В археологии неолитической Европы, горизонт сожженных домов - это географическая протяженность явления предположительно преднамеренно сожженных поселений.
Это была широко распространенная и давняя традиция на территории современной Юго-Восточной и Восточной Европы, продолжавшаяся с 6500 г. до н.э. (начало неолита) до 2000 г. до н.э. (конец энеолита). и начало бронзового века). Ярким представителем этой традиции является Кукутенско-трипольская культура, центрированная на горизонте сожженных домов как географически, так и временно.
В исследованиях Европы эпохи неолита и энеолита до сих пор ведется дискуссия о том, было ли большинство сожженных домов преднамеренно подожжено или нет.
Хотя до сих пор ведутся споры о том, почему практиковалось сжигание домов, доказательства, кажется, указывают на то, что маловероятно, что это было случайным. Также ведутся споры о том, почему это было сделано намеренно и регулярно, поскольку эти поджоги могут разрушить все поселение. Однако в последние годы консенсус начал формироваться вокруг теории «домицида», поддерживаемой Трингхэмом, Стевановичем и другими.
Кукутень-трипольские поселения полностью сжигались каждые 75–80 лет, оставляя после себя последовательные слои, состоящие из в основном из большого количества щебня от обрушившихся каменных стен. Этот щебень состоял в основном из керамического материала, который был создан из-за того, что сырая глина, использованная в мазке стен, стала застеклованной из-за сильного жара, который превратил бы ее в ярко-оранжевый цвет во время пожара, разрушившего здания, примерно так же, как необработанные глиняные предметы превращаются в керамические изделия во время обжига в печи. Более того, огромное количество обожженных глиняных обломков, обнаруженных в каждом доме поселения, указывает на то, что пожар огромной интенсивности охватил бы все сообщество, создав такой объем найденного материала.
Хотя попытки были Чтобы попытаться воспроизвести результаты этих сожжений древних поселений, ни один современный эксперимент еще не сумел успешно воспроизвести условия, которые оставили бы после себя такие свидетельства, которые обнаруживаются в этих сожженных неолитических стоянках, если бы постройки сгорели в нормальных условиях.
Между учеными также велись споры о том, были ли эти поселения сожжены случайно или намеренно.
Были ли все дома подожжены ритуальным образом перед тем, как покинуть поселение, или каждый дом был разрушен в конце своей жизни (например, перед постройкой нового), это все еще вопрос споров.
Первая теория, согласно которой сожжение поселений произошло по причинам, возникшим в результате несчастного случая или войны, возникла в 1940-х годах и относилась только к некоторым памятникам Кукутень-Триполь, расположенным в Молдове и Украине (Krichevski 1940; Passek 1949). ; и Пол 1967). Вторая теория, согласно которой поселения были сожжены преднамеренно, возникла недавно и расширяет кругозор, чтобы включить весь регион культуры и даже за его пределы (McPherron, Christopher 1988; Chapman 2000; Stevanovic 1997).
Хотя явление поджога домов широко распространено на протяжении всего существования культуры Кукутень-Триполье, это ни в коем случае не было единственным неолитическим обществом юго-востока Европы, испытавшим это. Британо-американский археолог Рут Трингем ввела термин «горизонт сожженных домов», чтобы описать протяженность географического региона, который указывает на повторяющуюся практику сжигания домов в юго-восточной Европе. Она вместе с сербским археологом Мирьяной Стеванович нанесла на карту это явление с помощью археологических раскопок по всему региону и пришла к выводу, что:
Хотя я назвал повсеместное распространение сожженных строительных обломков в неолитических поселениях юго-востока Европы как горизонт сожженных домов (Tringham 1984; 1990), из исследований Стевановича, Чепмена и моих собственных исследований ясно, что «горизонт сожженных домов» не является ни хронологически, ни регионально однородным явлением (Chapman 1999; Stevanović 1996, 2002; Stevanović and Tringham 1998). Например, в домах раннего неолита хранится больше артефактов, и именно в эти ранние фазы неолита наиболее вероятно возникновение сожженных человеческих останков (Chapman 1999). Человеческие останки снова встречаются в позднем энеолите (Гумельница / Караново VI ). Наличие или отсутствие человеческих останков в развалинах сожженных домов, несомненно, имеет большое значение.
Название культуры | Местоположение культуры | Продолжительность практики | |
---|---|---|---|
кришская культура | Болгария, Молдавия, Сербия, Валахия | 5900 - 4750 гг. До н.э. | |
старчевская культура | северо-западная Болгария, восточная Хорватия, Сербия, долина реки Дрина в восточной Боснии и Герцеговине, южная Воеводина | 5750–5250 гг. До н.э. | |
культура Дудешти | юго-восток Мунтения | 5500–5250 гг. до н.э. | |
культура винча | Сербия, Трансильвания | 5500–4000 гг. до н.э. | |
группа Закалхат | южная Венгрия, Воеводина, северная Трансильвания | 5260–4880 гг. До н.э. | |
бойская культура | северная Болгария, Мунтения, юго-восточная Трансильвания | 5250–4400 гг. До н.э. | |
культура Тиса | Венгрия, Молдавия, Словакия, Трансильвания, западная Украина, Воеводина | 4880–4400 гг. До н.э. | |
гумелницко-карановская культура | восточная Валахия, север Добруджа | 4400–3800 гг. До н. Э. 37>, южная Сербия | 4300 - 3800 гг. До н. Э. |
Кукутенско-трипольская культура | Молдавия, Трансильвания, Западная Украина до Днепра | 4800–3200 гг. До н. Э. | |
Примечание: данные основаны на Рут Трингем, 2005 г., а также Лиз Меллиш и Ника Грина. Все места и даты приблизительные. |
Хотя практика сжигания домов имела место среди горстки различных неолитических культур в юго-восточной Европе, она наиболее широко известна среди культур Кукутени-Трипольцев по ряду причин:
Аргумент о случайном пожаре: . Некоторые из сожженных мест содержали большое количество хранимой пищи, которая была частично уничтожена пожарами, которые сожгли дома. Кроме того, из-за использования примитивных печей в этих домах был высокий риск пожара. Эти два факта подтверждают теорию о том, что здания были сожжены случайно или в результате нападения врага, поскольку можно утверждать, что никто не будет намеренно сжигать запасы еды вместе со своими домами.
Аргумент о преднамеренном пожаре: . Некоторые историки утверждают, что поселения были намеренно сожжены в повторяющемся цикле строительства и разрушения. Сербский археолог Мирьяна Стеванович пишет: «… маловероятно, что дома были сожжены в результате серии аварий или по каким-либо структурным и технологическим причинам, а скорее они были разрушены в результате преднамеренного сжигания и, скорее всего, по причинам символического характера»
Некоторые из современных экспериментов по сжиганию домов включают эксперименты, проведенные Артуром Банкоффом и Фредериком Винтером в 1977 году, Гэри Шаффером в 1993 году и Стевановичем в 1997 году. В своем эксперименте Бэнкофф и Винтер построили модель частичного обветшалый дом эпохи неолита, а затем подожгли его таким образом, чтобы повторить случайный пожар, который, возможно, начался бы из заброшенного огня в очаге. Затем они позволили огню беспрепятственно гореть более тридцати часов. Хотя огонь быстро распространился на соломенную крышу, уничтожив ее в процессе, в итоге было обожжено (превращено в керамический материал) менее одного процента глины в стенах, что противоречит большому количеству обожженной глиняной стены. щебень, найденный в руинах Кукутень-Трипольского городища. Кроме того, в результате экспериментального сжигания стены остались почти нетронутыми. Быстро отремонтировать крышу, счистить пепел и заселить дом было относительно легко. Эти результаты типичны для всех современных экспериментов, которые проводились, чтобы попытаться воссоздать эти древние горения домов. Стеванович, опытный археолог керамист, описывает, как для производства большого количества обожженного глиняного щебня, найденного в руинах, необходимо было разместить огромное количество дополнительного топлива рядом со стенами, чтобы создать достаточно нагревание до остекловывания глины.
Воссоздание горения Кукутенско-трипольского дома; обратите внимание на количество дополнительного топлива (соломы и дерева), добавленного снаружи глиняных стен для повышения температуры, необходимой для стеклования керамики.Анализ возможностей того, почему поселения Кукутень-Трипольцы Периодически горение приводит к следующим теориям:
На Викискладе есть материалы, связанные с Трипольская культура. |
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с культурой Кукутени. |