мцхета. Согласно другой версии, абхазское епископство перешло из Константинополя в Мцхету в начале 10-го века. Рейфилд, Дональд (2013). Край империй: история Грузии. Reaktion Книги. п. 62. ISBN 1780230702. Первое письменное упоминание о католикате Абхазии датируется 1290 годом. К тому времени правление монголов разделило Грузию на ее восточная и западная части, причем последняя де-факто независима от монгольской династии Ильханидов, которой подчинялась Грузия. Политическая независимость западных грузинских правителей, царей Имерети, могла также привести к возрождению католиката Абхазии, но только в конце 15 века, когда он превратился в независимую религиозную единицу.. С окончательным распадом единой монархии Грузии отделившаяся Багратидская ветвь в Западной Грузии со столицей в Кутаиси энергично продвигала церковную свободу своего царства от Патриархата Грузии. Имеретинский царь Баграт VI (1463-1478) сумел заручиться поддержкой Антиохийского патриарха, который, по просьбе царя, посвятил архиепископа Цаишского и Бедийского Иоакима в католикос. Абхазия. Чтобы оправдать разрыв с Мцхетским престолом, Михаил издал специальный документ «Закон веры», в котором он заявил, что западная и восточная Грузия имели разные истории обращения и, следовательно, они должны быть независимыми друг от друга.

Монастырь Гелати, позднее резиденция католикосов Абхазии

Таким образом, католикосы Абхазии стали независимыми и позже приняли титул Патриарха. Их духовная юрисдикция распространялась на Имеретинское царство и его вассальные княжества - Гурия, Мингрелия, Сванетия и Абхазия. Они считали себя викариями св. Андрей, который, согласно средневековой грузинской традиции, проповедовал христианство в Западной Грузии, известный тогда классическим авторам как Колхида. Католикат Абхазии в разные периоды своего существования подразделялся на несколько епархий (епархий), в том числе Бичвинтинскую, Кутаисскую, Гелатскую, Цагери, Цайши, Цаленджиху, Чкондиди, Хони, Ниноцминда, Никорцминда, Шемокмеди, Джумати, Дранда, Бедиа и Мокви, сосредоточены на соответствующих соборах.

Во второй половине XVI века католикосу-патриарху Евдему I (Чхеидзе ) пришлось перенести свою резиденцию из Бичвинты в монастырь Гелати в Кутаиси, спасаясь от Османская экспансия в Абхазию. Евдемос начал ряд важных реформ и восстановил общение с Патриархатом Грузии, однако сохранил свой статус независимого прелата. Католикосы Абхазии в основном были выходцами из ведущих грузинских дворянских домов и имели возможность поддерживать церковь финансово и обеспечивать ее постоянное участие в политической и культурной жизни Западной Грузии. Однако исламизация Абхазии, Аджарии и Нижней Гурии под властью Османской империи нанесла католикату тяжелый удар. Тесное сотрудничество между королевской династией и церковью в конце 18 века привело к возрождению христианства в Гурии и части Абхазии. После завоевания Имерети Императорской Россией в 1810 году католикат Абхазии был также упразднен в 1814 году российскими властями и присоединен к подразделению Русской Православной Церкви, частью которого она была до восстановления единой и автокефальной Грузинской Православной Церкви в 1917 году.

В 2009 году была создана Абхазская Православная Церковь как продолжение Католикат Абхазии распущен в 1795 году, хотя эта церковь остается сегодня (2019) неканонической в ​​Восточной Православной Церкви.

Католикосы Абхазии
  • Николай (вторая половина XIII века)
  • Арсений (ок. 1390)
  • Даниил (конец XIV века)
  • Иоаким (1470-е годы)
  • Стефан (1490-1516)
  • Малахия I Абашидзе (1519-1540)
  • Эудемиос I Чхетидзе (1557-1578)
  • Евфимий I Сакварелидзе (1578-1616)
  • Малахия II Гуриели (1616-1639)
  • Григорий I (1639)
  • Максим I Мачутасдзе (1639-1657)
  • Захарий Квариани (1657-1660)
  • Симеон I Чхетидзе (1660-1666)
  • Евдемиос II Сакварелидзе (1666-1669)
  • Евфимий II Сакварелидзе (1669 -1673)
  • Давид Немсадзе (1673-1696)
  • Григорий II Лордкипанидзе (1696-1742)
  • Герман Цулукидзе (1742-1751)
  • Бессарион Эристави (1751-1769)
  • Иосиф Багратиони (1769-1776)
  • Максим II Абашидзе (1776-1795)
  • Досифей Церетели (де-факто; 1795-1814)

Самопровозглашенные католикосы Абхазии

  • Виссарион Аплаа на посту предстоятеля Абхазской Православной Церкви с 2009 года
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:39:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте