Андрей Петрович Рябушкин (Русский : Андре́й Петро́вич Ря́бушкин; 29 октября [OS 17 октября] 1861 г. - 10 мая [OS 27 апреля] 1904 г.) был русским художник. Его основные произведения посвящены жизни простых россиян XVII века.
Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Станичная слобода Борисоглебского уезда, Тамбовская губерния в 1861 году. Его отец и брат были икона живописцев, которым он начал помогать с раннего детства. В 14 лет он остался сиротой. Студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский, проведший лето в деревне, случайно увидел рисунки мальчика и был ими очень впечатлен. Он начал давать ему уроки и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Рябушкин во все времена был одним из самых молодых учеников училища.
Рябушкин пробыл семь лет (1875–82) в Московской школе, обучаясь у Василия Перова и Иллариона Прянишникова. Его первую большую работу «Крестьянская свадьба» в 1880 году купил Павел Третьяков. После смерти Василия Перова Рябушкин в 1882 году переехал в Санкт-Петербург и поступил в Императорскую Академию Российской Федерации. Искусствам учился у Павла Чистякова. Однако уроки вскоре разочаровали его, и он стал проводить все больше и больше времени либо в библиотеке академии, либо за рисованием на улицах.
Его учеба в академии закончилась в 1892 году. Он не получил награды за свою дипломную работу «Снятие с креста», как ожидалось, потому что он не следовал утвержденному проекту. Но работа была настолько хороша, что президент академии великий князь Владимир Александрович из собственных средств выделил Рябушкину стипендию на поездки и учебу за границу. Вместо поездки в Италию или Париж Рябушкин предпочел совершить экскурсию по старинным русским городам (Новгород, Киев, Москва, Углич, Ярославль ). Обитатели их стали его первыми моделями и первыми критиками. Он изучал старинную архитектуру, предметы народных промыслов, старинное оружие, ткани, гобелены, вышивку, иконы и др. Он читал старинные книги, собирал фольклор.
Фрагмент Московской улицы XVII века в праздничный день Московская улица XVII века в праздничный день 1895 года.Принимал участие в передвижных выставках 1890, 1892 и 1894 годов, но позже порвал с движением..
В 1890-х годах жил и работал в имении своего друга В.Ф. Тименева в городе Любань (Новгородская губерния, ныне Ленинградская область). В 1901 году он построил мастерскую в деревне Дидвино недалеко от Любвино и в имении своего друга И. Беляева.
ЧаепитиеЕго картины в основном посвящены 17 веку. Работал также над фресками Софийского собора в Новгороде и мозаикой для храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. На стенах храма Спаса-на-Крови - 24 его мозаики (17 внутри и семь снаружи) (1897–1900). В конце 19 века он заинтересовался жизнью современных русских крестьян (такие картины, как Чаепитие и Молодой человек, вступающий в танец девушек ).
Глубокое изучение истории сделало его картины очень достоверными, но они не вызывали сочувствия у современников. В отличие от Василия Сурикова, сюжетом которого служили драматические исторические эпизоды, Рябушкин писал повседневную жизнь XVII века. В его работах отсутствует действие, в них не изображены социальные конфликты, как любили демократы. С другой стороны, они не настолько «красивы», чтобы отражать вкусы богатых консерваторов. Никто не знал, где разместить картины Рябушкина, и просто не принимал их.
В 1903 году у Рябушкина диагностировали туберкулез. Он поехал в Швейцарию на лечение, но это не помогло. Он умер в своей мастерской в Дидвино 27 апреля 1904 года. Похоронен в Любани, его могила охраняется как памятник культуры.
Воскресенье. 1889
Заседание царя Михаила Федорвича со своими боярами в его Государственной палате. 1893
Московская улица XVII века на празднике. 1895
Купеческая семья в 17 веке. 1896
Стрелец Патруль у Ильинских ворот в Старой Москве. 1897
В ожидании царя 1901
Свадебный кортеж в Москве XVII века. 1901
Молодой человек вступает в танец девочек, и старушки в панике. 1902
Новгородская церковь. 1903
На Викискладе есть материалы по теме Андрей Рябушкин. |