Таня

редактировать
Главный труд философии Хабада
Таня Раббати, итальянский кодекс 16-го века еврейского закона, это несвязанная работа с похожим названием. Чтобы узнать о других значениях, см. Таня (значения).
Издание Тани, напечатанное в Файид с 1974 года. Седьмой лидер Хабада рекомендовал делать новые распечатки удаленно.

Таня (иврит : תניא) - ранний труд хасидской философии раввина Шнеура Залмана из Лиади, основатель Хабад хасидизма, впервые опубликовано в 1797 году. Официальное название - Likkutei Amarim (ליקוטי אמרים, иврит, «собрание утверждений»), но является более широко известный по своему открывающему слову, Таня, что означает «его учили в beraita ». Он состоит из пяти разделов, которые определяют хасидскую мистическую психологию и теологию как руководство для повседневной духовной жизни в иудаизме.

Таня является основным произведением философии Хабада и Хабадского подхода к хасидскому мистицизму, поскольку он определяет его общую интерпретацию и метод. Последующая обширная библиотека школы Хабад, созданная сменяющими друг друга лидерами, основывается на подходе Тани. Хабад отличался от «господствующего хасидизма» в своем поиске философских исследований и интеллектуального анализа хасидской экзегезы Торы. Это подчеркивало ум как путь к усвоению хасидского мистического двейкуса (эмоционального рвения), в отличие от творческого энтузиазма в вере общего хасидизма. Как следствие, хабадские хасидские сочинения обычно характеризуются своей систематической интеллектуальной структурой, в то время как другие классические тексты общего хасидского мистицизма обычно более компилированы или анекдотичны по своей природе.

Как одна из основоположников хасидского мистицизма, Шнеур Залман и его подход к Тане почитаются другими хасидскими школами, хотя они склонны избегать его методов. В Хабаде это называется «Письменная Тора хасидов», а многие последующие сочинения Хабада представляют собой относительно «Устную Тору » объяснение. В нем Шнеур Залман вносит новые интерпретации еврейского мистицизма, сделанные Баал Шем Товом, основателем хасидизма, в философскую артикуляцию и определение. Эта интеллектуальная форма синтезирует хасидское божественное присутствие и еврейскую одухотворенность с другими историческими компонентами раввинистической литературы, воплощенной в Талмуде, средневековой философии, Мусар (этический) литература и лурианская каббала. Таким образом, Таня рассматривается в Хабаде как определяющий хасидский текст и последующий этап еврейской мистической эволюции.

Содержание

  • 1 Предпосылки подхода Хабада
    • 1.1 Раннее хасидское движение
    • 1.2 Каббала и хасидизм
    • 1.3 Хабад
  • 2 Структура
  • 3 Тема
    • 3.1 Уровни богослужения
  • 4 Еврейская критика
  • 5 Изложение
  • 6 Афоризмы
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Предыстория подхода Хабада

Таня имеет дело с еврейской духовностью, психологией и теология с точки зрения хасидской философии и ее внутренних объяснений Каббала (еврейский мистицизм). Он предлагает советы каждому человеку о том, как служить Богу в повседневной жизни.

Раннее хасидское движение

Первые несколько поколений хасидского движения установили различные подходы своих различных школ. Третье поколение великих учеников Дов Бера из Мезерича, которые распространились по Восточной Европе, стали лидерами хасидизма на Украине, в Польше, Венгрии и России. Среди них Шнеур Залман сформулировал подход к хасидской философии, отличный от общего хасидизма. Основоположник хасидского мистицизма Баал-Шем Това и последующих хасидских учителей подчеркивал стремление двейку держаться за Вездесущее Божество. Интеллектуальный ("Хабадский") подход Шнеура Залмана, продолженный последовательными Любавичами Ребе, подчеркивал ум как путь к внутреннему сердцу. Школа Хабад требует знания благочестия, почерпнутого из хасидской философии, чтобы утвердить хасидскую мистическую веру. Это позволило Шнеур-Залману отвести хасидов к литовским евреям из близлежащей Белой Руси и вызвало сопротивление их первых лидеров. В этом Хабад представляет собой отдельное ответвление общего хасидизма, и для его учеников является глубоким воплощением систематического определения его внутренней глубины. Поэтому в Хабаде Баал Шем Тов и Шнеур Залман, у которых один и тот же день рождения, называются «двумя великими светилами» (после Бытия 1:16, согласно рассказу Мидраша, до того, как луна была уменьшено), представляя сердце и разум.

Каббала и хасидизм

Историческое развитие Каббалы с 12 века и ее новые формулировки в 16 веке объяснили тонкие аспекты и категории традиционных система еврейской метафизики. Хасидская духовность оставила в стороне абстрактную направленность каббалы на духовные сферы, чтобы взглянуть на ее внутренний смысл и душу в том, что касается человека в этом мире. Основатель хасидизма Баал Шем Тов внес каббалистическую идею вездесущей Божественной имманентности в творении в повседневное еврейское поклонение простому народу. Это позволило популяризировать каббалу, связав ее с естественным психологическим восприятием и эмоциональным двейку (пылкостью) человека. Мистическое измерение иудаизма стало доступным и ощутимым для всего сообщества. Внешне это выражалось в новом почитании искренности, акценте на молитве и делах любящей доброты. Необразованный еврейский народ лелеял и поощрял за их искреннюю простоту, в то время как элитные ученые стремились подражать своему отрицанию эго, изучая хасидскую экзегетическую мысль. Жития, повествующие о мастерах хасидов, передают мистическую харизму цадиков. Внутреннее измерение этого мистического возрождения иудаизма выразилось в новой глубокой интерпретации еврейского мистицизма в хасидской философии. Великие ученые также последовали за Баал Шем Товом, когда они увидели глубокий смысл его нового учения. Преемник Баал Шем Това Дов Бер из Мезерича стал архитектором хасидского движения и объяснил своему близкому кругу учеников основные значения объяснений, притч и рассказов Баал Шем Това.

Хабад

Разум против сердца. Среди учеников Дов Бера раввин Шнеур Залман из Лиади превратил хасидскую философию в глубокую интеллектуальную систему, названную «Хабад "после каббалистических терминов, обозначающих интеллект, что отличается от основных хасидских эмоциональных подходов к мистической вере. Он направлен на внутреннее соблюдение еврейских традиций, принижая харизматический хасидский энтузиазм, который он считает внешним. Мистицизм Шнеура Залмана не искал холодного интеллектуального исследования. Как и весь хасидизм, он пробуждает радость и отрицание самосознания в восприятии евреями Божественного во всем. Но в Хабаде, который позже будет назван в честь своей русской деревни Любавичи, внешнее эмоциональное выражение рассматривается как поверхностное, если не внутреннее созерцание. В этом ключе рассказывается, что второй Любавичский Ребе, Дов Бер Шнеури, молился неподвижно в течение нескольких часов. Эмоциональное выражение сменилось внутренним, скрытым эмоциональным экстазом от его интеллектуального созерцания хасидской философии во время молитвы. В конце молитвы его шляпа и одежда были пропитаны потом. Как правило, он написал один из самых личных мистических рассказов в иудаизме, свой «Трактат об экстазе», который наставляет последователя Хабада на уровнях созерцания. Это объясняет концепцию его отца о хабадской артикуляции хасидизма. В то время как Баал Шем Тов подчеркивал сердце, Шнеур Залман подчеркивал ум, но это был теплый, пламенный мистический интеллектуализм.

Интеллект против веры. Проводя философские исследования хасидов, школа Хабад объяснила внутренний смысл «Торы Баал Шем Тов». Его систематическое исследование позволяет уму понять и усвоить трансцендентную духовность господствующего хасидизма. Если разум может привести душу хасидизма к пониманию и познанию с помощью логики, то его воздействие на человека может быть более внутренним. Классические сочинения других хасидских школ также связывают внутренний мистицизм хасидской философии с восприятием каждого человека. Цель хасидского движения - предложить еврейскую мистическую традицию в новой внутренней форме, доступной каждому. Это пробудит духовное осознание и чувство Бога через понимание его мистической мысли. Господствующий хасидизм связывает это мистическое возрождение через харизматическое лидерство и веру, основанную на понимании. Путь Шнеура Залмана отличается от другого хасидизма, так как он стремится приблизиться к сердцу через развитие ума. Писания Хабада каждого поколения его династии развивают это интеллектуальное объяснение хасидских мистических идей, постепенно расширяя и доступнее. В последнее время последние два Ребе выражали духовную теплоту Хабада в терминах повседневной реальности, языка и актуальности в переводах на идиш и мемуарах Йосефа Ицхака Шнеерсона и особенно Likkutei Sichos из Менахема Менделя Шнеерсона.

Хабад Хасиды и другие аспекты еврейской мысли. Поскольку подход Хабада объясняет хасидов в интеллектуальной форме, он может включить в свое объяснение другие аспекты исторической еврейской мысли. Дополнительные или изначально противоречащие друг другу объяснения еврейской мысли из раввинистического иудаизма, еврейской философии и каббалы могут быть синтезированы в одно целое. Он может соединить различные дисциплины мистицизма (Каббала) и еврейской философии (Хакира), относясь к более высокому, существенному единству в Божественности, которое гармонизирует различные идеи. Это подходит к классическим вопросам теологии с другого пути, чем Хакира. Еврейские философы средневековья, такие как Маймонид, примиряли иудаизм с греческой философией. Их объяснения природы Божественного связаны с независимым пониманием человека от первых принципов. Хасидская мысль обращается к внутреннему значению Каббалы, концептуальной системы метафизики, основанной на мистических встречах с откровением. Понимание, которое оно вносит в теологические вопросы, выявленное в его объяснении Хабадом, связано с мистической высшей реальностью «свыше». Когда хасидская мысль обращается к традиционным вопросам, таким как Божественное провидение, имманентность и трансцендентность, она предлагает объяснения духовности "Внутренней Торы", которые также могут быть согласованы с объяснения «Явленной Торы». Это способность хасидской мысли привнести абстрактные, эзотерические системы каббалы в сознательное восприятие и мистическую веру, связав их с внутренним психологическим сознанием человека. Идеал подхода Хабада - сформулировать это духовное восприятие в терминах человеческого понимания и знания.

Структура

Согласно легенде, раввин Шнеур Залман анонимно опубликовал свой Likkutei Amarim в 1797 году. включены дополнительные сочинения Шнеура Залмана. Последняя версия этого сочинения, датированная 1814 годом, состоит из пяти частей:

  1. Сефер шел Бейноним («Книга обывателей»). Эта книга представляет собой хасидское руководство по психологической драме повседневной еврейской духовной жизни. В нем описывается, как созерцание мистического величия Создателя и союза еврея с Ним посредством заповедей Торы может обрести любовь и страх перед Богом, необходимые для искреннего поклонения. Такой подход является основной темой учения Хабада: достичь эмоциональной утонченности во время молитвы и соблюдения иудеев. Однако на предлагаемом пути эта эмоция должна происходить из интеллектуального понимания хасидского мистицизма. Вот почему этот подход и движение названы Хабад по названию трех интеллектуальных Сефирот (Божественных эманаций в Каббале): Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Даат (Знание). Исследуется хасидская психология двух душ евреев - Божественной души и Природной души. Божественная душа - это настоящая «часть Бога», исторический акцент еврейской мысли, хотя и основан на более ранних источниках. Книга предназначена для человека среднего уровня, которого искушают естественные инстинкты, в то время как служение истинному цаддику в мистической мысли трансцендентно и связано только со святостью.
  2. Шаар ха- Ичуд ве'ха'Эмуна («Врата единства и веры»). В этой книге излагается теологическая подоплека хасидской жизни первого раздела. Это исследование значения единства Бога в хасидизме. Панентеизм (все творение происходит «внутри Бога»), которому учил Баал Шем Тов, систематически сформулирован в каббалистической философии. Бог есть все, но не все Бог. Два уровня Единства Бога парадоксально верны, основываясь на каббалистической доктрине Цимцум. В «Нижнем Единстве» все Творение сводится к Богу. В «Высшем Единстве» Творение - это акосмическая иллюзия, поскольку действительно существует только Бог. Кажущаяся множественность в Творении - это только результат сокрытия Божественности. Происхождение всего - аннулирование в Божественном Единстве.
  3. Иггерет ха-Тешува («Письмо о покаянии»). Это дает хасидское толкование и метод Хабада Тшува (Возвращение к Богу). Этот раздел также известен как «Таня Катан» («Краткая Таня»), так как это ворота ко всему личному духовному искуплению. Он описывает мистическое возвращение, которое не только приводит к прощению грехов, но и может полностью позволить кающемуся человеку подняться до духовного места, которое выше, чем то, где он был до греха. В хасидизме любое духовное нисхождение - это только подготовка к более высокому восхождению. Описываются два уровня тшува, исходя из их значения в Каббале. «Нижняя тшува» искупает грех. «Высшая тшува» приносит постоянное возвышение, не связанное с грехом. Из-за этого основатель хасидизма учил, что даже святые цадики могут быть вдохновлены совершать тшува.
  4. Иггерет ха-Кодеш («Письмо святости»). Этот раздел не был опубликован до 1814 года, после смерти раввина Шнеура Залмана. Это сборник писем, которые автор написал своим ученикам и различным хасидским общинам, в которых он говорил о мистических аспектах определенных заповедей, таких как благотворительность, изучение Торы или в целом всех заповедях, касающихся физических действий. Сегодня он используется как источник некоторых глубоких концепций «письменного хасидизма», не связанных конкретно с эмоциями, испытываемыми во время служения или покаяния. Это более эзотерический и подробный трактат каббалистических комментариев, чем предыдущие разделы. Схематично это будет относиться к человеку, который усвоил основные три первых раздела и может продвинуться выше.
  5. Кунтрес Ачарон («Последний тезис»). Этот раздел не был опубликован до 1814 года, после смерти раввина Шнеура Залмана. Это также серия писем, в которых автор разрешает некоторые кажущиеся противоречия в Каббале. Этот раздел представляет собой даже более глубокое исследование глубоких мистических понятий, чем предыдущий. Подобно четвертому разделу, его можно рассматривать как дополнение к первым трем основным разделам.

В целом, первая книга представляет собой универсальный еврейский путеводитель по авода, повседневному богослужению, через инновационную систему Schneur Zalman, применяя Еврейский мистицизм шаг за шагом к внутренней драме человеческой психологии. В качестве руководства по формирующему подходу в иудаизме английский переводчик первого раздела во введении сравнивает его позицию с Руководством для озадаченных Маймонида, но противопоставляет духовную цель Тани наставлениям философской цели Маймонид. Философское изложение хасидского мистического панентеизма во втором разделе является основой методов первой части и дает теоретическое определение хасидской теологии Бога. Третий раздел направляет людей в подходе хабадских хасидов к покаянию, чтобы иметь возможность более глубоко подготовиться к руководству первой части. Последние два добавленных раздела дают более сложное и углубленное хасидское изложение каббалистических концепций, автор объединяет абстрактные идеи с важностью повседневного служения и эмоциями, которые должны его сопровождать. Эти дискурсы похожи на экзегетические комментарии Шнеура Залмана в других его работах, хотя здесь они иногда принимают форму писем к его последователям с более прямыми советами.

Предмет

Большая часть первой части работы, «Книга среднего человека», beinoni, служит фундаментальным и основным руководством к духовному служению Богу.

В отличие от других ранних хасидских сочинений, эта книга не является сборником проповедей или рассказов, а скорее систематическим изложением философии Шнеура Залмана. Любавичским хасидам предписывается изучать эту работу каждый день в рамках Читас - аббревиатуры от Чумаш, Техиллим и Таня. Ребе Хабада учили, что издать и распространить эту книгу как можно шире - священный долг.

Таня стремится продемонстрировать «среднему» еврейскому мужчине или женщине, что знание Бога доступно для принятия, что духовный рост до еще более высоких уровней реален и неизбежен, если кто-то желает участвовать в борьба. Хотя многие рассматривают Таню как работу по объяснению каббалы или еврейского мистицизма, ее апробации ясно показывают, что Таня - это прежде всего книга советов в практическом служении Богу.

Уровни божественного служения

Таня описывает пять уровней:

  • Полный цаддик («праведник») полностью изменил его животную душу до такой степени. что он способен достичь глубокого божественного наслаждения в связи с благочестием и испытывает отвращение ко всем мирским удовольствиям.
  • Неполный цадик больше не желает зла ​​так, как это будет выражаться извне, даже на уровне думал; однако остается незначительное желание очень тонкого зла.
  • beinoni (букв. «средний») обладает животной душой, которая все еще желает зла, но ему удается постоянно удерживать себя от греха в действии, речь и даже мысль; это, однако, требует постоянного напряжения и борьбы. Эта борьба - не просто противостояние добра и зла, а скорее продолжающаяся встреча между двумя душами - животным и божественным - душой, которая тянется вниз к земле, и душой, которая стремится вверх, к земле. Всевышний.
  • Неполная раша («злой человек») совершил грех, не совершая тшува, но также совершает добрые дела.
  • Общая раша грешила так часто, что ни одна из его мыслей, речи или действий не контролируется божественной душой (хотя она остается во «внешнем» состоянии маккиф, привязанном к нему), и он находится под исключительным контролем его животной души.

Еврейская критика

Теория Тани о двух душах и утверждение, что души нееврейского населения мира отличаются от душ еврейских (происходящих из царства зла), вызвали споры. Различные авторы утверждали, что эта идея потенциально может развиться в расизм или обеспечить его поддержку, или что она поддерживает своего рода «метафизический расизм», или что это «опасная и действительно расистская идея, противоречащая нормативным еврейским убеждениям.. "

Описание различий душ в Танье следует из партикуляристско-универсалистского спора в иудаизме о значении евреев как избранного народа. Среди средневековой еврейской философии, Иегуда Галеви следует прото-каббалистическому подходу, который разделяет еврейские и языческие души, в то время как Маймонид описывает универсалистский рационалистический подход. Каббалистический мистицизм следует за Халеви, развитым в хасидизме. Однако среди каббалистов и хасидов были обнаружены не буквальные, универсалистские толкования. Согласно нормативному Хабаду, праведные язычники имеют души, сходные по Божественной восприимчивости с еврейскими душами, в то время как евреи могут быть отделены от Божественного сознания. Следовательно, Таня была прочитана как описывающая два универсальных уровня психологического сознания.

Экспозиция

В Хабаде Таня считается Письменной Торой из Хасидская философия, поскольку это первая работа по хасидской философии, записанная ее собственным автором, в отличие от работ Баал Шем Това и Маггида из Мезрича, слова которых переписали их ученики. Это означает, что все учения хасидской философии в целом являются изложением Таньи, так же как Тора учит, что вся цель Устной Торы состоит в разъяснении Письменная Тора.

В своем предисловии к Тане автор пишет, что всякий, у кого есть вопросы о значении или применении руководства Тани, должен обращаться к «великим в своем городе». На хасидском языке Хабад такое руководство известно как Машпиа. Такого человека его предшественники обучали правильному применению Тани.

Было написано много работ, объясняющих Таню, в частности: Решимос Любавичского Ребе на Таню, Ха-Лекач Веха Либув, Шиурим БеСефер ХаТанья (в английском переводе, известном как «Уроки Таня»), Маскил Ле'Эйсан, Бюрей Ха'Танья и «Открытие Тани», «Изучение Тани» и «Понимание Тани» раввина Адина Штейнзальца.

Афоризмы

«Наше понимание Таня похоже на козел смотрит на луну »- раввин Шолом Довбер Шнеерсон.
« Удивительно, что Шнеур Залман из Лиади сумел поместить такого великого Бога в такую ​​маленькую книгу »- раввин Леви Ицхак Бердичева
«С Таней еврейский народ пойдет встречать Мессию» - раввин Зуша из Ханипола

См. также

Темы:

Влияния:

Комментарий:

  • Довбер Шнеури проводил различие между общим хасидским эмоциональным «энтузиазмом» и хабадским идеалом интеллектуально сформированного «экстаза»
  • Шолом Довбер Шнеерсон выступал за использование pilpul в изложении хасидской мысли

Другие циклы обучения:

Ссылки

Дополнительная литература

  • ХаРав Шнеур Залман из Лиади, Таня: Ликутей Амарим: Сефер Шел Беноним (Ит был преподан, Сборник высказываний: Книга промежуточных знаний) с добавленными примечаниями, объясняющими мистические концепции, раввином Ниссаном Минделем PH.D. и раввином Яаковым Иммануэлем Шохетом, двуязычное иврит-английское издание, Kehot Publishing.com

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 09:43:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте