Люди Билокси

редактировать
Билокси
Общая численность населения
951 Племя Туника-Билокси (перепись 2010 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Миссисипи (исторический), Луизиана
Языки
Английский, Французский, Билокси (исторический)
Религия
Протестантизм, Католицизм, традиционные верования
Родственные этнические группы
Туника, Чокто
Индейцы Билокси (язык)

Племя Билокси Коренные американцы из языковой семьи сиу. Они называют себя автонимом Tanêks (a) на сиуанском языке билокси. Когда европейцы впервые столкнулись с европейцами в 1699 году, билокси населяли территорию у побережья Мексиканского залива недалеко от того места, где сейчас находится город Билокси, Миссисипи. В конце концов они были вытеснены на запад в Луизиану и восточную часть Техаса. язык билокси --Tanêksąyaa ade - вымер с 1930-х годов, когда умерла последняя известная коренная полуноговорящая Эмма Джексон.

Сегодня оставшиеся потомки Билокси слились с Туником и другими оставшимися народами. Вместе они получили федеральное признание в 1981 году; сегодня они называются индейским племенем Туника-Билокси и делят небольшую резервацию в приходе Авойель, Луизиана. К ним зачисляются потомки нескольких других небольших племен. Два основных племени принадлежали к разным языковым группам: билокси сиуан говорили, а туника - изолированно. Сегодня члены племени говорят на английском или французском.

Историческом

Мало что известно об истории Билокси до их контакта с европейцами в 1699 году. они были получены из археологических исследований, устных историй, рассказывающих об их традициях, и материалов родственных племен.

Они встретили французского канадца Пьера Лемуана д'Ибервиля, который основывал французскую колонию Луизиана. Д'Ибервилю сказали, что нация Билокси раньше была довольно многочисленной, но что их народ был сильно уничтожен эпидемией оспы , в результате которой целая деревня была заброшена и лежала в руинах. Д'Ибервиль описал, как он натолкнулся на заброшенную деревню в конце 17 века после того, как за два года до этого люди были поражены болезнью. В деревне сохранились остатки хижин, сделанных из глины, с крышами, покрытыми корой деревьев (в Dorsey Swanton 1912: 6). Они могли заразиться им от других народов, контактировавших с европейцами, среди которых оспа была эндемической. У коренных американцев не было иммунитета к этой болезни.

Билоксис "были потомками курганов -создателей людей культуры Миссисипи...." (Brain 1990: 80). Хотя исторически они имели сиуанское происхождение, предки билокси имели сходные культурные особенности с другими народами юго-востока, которые антропологи называют Юго-восточным церемониальным комплексом (SECC). Это были сельскохозяйственные общества, в которых женщины выращивали кукурузу, бобы и тыкву. Мужчины дополняли аграрный рацион охотой на оленей, медведей и бизонов (Kniffen et al. 1987). Они ловили рыбу круглый год (Brain 1990).

Как и во многих преимущественно аграрных обществах, контроль доступа к зернохранилищам и хранилищам, а также контролируемое распределение их содержимого привели к расслоению общества, вращающемуся вокруг Яакситоё, или «Великого Священного», высшей правящий дворянин, король или королева. В Yaaxitąąy был штат меньших дворян или депутатов, называемых ixi. Слово Билокси, обозначающее короля или вождя, ąyaaxi или yaaxi, также является словом для знахаря или шамана. Таким образом, политические правители также были духовными практиками.

Хотя о похоронах Билокси среди простолюдинов мало что известно, тела умерших Ояакси были высушены огнем и дымом. Сохранившиеся тела были поставлены вертикально на красные шесты, воткнутые в землю вокруг центрального интерьера храма. Покойного устанавливали на помосте у главного входа в храм. Посетители «предлагали» еду ежедневно (De Montigny 1753: 240).

Американский этнолог Джеймс Оуэн Дорси, специалист по народам сиу, посетил Билокси в Луизиане в 1892 и 1893 годах. Согласно собранным им данным, опубликованным в словаре 1912 года, в традиционной культуре Билокси до прихода европейцев мужчины носили набедренную повязку или накидку, обычно сделанную из оленьей кожи, которую «протягивали между ног и заправляли под пояс спереди и сзади, с большим запасом на обоих концах» (Swanton 1985: 681). Пояса делали из кожи или из бисерного шнура. «Мужчины покрывали верхнюю часть своего тела одеждой или одеждой из шкур различных животных, таких как медведь, олень (особенно олень-самец), пантера, дикая кошка, бобр, выдра, енот, белка и бизон. Некоторые из них были длинными, использовались, в частности, пожилыми людьми и предназначались для зимней носки »(там же). Как и в других племенах, женщины обрабатывали и шили шкуры животных для создания такой одежды, а также мокасин и леггинсов. Леггинсы надевали в холодную погоду или для защиты ног от подлесок. Нижние части леггинсов заправляли под края мокасин, а верхние концы обычно прикрепляли к поясу с помощью ремней (там же: 682). Билокси изготавливали инструменты и утварь из бизонов и оленьих рогов и носили украшения из ограненных и отполированных ракушек. Некоторые Билокси имели традиционные лицевые татуировки и носили серьги в носу и / или (Dorsey Swanton 1912).

Выжившие Билокси постепенно мигрировали из Миссисипи в Луизиану и Техас. Они слились с другими народами, такими как каддо, чокто и совсем недавно, народом туника. Хотя большая часть племенной структуры исчезла к тому времени, когда этнолог Джеймс Оуэн Дорси посетил их в Луизиане в 1892 и 1893 годах, они все же проследили происхождение по материнской линии, в системе матрилинейного родства. Действовали три клана: Ita aⁿyadi, люди оленей; Оши аньяди, люди-медведи; и Naqotodc̷a aⁿyadi, люди-аллигаторы. Большинство Билокси идентифицированы как люди оленей. Дорси описал их сложную социальную систему с более чем 53 терминами для родственных отношений и десятком забытых, больше, чем любой другой сиуанский народ, которого он посещал и изучал.

См. Также
Ссылки
  • Brain, Jeffrey (1990), Tunica-Biloxi. Индейцы Северной Америки серии. Нью-Йорк: Chelsea House Publishers.
  • Дорси, Джеймс Оуэн. и (1912), Словарь языков Билокси и Офо. Бюро американской этнологии, 47. Вашингтон, округ Колумбия
  • Де Монтиньи, Дюмон (1753 г.), Исторические воспоминания о Луизиане. Париж.
  • Kniffen, Fred H. Gregory G. Stokes (1987). Исторические индейские племена Луизианы: с 1542 г. по настоящее время. Батон-Руж: Издательство государственного университета Луизианы.
Последняя правка сделана 2021-05-12 06:19:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте