Борух Меджибожский | |
---|---|
Звание | Реб Борух Межбижер |
Личное | |
Дата рождения | Борух (Меджибожский). 1753. Меджибож |
Религия | Иудаизм |
Супруга | ?? дочь Р. Товии Кацкес, Сыма Чуша, дочь Р'Аарона Титиевского |
Дети | Удл Авербух. Хана Хая Друбичер. Рейзл. (сыновей нет) |
Родители |
|
Начал | 1782 |
Закончился | 4 декабря 1811 г., 18 Кислев 5572. |
Основной труд | Буцино диНойро |
Династия | Межбиж |
Раввин Борух из Меджибож (1753–1811), был внуком Баал Шем Това. Реб Борух (известный в детстве как Реб Борух'л, уменьшительное идишское, а впоследствии как Реб Борух'л Ха-Кадош) был первым крупным «ребе» хасидского движения, проводившим суд в Межбожье в родном городе своего деда, и Бейс Медраш, которую он унаследовал.
Как записано в ранней хасидской работе Мекор Борух (впервые опубликовано в 1880 г. рукописные рукописи), во время смерти Баал Шем Това раввин Пинхас из Корец и раввин Иаков Иосиф из Полоное, двое ближайших учеников Баал Шем Това, отчитывались перед хасидами. что Баал Шем Тов назначил Реба Боруха своим преемником и поручил Ребу Пинхасу взять на себя ответственность за исполнение этого желания. Ребу Боруху на момент смерти деда было всего семь лет, и он вырос в доме Реба Пинхаса, куда регулярно приходили другие близкие ученики Баал Шем Това и другие лидеры хасидского движения, чтобы проверить его успехи и помочь с его подготовкой к принять мантию своего деда.
Реб Борух оставался с Ребе Пинхасом из Корец до тех пор, пока Чеврая Кадиша, как было известно близкое окружение учеников Баал Шем Това, не почувствовал, что он готов стать Ребе и вернуться в Межбиж.
раввин Борух'л был назначен ребе около 1782 года. Он вел свой двор по принципу malkhus (королевской власти). Он вел свой суд в Тульчине с 1788 по 1800 год, после чего переехал в Межбож. Там он построил просторную роскошную резиденцию, в которой у него была карета и лошади в конюшне.
Многие из учеников его деда и великие хасидские лидеры того времени регулярно посещали Ребе Ребе Борухила, как его звали, в том числе Магид Чернобыльский, Магид из Мезрича, раввин Шнеур Залман из Ляди (основатель хабадского хасидского движения), из Люблина и другие.
Реб Борух был известен своей меланхолией, вспыльчивым характером и бескомпромиссной сильной волей. Его руководящий принцип malkhus был предметом больших споров среди хасидских лидеров его поколения. Реб Борух был первым хасидским лидером, накопившим огромное богатство от своих последователей с помощью практики петек и пидйонот. Другими словами, он получал пожертвования и подарки по личным просьбам или молитвам. Он заявил своим последователям, что обладает сверхъестественными способностями, проистекающими непосредственно из его кровной связи с Баал Шем Товом.
. В 1808 году раввин Шнеур Залман из Ляди посетил Реба Боруха в Меджибоже, чтобы уладить их различия. В то время Реб Борух был возмущен своей публикацией Таня и настойчивым требованием раввина Шнеура Залмана о том, чтобы общинные фонды были безвозмездно переданы на благотворительные цели. С этим визитом связано множество историй, большинство из которых заканчиваются тем, что вспыльчивый характер Реба Боруха взял над ним верх. Визит в конечном итоге привел к изгнанию раввина Шнеура Залмана и его последователей из Подолии.
. В более поздние годы Реба Боруха охватила меланхолия. Пытаясь исправить его меланхолию, его последователи привели Гершеля из Острополя в качестве своего рода придворного шута. Гершель был одним из первых задокументированных еврейских комиксов, и о его подвигах ходят легенды как в еврейской, так и в нееврейской общинах. Одна история гласит, что в припадке гнева сам Реб Борух был виноват в смерти Гершеля. По крайней мере, в одной сказке Гершель задержался на несколько дней и умирал в собственной постели Реба Боруха в окружении Реба Боруха и его последователей.
Эли Визель описал его личность следующим образом:
Когда Реб Борух умер 1811 г. 18 Кислев 5572, его хасиды (последователи) исчислялись тысячами. Похоронен на еврейском кладбище в Меджибоже, рядом со своим дедом Баал Шем Тов. Его сочинения были включены в «Амарот Техорот», опубликованную в 1865 году, и в «Бузино Динхора», опубликованную в 1879 году.