Люди таммари

редактировать
La Nuit des Grands morts - L'initiée et l'épouse chez les Tamberma du Togo domnique.sewane@copyright.jpg Проф. Rigobert Kouagou apprentissage du ditammari au Koutammakou et manuels scolaires pour les élèves.jpg Дом таммари. Соломенная конструкция в середине крыши (слева) закрывает спальные помещения, а справа - зернохранилище. Цилиндрические конструкции в стенах используются для хранения или содержания мелкого скота.
Таммари
ЧеловекОтаммари
ЛюдиБетаммарибе
ЯзыкДитаммари

Народ таммари, или Батаммариба, также известный как Отамари, Оттамари или Сомба, являются говорящими на языке Оти-Вольта людьми из департамента Атакора в Бенине и соседних районов Того, куда они направляются по имени Таберма. Они известны своими двухэтажными укрепленными домами, известными как Тата Сомба («Дом Сомбы»), в которых первый этаж используется для размещения домашнего скота в ночное время, внутренние ниши используются для приготовления пищи, а На верхнем этаже находится внутренний двор, который используется для сушки зерна, спальных помещений и зернохранилищ. Они эволюционировали, добавив закрывающую крышу к группам хижин, соединенных соединительной стеной, что типично для гуроговорящих областей Западной Африки. Таммари в основном анимисты по религии. Их язык принадлежит к семье Гур.

Батаммариба - пастухи-агрономы, населяющие холмы и долины. Будучи клановыми по своей природе, они выступают против любых форм господства и рабства. Исторические исследования проследили их миграцию из разных регионов, расселение небольшими группами, сохраняя при этом свои социальные обычаи происхождения. Было бы ошибкой предполагать, что племя батаммариба образует однородное общество. Язык батаммариба - прочная общая связь, и, несмотря на различия в церемониальных практиках, все они заявляют о своей преданности как «Дети Змеи». Они верят, что являются отпрыском великой невидимой подземной «Змеиной Матери», которая принесла первые яйца их предков.

Содержание
  • 1 Этноним
  • 2 Связь с землей
  • 3 Takyenta
  • 4 Традиционная религия
  • 5 Основание Батаммарибаса
  • 6 Те, кто изучал этот народ
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Галерея
  • 11 Внешние ссылки
Этноним

Имя Батаммариба (или Батаммалиба) означает «те, кто являются настоящими архитекторами земли. ".

Связь с Землей

После многих лет (а может быть, столетий) странствий батаммариба обосновался в долинах. Это был предпочтительный способ существования по сравнению с их прошлой историей конфликтов из-за закона, навязывающего военачальники и вождей. Их название подразумевает тесную связь с землей, где практикуются ритуалы. Подземный регион - это царство мертвых духов, которым Батаммариба обязаны своим существованием природе и способности создавать. Батаммариба считают себя не землевладельцами, а смотрителями. Их поселение не могло произойти без заступничества Бабиетиба, первых поселенцев, которые принадлежали к высоко культурно развитой группе собирателей, а затем представили их «истинным хозяевам региона»: подземные силы воплощаются в источнике, таком как скала или дерево. Предки Батаммарибаса заключили союз с этими силами, поклявшись, что они будут уважать некоторые сельскохозяйственные правила и уважать участки земли, принадлежавшие этим силам. В обмен на это предкам разрешалось строить дома и собирать урожай. Посвящения или ритуалы - это встречи с подпольными силами. Эта связь с подпольными силами требовала храбрости, самообладания и рассудительности - важнейших качеств, которыми батаммарибы формировались с юных лет.

Takyenta

Takyenta, традиционное жилище, обычно состоит из глины и окружено башнями, поддерживающими чердаки, напоминающими средневековую цитадель. Каждое жилище имеет мужскую ориентацию на юг и женскую ориентацию на север. Модели такыентас различаются от деревни к деревне. Легендарное сооружение с прочными стенами действует как защитная крепость, отгоняя захватчиков и отражая смертельные атаки копья на своих жителей. Он также служил защитой от леопардов, которые, по словам старейшин села, свободно бродили среди заросших кустов. Строительство крепости заняло несколько месяцев и потребовало много квалифицированного труда. Верхний этаж был жилым помещением и убежищем. До 2000 родителей и их детей спали в приподнятых коробчатых конструкциях, размещенных по бокам и в центре террасы. Эти ящики также предназначались для защиты жителей и их гостей от полуденной жары. В настоящее время крепости предназначены для проведения религиозных церемоний предков. Души предков обитают в земляных алтарях конической формы. Посторонние не могут входить в храм без разрешения главы дома. На внешней южной стороне крепости находятся алтари, в которых хранятся духи животных, на которых раньше охотились и убивали. Алтарь также может содержать подземных духов, с которыми те предки, которые обладали даром «зрения», заключили договор. Поэтому связь между жилищами и священными алтарями деревни чрезвычайно сильна.

Традиционная религия

Традиционная религия Батаммарибы сосредоточена вокруг одного Верховного Божества, бога солнца и создателя как богов, так и людей. Считается, что Куйе внешне напоминает человека, но также считается как мужчиной, так и женщиной, поэтому божество часто упоминается как «Солнце, Наш Отец и Наша Мать». Как и все живые существа, согласно мысли Батаммарибы, Куие обладает телесной формой, известной как Куие, и душой, известной как Лийе. Считается, что Куйе, телесная форма божества, живет в "солнечной деревне" на западе, над небом, в то время как Лийе путешествует по небу каждый день в форме светового диска.

Бутан, богиня Земли и Подземного мира, дополняет Куйе в качестве жены или близнеца Куйе. Бутан - властелин всего на Земле или на ее поверхности, включая рост растений и сельское хозяйство, распространение дичи, кладбища и т. Д. Ее телесная форма, невидимая для людей, как говорят, напоминает ила, животное, которое, как считается, рвет бесконечное количество воды. Из-за этого ее главная святыня - деревенский родник. Ее дополняющая душа называется Бупе и видна как поверхность Земли.

Третье главное божество Батаммарибы - Ойинкаквата, «Богатый человек наверху», который является богом неба, грома и молний. и бури. Его душа видна людям в виде молнии, но его невидимое тело, как говорят, наполнено воздухом.

Но мир Батаммариба наполнен гораздо большим количеством божеств, которые сильно отличаются от трех описанных космологических богов. над. Эти божества являются божествами инициации, которые выбирают своих поклонников в соответствии с различными факторами, такими как пол, воинское мастерство, способность к ясновидению и т. Д. К ним относятся Фавафа, божество питона мужских посвящений, Факунтифа, божество-ящерица посвящений женщин, Файенфе, богиня. бог войны и смерти, Литакон, бог близнецов и плодородия, Купон, божество прорицания и т. д.

Эти божества лучше считать семействами божеств или типами божеств, а не уникальными божествами: есть например, мужские и женские божества Фавафа, которые, как полагают, производят потомство своего типа божества. Батаммариба может приобретать этих божеств, унаследовав их от кого-то, охотясь и ловя их в дикой природе, или покупая и продавая их своим соседям. Считается, что матриарх и, предположительно, самый могущественный, каждого типа божества проживает в Линабе, первой мифологической деревне, где Куйе впервые создал людей и божеств.

Основание Батаммарибаса

Эта связь является космическое выражение духовности Батаммарибы, и они показали, что они непоколебимы в отношении своего основания. Они поддерживают строго возрастную иерархию между старшими и младшими (как и во всех африканских обществах), но выступают против любой формы централизованной власти, отвергая наследственных вождей. Два, четыре или шесть кланов могут образовывать «деревню» или, точнее, «территориальную группу», сосредоточенную вокруг ритуалов, поддерживаемых каждым кланом. Ритуальный центр является основой деревни и организован вокруг кладбища, большого дома посвящения для молодежи и святилища головного змея. Кланы разделяют и признают определенную семейную зависимость, поскольку все они происходят от одних и тех же отцов-основателей. Другой важный столп Батаммарибы - прекрасно сохранившаяся система погребальных обрядов и церемоний посвящения. Лица, ответственные за ритуалы, наделены властью и выбираются в соответствии со строгой этикой, особенно осмотрительностью и самообладанием, поскольку, например, если кому-то угрожают ножом, он предпочитает быть убитым, чем убивать. В наши дни батаммариба придают такое же значение своим ритуалам. Самый молодой из них, независимо от того, получил ли он образование или нет, уезжает или остается в деревне, очень редко нарушает цикл традиции посвящения. Верность традициям, такая как забота и уважение к земле, от которой зависит их выживание, их природная гордость, традиции воинов и охотничьи навыки интенсивно возрождаются с помощью церемоний. Это позволило батаммарибе противостоять влиянию извне, которое отрицает их решимость сохранить тысячелетнее наследие, делающее их культуру такой выдающейся. (Источник: "Le Souffle du Mort - La tragédie de la mort chez les Batammariba (Того, Бенин)", Доминик Sewane, коллекция Terre Humaine, ed. Plon, Paris, 2020.

С 19 по 24 октября 2018 г. ЮНЕСКО организовала экстренную миссию для оценки ущерба, предположительно нанесенного дождями в августе 2018 г. в Кутаммаку для среды обитания и Нематериальное наследие. Отчет подготовлен тремя международными экспертами: Ишанлосеном Одиауа, Доминик Севан и Франк Огу. https://whc.unesco.org/fr/documents/171736 [архив]

Те, кто изучал этот народ
Лео Фробениус

Немецкий антрополог и археолог (1873–1938). Архивы Института Фробениуса, связанные с Университетом Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне. Основная (включая четыре научных сборника и важные ima ge bank) регулярно консультируются.

Поль Мерсье

Любой, кто интересуется населением Атакоры, может сослаться на различные работы Поля Мерсье. Его исследования в регионе в 1950 г. Натитингу касаются перемещений различных подгрупп таммариба и их соседей. Его многочисленные статьи точно описывают их социальную организацию и землепользование. Потрясающие исследования, до сих пор не имеющие себе равных, если учесть, что они проводились в одиночку и впервые за относительно короткое время.

Альберт Мари Морис

Военный Натитингу в 1950 году Альбер Мари Морис (1913–200211) провел обширное исследование этой компании. Его очень ценные фотоархивы хранятся в Академии наук за рубежом.

Ригоберт Куагу

Родом из Натитингу (Бенин), Ригоберт Куагу всегда был увлечен своим происхождением и языком Дитаммари, одним из специалистов которого он является. Он автор стихов и рассказов, переведенных на французский язык.

Доминик Севан

Французский этнолог Доминик Севан: с 1980-х годов исследования были сосредоточены в основном на похоронах и обрядах посвящения Батаммариба в Того, что привело к появлению многочисленных публикаций и справочных материалов.

Примечания
Ссылки
  • Блиер, Сюзанна (1987). Анатомия архитектуры: онтология и метафора в архитектурном выражении Батаммалибы. Чикаго, США: University of Chicago Press. ISBN 0226058611. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Библиография

Селин Аль Зуби, «L'Agriculture tammari dans l «Атакора. Антропогенная история сельскохозяйственных технологий Батаммарибы де л'Атакора до колониального периода (Того, Бенин). Поисковые трассы», воспоминания мастера I и II по истории техники, Парижский университет I, 2008.

Сюзанна Престон Блиер, Анатомия архитектуры. Онтология и метафора в архитектурном выражении Батаммалибы, Cambridge University Press, 1987. Чарльз Боннет, Des pharaons venus d'Afrique, la cachette de Kerma (в сотрудничестве с Д. Вальбеллем), Paris, Citadelles et Mazenod, 2005.

Gaël Kpotogbé Amoussou, L'Imaginaire des Batammariba du Togo à travers leur Habitat, Le Nègre Éditeur, 2011.

Gaël Kpotogbé Amoussou, Transmission du savoir- faire, PAF, 2014.

Philippe Charlier, Zombis, enquête anthropologique sur les morts vivants, Tallandier, 2015.

Роберт Корневен, Histoire du Togo, Париж, Be Рже-Левро, 1959, 427 с.

Роберт Корневен, История нуарского народа, Париж, Бергер Левро, 1962, 716 с.

Лазар Элунду, авек Одиауа Ишанлосен, Патримуан Мондиаль, Африка. Une diversité remarquable (preface Irina Bokova), éditions 696 Unesco, 2013.

Лео Фробениус, 1912–1913, Und Africa sprach. Bericht über den Verlauf der 3. Reiseperiode des DIAFE in den Jahren 1910–1912, Vita, Berlin-Charlotenburg, t. III, Unter den unsträfftlichen Aethiopen, 1913, 669 с.

  • Никуэ-Лоджу Гайбор, Histoire des Togolais des origines aux années 1960, Karthala, 2011

Ален Годону, «École du patrimoine africain», Africultures, 2007/1 (n ° 70)

Тило Грец, «Восстание Каба (1916-1917) в политическом воображении в Бенине», Париж, Cahiers d'études africaines, 160, 2000

  • Мари и Филипп Уэ, Кутаммарику - Портреты Сомбы - Норд Бенин, éditions Hesse, 2012, 155 с. (ISBN 978-2357060210 )

Joseph Ki-Zerbo, Histoire de l'Afrique noire d'hier à demain, Hatier, 1972, 682 стр.

  • Ригоберт Капанипа Куагу, 'L'identité Tammari', Université nationale du Bénin, Котону, 1984 (магистерская диссертация)
  • Ригобер Капанипа Куагу, Le défi identityitaire du peuple Tammari, FACTAM, Natitingou, Répubinlique du Bénin, 2002.
  • Koumba N. Koussey, Le peuple otammari, Essai de synthèse historyique, Université nationale du Bénin, Cotonou, 1977 (магистерская диссертация)
  • Bakoukalébé Kpakou, «Histoire du peuple tammari de Koutougou du xviiie siècle à l'époque coloniale », mémoire de maîtrise, Université de Kara, Того, 2014.

Н'Ча Лайота,« Analyze parémiologique ditamari. Structure syn ‑ taxique et ethno-sémantique de la parémie », th доктор наук, Université d'Abomey-Calavi, Cotonou, Bénin, 2019

  • Альбер-Мари Морис, Атакора, Отиау, Отаммари, Осари, Peuples du Nord-Bénin (1950), Академия наук, Париж, 1986, 481 с.
  • Ахилле Мбембе, Afriques indociles, Karthala, 1988.
  • Эликия М'Боколо, L’Afrique au xxe siècle. Le continent convoité, Seuil, 1985.
  • Поль Мерсье, Традиции, изменения, история. Les «Somba» du Dahomey septentrional, изд. Антропос, Париж, 1968, 538 с. (compte-rendu par Jean-Pierre Chrétien, Annales. Économies, Sociétés, Civilizations, année 1969, vol. 24, no 3, p. 640-648, en ligne sur Persée [11])

Поль Мерсье, «Marques du statut Individual Chez les Somba », Международная конференция африканских граждан. 2a confe ‑rencia (Бисау, 1947), Лиссабон, т. V, 1952, с. 219‑240.

Поль Мерсье, «L’habitat et l’occupation de la terre chez les« Somba »», Bulletin de l’IFAN, t. XV, № 2, 1953, с. 798-817.

Поль Мерсье, «L’habitation à étage dans l’Atakora», Études daho ‑ méennes, t. XI, 1954, стр. 29–79. Поль Мерсье, Цивилизация дю Бенин, Париж, Société continentale d’éditions modernes illustrées, 1962, 365 стр. Поль Мерсье), Histoire de l’Anthropologie, Париж, PUF, 1966. Поль Мерсье, Традиции, изменения, история. Les «Somba» du Dahomey septentrional, Париж, Антропос, 1968, 538 с.

Банчин Напаку, L’Universalité des droits de l’homme dans la modernité politique. De l'éthique de la diversité à la trans -ulturalité en Afrique, éditions Universitaires européennes, 2016. Теофиль Ната, Étude descriptive du ditãmmari, Rapport de fin de 1re année de doctorat de 3e cycle de linguistique, 1974.

Дидье Н'Да, «Археологические сайты и население региона Атакора (северный край Бенина)», эта статья доктора африканской археологии, т. 1 и 2, Университет Уагадугу, 2008–2009. Нда Н'Дати, «Le Kutammaaku (Togo-Bénin) du xviie siècle à la conquête coloniale», докторская степень, Université de Lomé, 2017

Коми Н’Кере, Cartes du Koutammakou. Aires sacrées. Limites, itinéraires, intr. D. Sewane, Patrimoine culturel immatériel de l’Unesco, Japan Fund, 2009.

K.J. Н'Ча, «Экономическая антропология бетаммариба в Атакоре», mémoire de maîtrise, Université du Bénin, 1983.

Sylvain Prudhomme, реж., Contes du pays tammari (Bénin), 2003, Париж, Картала, 196 с.

Доминик Севан (sous le nom de Myriam Smadja) «La maison qui s'enfonce sous la terre (Tamberma du Togo)», в Pour Jean Malaurie: 102 témoignages en hommage à quarante ans d'études arctiques ( реж. Сильви Деверс), éditions Plon, Paris, 1990, p. 79-89 (ISBN 9782259019132 )

Dominique Sewane (sous le nom de Myriam Smadja) «Les affaires du mort (Tamberma du Nord-Togo)» [архив], в Systèmes de pensée en Afrique noire, № 11, 1991, стр. 57-90.

Dominique Sewane, La Lance et le Serpent. Rituels du dikuntri et du difwani des Tammariba du Togo, École pratique des hautes études, Париж, 1999, 2 том, 446 стр. (Thèse d'Ethnologie)

Доминик Севан, «Celles qui tombent chez les Tammariba du Togo», в Familiarité avec les dieux. Transe et Vladion (Afrique noire, Мадагаскар, Ла Реюньон) (реж. Мари-Клод Дюпре), Presses Universitaires Blaise-Pascal, Клермон-Ферран, 2001, стр. 185-221 (ISBN 978-2-84516- 147-4 )

Доминик Севан, «Le premier sorgho et la confrérie des Vrais Hommes chez les Tamberma du Togo», в Cuisine et société en Afrique - Histoire, saveurs, savoir-faire (реж. Моник Шастене, Франсуа-Ксавье Фовель -Aymar et Dominique Juhe-Beaulaton), Karthala, Paris, 2002, стр. 85-102 (ISBN 9782845862784 )

Dominique Sewane, La Nuit des Grands Morts. L'initiée et l'épouse chez les Tamberma du Togo (preface de Jean Malaurie), Economica, Paris, 2002, «Coll. Afrique Cultures», 272 стр. (ISBN 9782717844849 ) (примечание лекции Сюзанны Лаллеманд в журнале африканцев, 74-1 / 2, 2004 г., стр. 527-529 [12] [архив])

Доминик Севан, Заключительный доклад в письмах Кутаммаку, платит Батаммариба в Того, по списку сайтов классов дю Patrimoine mondial de l'Unesco, décembre 2002, 102 p. Document utilisé pour la rédaction de l'article

Dominique Sewane, Les Batãmmariba, le peuple voyant: carnets d'une ethnologue, Éd. De La Martinière, Париж, 2004 г., 189 стр. (ISBN 2-7324-3209-1 )

Доминик Севан, «Puissance du nom. Les noms secrets des Batãmmariba du Togo, Bénin», в «Смерть и бессмертие»: энциклопедия savoirs et des croyances (реж. Жан-Филипп де Тоннак и Фре Дерик Ленуар), Баярд, Париж, 2004, стр. 855-866 (ISBN 9782227471344 )

Доминик Севан, «La tombe et ses orientations», в Antigone et le devoir de sepulture: actes du colloque international de l'Université de Lausanne (май 2005 г.) (реж. Мюриэль Гилберт), Labor Fides, Лозанна, ноябрь 2005 г., стр. 161-176 (ISBN 2-8309-1173-3 )

Dominique Sewane, Le souffle du mort: la tragédie de la mort chez les Batãmmariba du Togo, Bénin, Plon, Paris, 2003, коллекция Terre Humaine, Plon, 2007, 849 стр., 2020, коллекция Terre Humaine, Plon (ISBN 978-2-266-17579-1 ) (см. Примечания к лекции [13] [архив] и [14] [архив]) Используемый документ для восстановления статьи

Доминик Севан, Соглашение по координации Программы советской культуры Патримуна имматериэль Батаммариба-дю-Кутаммаку - Премьера (ноябрь 2008 г. - ноябрь 2009 г.)

Доминик Севан, «Le Koutammarkou, haut lieu de l «humanité», в Dieux, Rois et peuples du Bénin: arts anciens du ltoral a ux savanes (реж. Элен Жубер и Кристоф Виталь), Musée Branly, Somogy, 2008, стр. 106-111 (ISBN 978-2757201855 )

Dominique Sewane, Rites et pensée des Batammariba pour les écoles primaires du Того - Ministère des enseignements primaire secondaire et al alphabétisation duo, Patrimoine Culturel Immatériel de l'UNESCO, éditions Haho, Lomé (Togo), 2009 (в Program de sauvegarde du Patrimoine immatériel des Batammariba - Unesco-Japan)

Доминик Севан, «Le voyant, le devin et le maître du savoir chez les Batammariba (Того, Бенин) », в Soazick Kerneis et Raymond Verdier, Les Justices de l'invisible, L'Harmattan, Paris, 2013, p. 145-180 (ISBN 9782336328041 ) (actes du colloque de Paris)

Доминик Севан, «Carnets de terrain au Koutammakou (Togo)», в Revue de la BNF, 2013/3, № 45, стр. 40-48

Доминик Севан, «Передача сокровищ в Кутаммаку», в «Относительно научных достижений в Африке, заместителях независимости» (реж. М. Лафай, Ф. Ле Геннек-Коппенс, Э. Кулибали), Картала, Париж, 2016, 486 стр., стр. 179–209

Dominique Sewane avec Bantéé N'Koué et Bakoukalébé Kpakou Koutammakou - Lieux sacrés, Préface de Jean Malaurie, Postface de Marcus Boni Teiga, éditions Hesse, 2018, ISBN 978-2-35706-041-8

Маркус Бони Тейга, Патримуан. Le legs de l’Afrique noire à la Grèce et la Rome Ancient, Complicités, 2019.

Ибрагима Тиуб (éd). Patrimoines и исторические источники в Африке, Дакар, Международный союз академических наук, UCAD, 2007, 179 с.

Жан-Пьер Валла (реж.), Ле Того. Lieux de mémoire et sites de совесть, L’Harmattan, 2013.

Галерея
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:09:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте