Битва при заливе Кёге (1677)

редактировать

Битва при заливе Кёге
Часть Сканианской войны
Битва в заливе Кёге-клаус Мойничен 1686.jpg . Битва в заливе Кёге, Клаус Мёйничен
Дата1-2 июля 1677 г.
МестоположениеЗалив Кёге, Балтийское море
РезультатРешающий датско-норвежский победа
Воюющие
Дания-Норвегия Шведская Империя
Командиры и лидеры
Нильс Джуэль Хенрик Хорн
Сила
34 корабля. 6700 человек45–47 кораблей. 9 200 человек
Жертвы и потери
Прибл. 275 раненых и 100 убитых20 кораблей. ок. 3000 раненых, захваченных и убитых

Битва при Кёге-Бей - это морское сражение между Данией-Норвегией и Швецией, которое произошло в заливе Кёге 1-2 июля 1677 года во время сканской войны. Битва была крупным успехом адмирала Нильса Джуэля и считается величайшей морской победой в истории датского флота.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Прелюдия
  • 3 Битва
  • 4 Последствия
  • 5 Силы
    • 5.1 Датский флот
    • 5.2 Шведский флот
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
Общие сведения

Дания, Голландская Республика, Бранденбург и несколько немецких государств находились в состоянии войны со Швецией и ее союзниками в рамках более крупной франко-голландской войны. После поражения в битве при Фербеллине против бранденбургской армии шведские владения в северной Германии испытывали сильное давление и нуждались в подкреплении. Попытки освободить южные балтийские провинции потерпели неудачу, и датский флот нанес ошеломляющий удар по шведскому флоту в битве при Эланде в июне 1676 года. Шведский флот потерял три своих крупнейших корабля, Кронан, Свардет и Эпплет, адмирал королевства Лоренц Кройц и опытный адмирал, при этом датский флот не потерял ни одного корабля; Датский флот до конца года командовал Балтийским морем. Дания смогла помешать Швеции укрепить свои немецкие владения, и в то же время смогла высадить большую армию в Сконе, чтобы провести войну на шведской земле. Шведское руководство под руководством Карла XI сумело одержать верх в сухопутной войне благодаря победам в Хальмстаде 17 августа и Лунде 4 декабря 1676 года. Датская армия под командованием Кристиана V была вынуждена отступить в Ландскруна, и 30 декабря Хельсингборг был отброшен шведскими войсками. Обе стороны должны были взять под свой контроль Балтийские морские пути; датчане укрепят свои силы в Сконе и Швеции, чтобы освободить свои владения на севере Германии.

В Сконе шведская и датская армии были близки к крупному сражению в нескольких километрах к северу от Ландскруны]] 27 Май 1677 г. Шведские силы были меньше половины своего датского противника, и битва была предотвращена только потому, что датчане не знали о своем преимуществе и отозвали атаку. Позже той же ночью шведские генералы убедили короля Карла, что шансы безнадежны, и шведская армия отступила в Кристианстад. Вместо этого Кристиан решил попытаться захватить Мальмё, который все еще находился в руках Швеции, чтобы обеспечить базу для своего флота. После нескольких недель осады датчане попытались взять город силой 25–26 июня. Атака была отбита, датчане потеряли не менее 3000 человек и вынудили датчан отступить к Лунду. Чарльз надеялся, что за успехом на суше последует победа на море, которая прекратит снабжение датской армии в Сконе и не позволит ей эвакуироваться обратно в Данию.

Несмотря на поражение в предыдущем году, шведский флот весной 1677 года все еще численно превосходил датский флот и представлял значительную угрозу. Датские морские силы были реорганизованы у Зеландии, и необходимость обеспечения безопасности морских путей между Данией и Сконе имела первостепенное значение. Голландские союзники Дании обещали прислать подкрепление. Корнелис Тромп, опытный адмирал, который годом ранее командовал объединенным голландско-датским флотом, был послан для ускорения подготовки, но прибыл в Копенгаген только 2 июля. Шведский флот, с другой стороны, испытывал серьезные трудности с обеспечением припасов и оборудованием для своих кораблей и не мог набрать достаточно рабочей силы.

Хенрик Хорн был назначен главнокомандующим шведским флотом в марте 1677 г. стал третьим подряд командующим ВМФ (после Густава Отто Стенбока и Лоренца Кройца ) без какого-либо военно-морского опыта. Датский флот, с другой стороны, был хорошо укомплектован способными и опытными офицерами, что с самого начала поставило шведов в явно невыгодное положение. Хорну быстро сообщили, что голландские подкрепления под командованием Тромпа направляются к Балтике, и 21 апреля он получил приказ от короля Карла присоединиться к основным силам шведского флота с небольшой эскадрой, стоящей на якоре у Гётеборга под кораблями. командование Эрика Сьёблада. Основной флот вышел в море только в начале июня, но Sjöblad, тем не менее, отплыл уже 20 мая, чтобы присоединиться к Хорну. Сьёблад попытался пройти через Большой пояс, но 23-го числа у него затих, и он не прошел Лангеланд до 29-го. В битве при Мён превосходящие силы Дании одержали решающую победу, потопив или захватив более половины шведских судов и взяв в плен Сьёблад.

Prelude

Efter После победы Джуэл отремонтировал и пополнил свои корабли и отправил патрули на разведку к югу от Эланда. 17 июня ему сообщили, что шведы планируют перебросить кавалерийские части из Померании в Сконе и послали три фрегата на поиски транспортных судов. Разведывательная группа вернулась 21 июня и сообщила, что их преследовали шведские корабли, и они заметили флот из 30 военных кораблей, 15 судов снабжения и боевых кораблей. На следующий день был созван военный совет, и было принято решение отправиться в круиз между Сконе и островом Рюген, однако флот был вынужден уйти с острова полуостров Стевнс из-за неблагоприятных ветров. Была некоторая неуверенность, позволить ли Джуэлю встретиться со шведскими войсками сразу или избежать боя и дождаться прибытия Тромпа и его подкреплений. Первоначальный приказ заключался в том, чтобы напрямую вступить в бой со шведскими войсками, но задержка из-за погодных условий заставила датское военное руководство колебаться, особенно великого канцлера. В то же время король Христиан дал прямой приказ избегать сражений. После столкновений со шведским флотом Юл убедился, что риск поражения даже против численно превосходящих сил невелик. Шведский главный флот покинул свою базу на Даларо, недалеко от Стокгольма, 9 июня, а два дня спустя к нему присоединились два корабля из его Гетеборгской эскадры у берегов Эланда. и недавно построенный 60-пушечный Kalmar. Шведский адмирал Хорн потратил почти две недели на обучение своих экипажей, путешествуя между островом Борнхольм и материковой частью Швеции. 24–30 июня два флота маневрировали в проливе и к югу от Сконе и, наконец, заметили друг друга между Стевнсом Клинтом и Фальстербо днем ​​30-го. Июнь.

Бой
Движения войск в бою; на основании иллюстрации в R. Морские войны К. Андерсона на Балтике 1553-1850 гг. С 1910 г.

В ночь с 30 июня на 1 июля шведы построились для атаки. В темноте 64-пушечный S: t Hieronymus сел на мель, и на следующий день его нельзя было выбить для боя. Рано утром обе стороны сформировали боевые линии на юго-юго-запад между Стевнс Клинтом и Фальстербо. Во главе шведской линии стояла ее третья эскадрилья во главе с Вахтмайстером, первая эскадрилья под командованием Хорна в середине и вторая эскадрилья под командованием Клерка в тылу. Среди историков велись споры о порядке отрядов в датской линии, но она была расположена к северу от шведской линии и блокировала путь через пролив. Хорн предпочел попытаться плыть на запад, а не атаковать, несмотря на численное превосходство Джуэля с 29 военными кораблями до 17. Его намерением было отрезать датчан от их баз в Зеландии. Во время последовавшей гонки к побережью эти две силы обменивались перестрелками, и Хорн попытался сорвать датскую линию, атаковав боевой корабль. Людям Джуэля удалось отбуксировать боевой корабль с помощью баркаса и одного из второстепенных судов снабжения. В Стевнс-Клинте шведский 66-пушечный Draken сел на мель и был вынужден сдаться после того, как столкнулся с сильным артиллерийским огнем нескольких датских кораблей, в том числе собственного 58-пушечного флагмана Джуэла Christianus V. Флагманский корабль был настолько сильно поврежден во время битвы, что Джуэлю пришлось переместите свой флаг на 64-пушечный Fridericus III в эскадре маркира Родстена, и когда этот корабль также получил повреждения, перешел на 64-пушечную Charlotta Amalia. Когда войска приблизились к берегу, шведская линия повернула на север, и оба флота пошли параллельно друг другу в пролив. Около полудня у деревни Стевнс-Клинт Вахтмайстер из шведской передовой эскадры заметил отряд из восьми больших военных кораблей и передал это Хорну. Он увидел эскадрилью Родстена, которая двинулась дальше на север под прикрытием густого тумана порохового дыма. Хорн ошибочно полагал, что эскадрилья Родстена все еще оставалась где-то в дыму, и предположил, что прибыло голландское подкрепление под командованием Тромпа. Чтобы избежать битвы с тем, что, по его мнению, будет превосходящей силой, он решил совершить маневр уклонения. Хорн позволил Вахтмайстеру продолжить наступление на север, чтобы атаковать то, что, по его мнению, было голландским подкреплением, в то время как остальная часть шведских войск повернула с востока на юго-восток, на позицию, где, по его мнению, находилась эскадра Родстена.

Джуэл сначала вступил в бой с Вахтмайстером, затем люди взяли курс на главные силы Швеции вместе с третьей эскадрой Родстена, когда он заметил, что Хорн движется на восток. Когда датчане двинулись к шведской линии, они не повернули параллельно ей, а вместо этого предпочли отрезать эскадру Клерка, которая шла за Хорном. В то же время Родстен подплыл к другой стороне отрезанной эскадры, обстреляв их с двух сторон. Эскадрилья Хорна повернулась, чтобы сменить эскадрилью Клерка, и завязалась жестокая перестрелка. Перехваченные шведские силы не смогли обеспечить эффективную оборону, и 72-пушечный Марс и 60-пушечный Цезарь были захвачены.

Последствия
Золотая медаль, отчеканенная в 1677 году в ознаменование победы Дании. из фондов Национального музея Дании ; на медали изображен взятый в плен шведский Цезарь и нанесенный ей знаменами

Битва стала решающей победой для Дании и позорным поражением для Швеции. Ценой всего около 100 убитых, 275 раненых и ни одного потерянного корабля датский флот нанес более 3000 шведских жертв. У шведов шесть больших боевых кораблей, вооруженный купец, большой фрегат, два боевых корабля и бойер. Поражение шведского флота также дало Дании и Норвегии контроль над Балтийским морем и, следовательно, над внутренними линиями снабжения Шведской империи. Флот адмирала Тромпа получил приказ «сжечь и осквернить, грабить, убивать или похищать людей» с намерением выманить шведские войска из Скании и таким образом облегчить наземные операции. Хотя Эланд и части побережья Смоланда были опустошены, король Карл XI не двинул никаких сил с главного фронта в Сканию. В течение оставшейся части войны Дания полностью доминировала на море, даже после того, как Нидерланды заключили мир со Швецией в 1678 году. Шведский флот избегал дальнейших столкновений и больше не мог поддерживать линию сообщения с шведской Померанией ; последние шведские войска на Рюген капитулировали перед Бранденбургом в декабре 1678 г. Приказ Юэля повернуть на шведскую линию, разрезав ее надвое, вместо того, чтобы идти параллельно ей, был предмет широкого обсуждения среди военных историков. В 19 веке датские и норвежские военно-морские историки интерпретировали это как революционное тактическое новшество, которое оказало большое влияние на тактическую доктрину того времени. По их мнению, Джуэль ввел новаторскую концепцию «нарушить черту » за столетие до того, как ее использовал адмирал Джордж Родни. Это его решающая победа над французами. флот в битве при Сент в 1782 году, во время войны за независимость США.

Более поздние историки подвергли сомнению предыдущие выводы маневров Джуэля и указали на тот факт, что современные морские офицеры хорошо знали преимущества разрушения линии соперника, но еще не развили степень дисциплины, сплоченности и организованности, необходимых для того, чтобы позволить применять эту тактику последовательно и надежно.

Force

Шведский флот имел явное превосходство в количестве кораблей, орудий и людей. Шведские силы имели 30 больших и средних военных кораблей, 6 боевых кораблей и 11 меньших кораблей поддержки. Всего на вооружении было 1650 орудий и 9200 человек. Датские силы имели 35 боевых кораблей, 2 боевых корабля и 7 кораблей поддержки с общим количеством 1400 орудий. Несколько датских кораблей были недоукомплектованы, а общая численность личного состава составляла всего 6700 человек. Однако некоторые из шведских кораблей были не специально построенными военными кораблями, а скорее вооруженными торговцами. С точки зрения лидерства и качества экипажа, датские силы имели явное превосходство.

Цифры в скобках - это количество орудий согласно имеющимся источникам. Файршипы были обычными кораблями, предназначенными для поджигания, и плыли к кораблям противника, чтобы поджечь их или заставить рассыпаться.

