Алексей Львович Рыбников (русский: Алексей Львович Рыбников; родился 17 июля 1945 г.) современный русский композитор.
Автор музыки к советским и российским мюзиклам (рок-оперы ) Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, 1976) и Юнона и Авось (Юнона и Авось, 1981, показано более 700 раз), для многочисленных пьес и опер, для более чем 80 российских фильмов. К 1989 году было продано более 10 миллионов дисков с его музыкой.
Алексей Рыбников родился в Москве 17 июля 1945 года. Придя на свет в семье скрипача и художника, он был окруженный искусством и музыкой с первых дней своей жизни. Алексей написал одну из своих первых работ «Багдадский вор» под влиянием очень популярного по тем временам трофейного одноименного фильма.
Рыбников сдал экзамены в Центральную музыкальную школу при Москве. Консерватория. Отец мальчика познакомил сына с Арамом Хачатуряном, который предложил мальчику учиться в его классе. После окончания музыкальной школы в 1962 году Рыбников поступил в консерваторию, где продолжился его тесный контакт с педагогом. Позже Алексей поступил в аспирантуру под руководством Хачатуряна.
В 1969 году Рыбников был принят в Союз советских композиторов.
После этого Алексей несколько лет преподавал на кафедре теоретических дисциплин и ассистировал в классе Хачатуряна. Но потом Алексей ушел с преподавания.
В период 1960-1970-х годов творчество Рыбникова было отмечено классическими симфоническими традициями. Написал операторскую музыку, концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие.
В 2005 году Алексей Рыбников отметил свое 60-летие специальным концертом под управлением Марка Горенштейна в Концертном зале им. Чайковского.
2005-2008 годы ознаменовались презентациями детских мюзиклов Алексея Рыбникова - «Красная шапочка» и «Бу-ра-ти-но!» (Русская сказка по мотивам рассказа Пиноккио) стала настоящим событием в театральной жизни Москвы не только для детей, но и для их родителей. Музыка Рыбникова и участие известных российских артистов в главных ролях, а также постановка Александра Рихлова сделали шоу настолько популярными, что в летнем сезоне 2007 года «Бу-ра-ти'но!» 120 раз выходил на сцену, несмотря на «мертвый сезон» театра.
29 февраля 2009 года в легендарной пятой студии Московского Дома звукозаписи в исполнении оркестра «Молодая Россия» под управлением Марка Горенштейна состоялась великолепная первая из сцен из музыкальной драмы Рыбникова «Оперный театр».
В 2009 году по приглашению Пьера Кардена для участия в Lacoste Festival Алексей Рыбников создал авторскую версию рок-оперы «Юнона и Авось». Первое было действительно знаменательным 3 июля 2009 года. С тех пор новая версия исполняется на лучших площадках России и за рубежом, в театрах, концертных залах и фестивалях.
Осенью 2012 года театр Алексея Рыбникова представил на театральной площадке Московского мюзик-холла специальный спектакль, включающий сцены из самых известных театральных постановок, сочиненных Рыбниковым, и саундтреки к кино. Первой стала официальная презентация нового произведения музыкального искусства Рыбнокова - «Живые картинки времен Александра I и Наполеона Бонапарта по роману« Война и мир »графа Льва Толстого». В 2013 году Рыбников планирует продюсировать спектакль целиком, а также новую версию «Литургии» и «Иоакина».
Вся жизнь Алексея Рыбникова связана с музыкой. Но музыка - не единственная сфера деятельности - он участвует в некоторых общественных проектах. Он активно участвует в заседаниях Совета, продвигает культурные и социальные программы, основал свой Театр.
Рыбников - президент Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» и Российского семейного фестиваля «Наше Буратино».
С 1965 года Алексей уже начал сочинять музыку для фильмов и стал одним из самых известных советских композиторов, создающих музыку для фильмов.
Первым его опытом стал короткометражный фильм «Лелька» режиссера Павла Арсенова (1966). Дебют композитора в новом жанре оказался настолько успешным, что приглашения от режиссеров следовали одно за другим
С 1979 года Рыбников является членом Союза кинематографистов.
Работая за последние четыре десятилетия в кинематографе, Рыбников написал музыку к более чем 100 фильмам. Несмотря на огромное количество работ в кино, некоторые из них стали важными вехами в творчестве Рыбникова. Среди них саундтреки к таким фильмам как:
Рок-опера » Звезда и смерть Хоакина Мурьеты »с либретто Павла Грушко, повествующая о жизни, борьбе и смерти легендарного чилийского героя, стала композицией, открывшей новую - театральную эру в жизни Рыбникова.
«Звезда» поднялась на сцену Ленкома в 1976 году. Режиссером был Марк Захаров, который и предложил Рыбникову этот проект. С одной стороны, музыкальное новаторство, сила и убежденность молодого композитора, его тонкое восприятие чуждой мелодической культуры, вынесение на домашнюю драматическую (!) Сцену мира рок-музыки с ее жесткими ритмами вызвали длительный отказ цензоров ( спектакль запрещали 11 раз по политическим мотивам, наконец, его выпустили). С другой стороны, он побил сразу все рекорды популярности и признания. В 1977 году звукозаписывающая компания «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезда и смерть», занявший 1 место в хит-параде лучших записей.
Следующей его работой стала опера-мистика «Авось» (1979), известная широкой публике как «Юнон» и «Авось». Он объединил центральные, базовые элементы музыкального менталитета Рыбникова - русскую духовную музыку, национальный фольклор, жанры массовой «городской» музыки и образные, идейные и эстетические приоритеты музыканта - идею искупления человеком грехов, его проступков. и принятие ответственности, спасение в Божьей Любви и прощении, осознание Божественного Милосердия и восхваление Всевышнего.
Первоначально музыкальная сфера была тесно связана с текстами из Православного молитвенника и псалмов. Позже стихотворение русского поэта Андрея Вознесенского «Авось», а также его стихи дали музыканту сильный эмоциональный импульс. С тех пор либретто оперы содержало как священные, так и светские источники. «Юнона и Авось» в «Ленкоме» (премьера 1981 г.) отличается тем, что в ней нет одного и того же сюжета. Как и предыдущий спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова рождена, чтобы стать манифестом. Это провозглашение независимых мыслей; это оригинальное понимание западных стандартов жанра рок-оперы. Попытка Закахрова сделать спектакль менее религиозным, с более «роковым» звучанием лучше как для театра, так и для спектакля в его новой версии (не оригинальной, не Рыбниковской). Хотя, очевидно, это другое драматическое произведение, не композиторское. Акценты сместились. В центре больше нет страдающего человека с его смятением, болью, поиском себя, своей души; но история любви.
Третья музыкально-сценическая композиция Рыбникова - «Литургия язычников» создавалась почти десять лет. В него вошли стихи и стихи поэтов эпохи Возрождения, русских писателей и поэтов Серебряного века, пророчества и утверждения о приближающемся Судном дне. Опера была поставлена в камерном зале театра Алексея Рыбникова в 1992 году.
2013 год отмечен работой над сценической версией произведения «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта» получают новое сокращенное название - современная опера «Война и мир».