Скрипичный концерт любителей бабочек (упрощенный китайский : 梁祝 小提琴 协奏曲; традиционный китайский : 梁祝 小提琴 協奏曲), наряду с фортепианным концертом в Хуанхэ, является одним из самых известных оркестровых произведений китайской музыки. Это оркестровая адаптация древней легенды «27» Любители бабочек. Написанный для оркестра в западном стиле, он включает соло скрипки, исполненное с использованием некоторых китайских техник. Он очень похож на «Восхождение жаворонка», написанный английским композитором Ральфом Воаном Уильямсом, который был написан в 1914 году.
Скрипичный концерт любителей бабочек написан в традиционной 5-нотной технике (пентатоника) ), в нем используется много китайских мелодий, аккордов и паттернов. Это придает пьесе характерный "китайский" звук, хотя в ней используются тональные гармонии.
Скрипичный концерт любителей бабочек был написан в 1959 году двумя китайскими композиторами (,, 1933 г.р.) и Чен Ганом (陈钢, 1935 г.р.), когда они учились в школе Шанхайская консерватория музыки. Музыка не стала популярной до конца 1970-х, когда Китай ослабил свои ограничения после культурной революции. Освободившись от цензуры, он стал воплощением переходного Китая. Эта работа широко используется в фигурном катании и в концертных залах по всему миру. Этот концерт теперь часто исполняется на китайских инструментах, играющих партию скрипки, наиболее распространенными из которых являются эрху, пипа и люцинь. В таких случаях солиста часто сопровождает оркестр, состоящий из китайских инструментов..
Хэ Чжаньхао более широко известен как составитель концерта. Однако его главным вкладом была знаменитая вступительная тема, в то время как большая часть разработки была написана Чен Ганом. Это было раскрыто в интервью Центрального телевидения Китая, в котором несколько художников внесли свой вклад в создание и популярность этого произведения в Китае и во всем мире.
Премьера скрипки «Любители бабочек» в 1959 году Концерт с участием 18-летней скрипачки Ю Лина состоялся в Шанхае в рамках празднования 10-летнего юбилея Китайской Народной Республики. Впервые он был записан в 1959 году с солистом Шен Жуном на скрипке и Симфоническим оркестром Шанхайской консерватории под управлением Фань Чэн-у.
Концерт состоит из одной части, но разбит на семь отдельных частей. В каждом из них рассказывается отдельная часть истории любителей бабочек. Некоторые мелодии взяты из Китайской оперы с тем же названием или из традиционных китайских народных песен. Сольная скрипка концерта символизирует Чжу Интай, главного героя рассказа, а партия виолончели символизирует Лян Шанбо, ее возлюбленного.
Концерт начинается с двух пятых реа арфы, после чего сольная флейта открывается цветочной мелодией, устанавливающей сцену повествования. Соло гобой вступает со струнами соль мажор, после чего вступает скрипач-солист и начинает простую мелодию. Эта мелодия происходит из китайской народной песни о Желтой реке (Хуанхэ) и рассказывает историю детства Чжу Интая. Соло скрипки сопровождается арфой и другими элементами оркестра. По дороге в Ханчжоу на учебу Чжу (переодетая мужчиной) впервые встречает Ляна; соло для виолончели переплетается со скрипкой, привнося новую, но все же мелодичную тему и модулируя до ре мажор. Когда виолончель выходит, оркестровое тутти играет ту же мелодию, что и сольная скрипка, с редкими вставками скрипки между ними. Когда начинают распускаться первые бутоны любви, короткая скрипичная каденция с использованием в основном гаммы G-пентатоники выражает радость Чжу от нее и клятву братства Ляна.
Оркестр начинает следующий раздел ми мажор, скрипка вступает с быстрой и веселой мелодией, представляя напряженные три года учебы Чжу и Ляна в школе. Представлено множество примеров скрипичной техники, а именно спиккато, быстрая игра на широком диапазоне нот и даже арпеджиато в стандартном отображении сложности для скрипичного концерта.
По мере приближения конца учебы Лян и Чжу грустят, понимая, что их время вместе почти закончилось. Чжу приглашает Лян навестить ее семью и ухаживать за сестрой. Он не знает, что Чжу действительно предлагает ему жениться на ней. Лян обещает снова увидеть Чжу, но Лян ждет, прежде чем это сделать.
Когда Чжу возвращается домой, она обнаруживает, что ее отец пообещал ее сыну из богатой семьи. Соло-скрипка борется с силами оркестра, представляя ее протесты против отца.
Когда приезжает Лян, он видит Чжу и понимает, что она женщина, и они влюбляются. Соло скрипки и соло виолончели - эмоциональный дуэт, один из самых известных и сильных разделов произведения.
Любовный дуэт между ними сменяется гневом, когда Лян узнает, что в его отсутствие Чжу был обручен с другим. Соло скрипки вступает в блестящий и сложный пассаж, поддержанный аккордами оркестра, но в конечном итоге возвращается к исходной мелодии, представляющей любовь, снова в сопровождении соло виолончели. Лян заболевает и умирает, когда дуэт подходит к концу. Еще одна виртуозная секция для соло и оркестра сочетает в себе представленные ранее медленные мелодии и быстрые энергичные пассажи. Раздел заканчивается самоубийством Чжу, поскольку соло скрипки заканчивается резкой высокой нотой.
Партии влюбленных объединяет заключительная часть, в которой скрипка соло и оркестр переделывают открывающую тему, чтобы достичь триумфальной кульминации. Концерт горько-сладко завершается финальной мелодической фразой сольной скрипки, загадочно завершающейся на высоком ре из струнных. В легенде могила Лян открывается, и Чжу бросается в пропасть; финал, изображающий превращение влюбленных в бабочек, которых больше никогда не разлучит.
Соло скрипка
2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 рожка, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, 3 ударных инструмента (гу бан, тарелка, там-там ), арфа, фортепиано, со строками