Датский флот

Первая эскадра

Адмиральский корабль: Черприндсен (68),
  • Кристиан IV (58)
  • Гильденлов (56)
  • Анна София (62)
  • Дельменхорст (44)
  • Неллебладет (54)
  • Линдормен (46)
  • Кёбенхавн (36)
  • Хоммерен (32)
  • Антонетта (26)
  • Каритас (34)
  • Огненная Кронед Лиллиер (4)
  • Стокфискен, предложение Абрахамса (боевые корабли)

Вторая эскадрилья

Флагманское судно: Кристиан V (80), Нильс Джуэль
  • Тре Лёвер (64)
  • Остерго (60)
  • Шарлотта Амалия (64)
  • Enighed (66)
  • Фридерикус III (64)
  • Campen (44)
  • Havmanden (36)
  • Havfruen (26)
  • Спраглед Фальк (18)
  • Луис ог т'Хоэн (боевой корабль)

Третья эскадрилья

Флагманский корабль: Делфт (62),
  • Вэсдорп (68)
  • Дордрехт (46)
  • Акербум (60)
  • Гидеон (60)
  • Юстина (64)
  • Нортолланд (44)
  • Калеб (40)
  • Утрехт (38)
  • Хвид Фальк (26)
  • Делфт (28)
  • Перлен (8)
  • Леонора (боевой корабль)

Шведский флот

Первая эскадрилья

флагманский корабль: (80), Хенрик Хорн
  • (60)
  • (64)
  • [sv ] ( 72)
  • (60)
  • (54)
  • Flygande Vargen (44, вооруженный торговец)
  • Рига (54)
  • (36)
  • Фредрика Амалия (34)
  • Трумслагарен (34, вооруженный торговец)
  • Элизабет (12, вооруженный торговец)
  • Мьохунден (10, судно снабжения)
  • Ekorren (8 eller 12, судно снабжения)
  • Råbocken (8, судно снабжения)
  • S: t Johannes (4, boyer)
  • (Данске Капарн) С: т Якоб (6, бойер)
  • Друван (боевой корабль)

Вторая эскадра

Адмиральский корабль: (74),
  • (64)
  • (64)
  • (56)
  • (48)
  • (48)
  • Грипен (8, lastdragare)
  • (36)
  • Конунг Давид (32 года, вооруженный торговец)
  • Пэрлан (18 лет, вооруженный торговец)
  • Лаврентий (8 лет, бойер)
  • Мосан / Мазен (4, бойер)
  • Лаврентий (8, бойер)
  • (Лилла) Фортуна (10, бойер)
  • Бьёрнен (10, боевой корабль)
  • S: t Йоханнес (4, боевой корабль)

Третья сква дрон

адмиральский корабль: (84), Ганс Вахтмайстер
  • (70)
  • (66)
  • Иероним (64)
  • (60)
  • (48)
  • Мария (44)
  • (Компани) Солен (32, вооруженный торговец)
  • Сальватор (30)
  • Компанифалкен / Фёргилльда Фалькен (10, Бойер)
  • Грена Дракен / Капарен (8, Бойер)
  • Сьёманнен (4, Бойер)
  • Шёман (8, судно снабжения)
  • Сван (боевой корабль)
  • Леопард (боевой корабль)

«Прикреплен позже в битве»

  • Кальмар (60)
  • Андромеда (50)
  • Густав (44)
Заметки
Ссылки
  • Барфод, Йорген Х., Нильс Юэлс флод. Gyldendal, Köpenhamn. 1997 ISBN 87-00-30226-0
  • Бьерг, Ганс Кристиан (редактор), Slaget i Køge bugt 1. июля 1677: forudsætninger, forløb og følger. Сё-лейтенант-сельскабет, Кёбенхавн. 1977 г.
  • Бьерг, Ханс Кристиан, «Нильс Джуэль: Старый добрый рыцарь» в Джеке Свитуотере. Великие адмиралы: командование на море 1587-1945 гг. Военно-морской институт США, Аннаполис. 1997. ISBN 0-87021-229-X стр. 112–29 [1]
  • Ericson Wolke, Hårdstedt, Svenska sjöslag. Medströms förlag, Стокгольм. 2009. ISBN 978-91-7329-030-2
  • Ericsson [Wolke], Hårdstedt, Iko, Sjöblom Åselius, Svenska slagfält. Wahlström Widstrand, Стокгольм. 2003. ISBN 91-46-20225-0
    • Ико, Пер, «Landskrona 1677: Ödesdiger dansk iver», стр. 247–53
    • Åselius, Gunnar, "Köge bukt 1676: Danmarks största sjöseger", стр. 238–246
  • Isacsson, Glaes-Göran, Skånska kriget 1675–1679, Historiska media, Lund. 2000. ISBN 91-88930-87-4
  • Йоханссон, Бьорн Аксель (редактор), Regalskeppet Kronan. Треви, Стокгольм. 1985. ISBN 91-7160-740-4
  • Lundgren, Kurt, Sjöslaget vid Öland. Vittnesmål - документ 1676-1677. Lingstad Bok Bild, Кальмар. 2001. ISBN 91-631-1292-2
  • Niels Probst, Niels Juel - Vor største flådefører, København, 2005
  • Zettersten, Axel, Svenska flottans Historia åren 1635-1680 Norrtälje tidnings boktryckeri, Norrtälje. 1903.
Последняя правка сделана 2021-05-12 06:38:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте