Ариовистус Парди | |
---|---|
Родился | (1810-11-19) 19 ноября 1810 г.. Чатем, Нью-Йорк, США |
Умер | 26 марта 1892 (1892-03-26) (81 год). Рокледж, Флорида, США |
Национальность | Американец |
Род занятий | Угольный барон, филантроп |
Известен как | Основатель Hazleton, Пенсильвания |
Ariovistus Парди (19 ноября 1810 - 26 марта 1892) был американским инженером, угольным бароном, филантропом и директором Lehigh Valley Railroad. В 1840-х годах он начал покупать землю в Хэзлтоне, штат Пенсильвания, подозревая, что в ней содержится большое количество угля. Когда он начал добычу полезных ископаемых, город пережил экономический бум и считал Парди своим основателем. Парди также был крупным спонсором Колледжа Лафайет, которому он пожертвовал более 500 000 долларов, и имел здание в университетском городке, названное его именем.
Парди родился в Чатеме, Нью-Йорк в семье Ариовистуса и Элизы (урожденной Платт), и вырос в соседнем округе Ренсселер, где его отец владел фермой. Парди обучал его отец, когда работал на ферме, и получил некоторое формальное инженерное образование в городской школе, которой руководил пресвитерианский священник Мозес Хантер.
В 1829 году Парди уехал из Нью-Йорка, чтобы работать штурманом (или помощником геодезиста ) на строительстве канала Делавэр и Раритан. Одной из основных целей этого канала была транспортировка антрацитового угля из гор для переработки на фабриках в Нью-Джерси. Парди часто называл эту работу ключевым поворотным моментом в своей жизни. После завершения строительства канала Парди был отправлен в железнодорожную компанию Бивер-Медоу, чтобы обследовать и найти место для железной дороги компании, которая будет использоваться для перевозки угля. Находясь там, он осознал потенциальную прибыль антрацитовой отрасли, если бы она была связана с железными дорогами, а не с каналами. После короткой поездки в Мичиган, куда переехали его родители, Парди поселился в Хэзлтоне, Пенсильвания. Здесь он подписал контракт с Hazleton Railroad and Coal Company в качестве суперинтенданта.
В 1840 году Парди начал покупать землю в Хэзлтоне, полагая, что в ней содержится больше угля, чем предполагали ее нынешние операторы. Он основал свою собственную угледобывающую компанию с деловым партнером, который позже стал президентом Lehigh Valley Railroad. Земля, которую купил Парди, оказалась на невероятно ценной жиле антрацита, и компания начала строить шахты для добычи ценного угля. В 1848 году Парди построил гравитационную железную дорогу для перевозки угля, которая позже была соединена с большой железной дорогой долины Лихай. Эффект этой новой индустрии превратил Хэзлтона из группы домов в густонаселенный город, и Парди лично помог основать множество банков, церквей, школ и библиотек, таким образом, будучи признанным основателем Хэзлтона.
Pardee разносторонне развился. его интересы последовали за успехом в добыче антрацита, и к 1888 году он занимался производством железа, эксплуатируя доменные печи в Пенсильвании, Нью-Йорке, Нью-Джерси, Вирджинии и Теннесси.
В течение Гражданская война в США, Парди финансировал военную компанию, в которой служил его сын Арио Парди-младший. Компания была известна как «Винтовки Парди». Парди-младший позже заработал доблесть в битве при Геттисберге, а памятник на поле битвы теперь увековечивает «Парди Филд».
Во время гражданской войны в колледже Лафайет резко сократилось количество студентов, и он был близок к банкротству. Преподобного Уильяма Кэссиди Кеттелла вызвали в качестве нового президента колледжа, которому было поручено найти средства, чтобы поддерживать жизнь колледжа, находящегося на грани закрытия. В 1864 году Кеттелл посетил Хэзлтон по приглашению Парди, чтобы прочесть проповедь, а затем Кеттелл объяснил Парди финансовое положение колледжа. В тот же день Парди подарил ему 20 000 долларов (что эквивалентно 273 тысячам долларов в долларах 2019 года) для пользование школой, что на тот момент было самой большой суммой, когда-либо отдаваемой образовательному учреждению в Пенсильвании. Без этого подарка колледж был бы неизбежно закрыт.
Парди, ныне директор железной дороги Лихай-Вэлли, а также угольный магнат, осознал потребность в квалифицированных инженерах для железнодорожной и горнодобывающей промышленности и вернулся к Лафайет в 1865 году с предложением финансировать научный курс колледжа. Еще одним подарком, на этот раз в размере 100 000 долларов, был создан «Научный курс Pardee», и колледж впервые начал выдавать инженерные степени. Вскоре после своего создания колледж осознал необходимость в новом здании на территории кампуса для размещения его растущей научной программы, и Парди сделал еще один подарок в размере 250 000 долларов на строительство этого нового здания. Дополнительный подарок в размере 50 000 долларов был предоставлен на приобретение оборудования для научной программы. Это здание, получившее название «Pardee Hall », открылось в 1873 году и считалось «самым большим и наиболее полным зданием научного колледжа в Соединенных Штатах». В 1879 году здание сгорело, но к концу 1880 года было восстановлено в том же виде. Здание было снова сожжено в результате поджога в 1897 году, но снова было восстановлено к 1899 году.
Парди был член Попечительского совета Лафайетт-колледжа в течение 27 лет, а также был его президентом с 1881 по 1892 год. Его общие пожертвования школе на момент его смерти достигли суммы 522 883 долларов (что эквивалентно 7,03 миллиона долларов в долларах 2019 года).
Парди женился на Элизабет Джейкобс в 1838 году, от которой у него было четверо детей: Арио, Кальвин, Алиса и Эллен. Был зачат пятый ребенок, но умер при родах в 1847 году вместе с Элизабет.
Теперь, вдовец с четырьмя маленькими детьми, Парди нанял гувернантку Анну Марию Робисон, чтобы она помогала ему воспитывать детей. Они поженились в 1848 году и у них было девять детей: Уильям, Израиль, Анна, Бартон, Франк, Бесси, Эдит, Роберт и Гертруда. Израэль, его второй ребенок от Анны Марии, был близнецом, но другой ребенок умер во время родов.
Парди умер 26 марта 1892 года в Рокледже, Флорида. Его отпевание было совершено Уильямом Кэссиди Кеттеллом.