Серия Callisto представляет собой последовательность из восьми научно-фантастических романов Лин Картер, относящихся к поджанру меч и планета, впервые опубликованных Dell Books с 1972 по 1978 год. Они были написаны в честь романов Барсум и Амтор Эдгара Райса Берроуза.
Американский солдат и вертолет пилот Джонатан Дарк терпит крушение в Камбодже возле руин затерянного города Арангхор. Исследуя руины ночью, он обнаруживает в центре очень похожую структуру, которая телепортирует его на Каллисто, одну из лун Юпитера - или Танатора, как называют луну. его жители. Там он встречает человеческую цивилизацию, изначально связанную с древней Камбоджей через колодец. Жители называют его незнакомое имя «Джандар». На Каллисто Джандар борется с чудовищными существами, дикими насекомыми, ордами варваров, небесными пиратами на летающих кораблях и опасными волшебниками разума Куура, пытаясь спасти и завоевать сердце прекрасной принцессы Дарлуны из Шондакара. (дань уважения марсианскому затерянному городу с таким же названием в «Последние дни Шандакора» Ли Брэкетта ).
Тексты первых пяти томов серии якобы представляют собой расшифровки рассказов от первого лица Джонатана Дарк, рассказывающих о его приключениях, написанных с использованием местных материалов и доставленных обратно на Землю через колодец. Они попадают в руки Лин Картер, которая «редактирует» их для публикации. В шестом романе Картер сам посещает Арангхор, падает в колодец и переживает приключение в Каллистане как «Ланкар». Остальные тома, опять же, якобы от Дарк, рассказывают истории других героев. Шахматная игра Дарзы в Каллистане, изображенная в Renegade of Callisto, была вдохновлена Эдгаром Райсом Берроузом 'Барсумской игрой Джетан, или марсианские шахматы.
Каллисто представлена как имеющая земную, даже тропическую среду, способную поддерживать человека. и другая жизнь. Необъяснимая иллюзия делает Луну безвоздушным, безжизненным шаром для сторонних наблюдателей. Луна приливно привязана к Юпитеру, всегда представляя одно и то же лицо своей материнской планете. Известный цивилизованный район Каллисто ограничен этой стороной Луны. Неизвестное внешнее полушарие, частично исследованное в некоторых из более поздних книг, является оплотом враждебных волшебников разума.
Физически внутреннее полушарие Каллисто, освещенное Юпитером, покрыто пышной растительностью, его поверхность земли покрыта в основном джунглями и равнинами, которые впадают в два моря, одно большое и одно маленькое. Известен ряд населенных городов в значительной степени до-технологической культуры. Посещенные части более темного внешнего полушария пустынны и гористы.
Рассматривая первые три тома, Лестер дель Рей счел серию «довольно интересным чтением», но отметил, что Картер «скопировал все трюки Берроуза., включая те, которые являются ошибками ».
Ден Вальдрон, оценивая книги в журнале ERBzine, считает, что серия« читается как неполноценный Барсум ». Он считает Джандара «своего рода высокомерным придурком... немного эгоистом... постоянно попадающим в неприятности с недоработанными планами, [от которых его] регулярно спасают его друзья или спасает глупая удача». Валдрон также критикует отношения героя и героини, между которыми он не обнаруживает никакой химии. С другой стороны, он называет первую трилогию сериала «неплохой», отмечая, что «мир и герой довольно яркие, действие движется быстро. Это вряд ли глубоко, но весело». Четвертый и пятый тома он считает «яркими моментами» в серии, восхваляя их как «воодушевляющее, быстро развивающееся приключение... наполненное неподдельным напряжением и странностями, а в конце концов, Джон Дарк скрывает свои записи, даже когда его преследователи. близко к нему действительно захватывает ". Он особенно впечатлен второй из этих книг, Волшебники разума из Каллисто, которую он называет «одной из лучших или лучших книг Каллисто, в которой достаточно новизны, действия и подлинной сексуальности, чтобы сохранять свежесть. все время, «хотя и отмечая» для протокола, ни один проклятый волшебник разума на самом деле нигде в этой книге не появляется ». Но продолжение, Ланкар из Каллисто, он считает "откровенно неловким читать, что с его бесконечными ссылками на чужие работы, очевидным самосознанием и" юношеством "автора, и тем фактом, что что почти все интересное происходит за кулисами и с другими людьми. Это интересное самомнение, но, к сожалению, это не удается ». Он считает это «странным романом, больше рассказывающим о путешествиях, чем приключениях, и постоянные ссылки Картера на другие художественные произведения немного раздражают... [и предполагают] болезненное отсутствие воображения». Он находит сюжет и действие тонкими, а автора - неадекватным героем боевика, указывая на то, что «усыновившая его« собака »делает практически всю работу». Седьмой том гласит: «[b] etter... [и] Картер прилагает реальные усилия, чтобы страницы перелистывались. Но, к сожалению, он не предлагает ничего нового и ничего примечательного, [и] сюжет тонкий, с буквально заложенными сложностями. " Восьмая книга Валдрон считает «своего рода восстановлением» двух предыдущих слабых записей, находя ее «приемлемой, даже хорошей».