ბესიკი. Бесики | |
---|---|
Родился | 1750. Тбилиси, Картлийское царство |
Умер | 25 января 1791. Яссы, Румыния |
Оккупация | поэт, мыслитель, дипломат |
Национальность | Грузия |
Период | Царство царя Ираклий II |
Жанр | поэзия |
Литературное движение | Романтизм |
Подпись |
Бесарион Закариас дзе Габашвили (грузинский : ბესარიონ ზაქარიას ძე გაბაშვილი), широко известный под своим псевдонимом Бесики (грузин : ბესიკი) (1750 - 25 января 1791), был грузинский поэт, политик и дипломат, известный как автор изысканных песен о любви и . героические оды, а также политические и любовные приключения.
Бесики родился и вырос в Тбилиси, столица Грузии. Он происходил из знатной семьи, которая утверждала, что произошла из древнего города Гаваон (грузинское: Габаони) в Палестине. Сам поэт часто использовал фамилию Габаони, вариант Габашвили.
Отец Бесики, Закария, был грузинским православным священником и духовником царя Теймураза II. Закария был отлучен от церкви и изгнан в 1764 году, но Бесики был разрешен королем Ираклием II остаться при королевском дворе, где он получил свое образование и начал свою карьеру менестреля, его ранний стиль находился под влиянием персидской поэзии и его старшего современника, полиглота тбилисита армянского поэта Саят-Нова. Несмотря на свой молодой возраст, Бесики нажил много врагов при дворе, во многом благодаря своим сатирам и, самое главное, его оскорбительным нападкам на католикоса Антона I. Слухи в Грузии также связывают Бесики с сестрой Ираклия Аной, которая была примерно на 28 лет старше, в основном на основании его любовного стихотворения დედოფალს ანაზედ («О царице Ане»). В 1777 году католикос Антон обвинил его в нечестии, назвал его Антихристом и донес на него королю. В результате этого конфликта Бесики был изгнан из Тбилиси и был вынужден переехать в Имеретинское (западная Грузия), где его приветствовал и назначил канцлером Соломон I. Позже он был вовлечен в короткую войну за трон Имерети после смерти Соломона и служил дипломатом при следующем имеретинском царе Соломоне II. И снова Бесики оказался замешанным в интригах суда. Его привязанность трубадура к младшей жене Соломона II, Ане, урожденной Орбелиани, вполне могла быть причиной того, что царь отправил его с опасными миссиями, последняя из которых - в Императорскую Россию, был предназначен для обеспечения защиты Имерети со стороны России во время русско-турецкой войны (1787–1792). В течение трех лет он сопровождал русского фельдмаршала Потемкина в походе против Османской империи и внезапно скончался в Яссах, Молдавия (25 января 1791 г.), где он был похоронен. В 2019 году в Яссах, Румыния, была торжественно открыта статуя Бесики.
Из-за бурной жизни Бесики и постоянных поездок за границу многие из его рукописей были безвозвратно утеряны. Он умер неопубликованным, но сотни копий рукописей распространялись в течение десятилетий после его смерти; названия и примечания ко многим стихотворениям могут быть изобретением переписчиков-любителей.
Разнообразное поэтическое наследие Бесики отличается чистой музыкальностью и непосредственностью. Его лучшие стихи - სევდის ბაღს შეველ («Я вошел в сад меланхолии»), მე მივხვდი მაგას შენსა ბრალებსა («Я понял ваши обвинения»), შაშვნი შავნი («Черные дрозды») и, прежде всего, ტანო ტატანო (« «Рост красоты») и დედოფალს ანაზედ («О королеве Ане») - посвящены страстной, иногда откровенно эротической любви с оттенком меланхолии и элегантным тоном. Его героическая поэзия включает стихи ასპინძისათვის («О битве при Аспиндзе») и რუხის ომი («Битва при Рухи»), обе посвящены военным победам Грузии над турками и абхазами - Черкесские силы соответственно. В «Битве при Аспиндзе» Бесики восхваляет воинское мастерство грузинской армии в битве при Аспиндзе (1770) и восхваляет военные таланты князя Давида Орбелиани, грузинского авангарда. командир и сам талантливый поэт. В то же время стихотворение представляет собой графическое обличение русского полководца Тодтлебена, бросившего своих грузинских союзников незадолго до битвы. Бесики также освоил сатирические стихи რძალ-დედამთილიანი («Свекровь и невестка») и ჭაბუა ორბელიანზე («О Чабуа Орбелиани»), которые являются достойными внимания примерами. Поэт применил новые приемы стихосложения, композиции, придумал новые слова, обновив и обогатив грузинскую поэзию свежими метафорами. Бесики оставил замечательный след в истории грузинской литературы. В частности, его поэзия оказала сильное влияние на грузинских романтиков начала XIX века и неоднократно звучала в их произведениях.