Общая численность населения | |
---|---|
3308 (2001 ) - ~ 5000 (2008 г.)) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
| |
Языки | |
албанский (52,6%), Украинцы (35,7%) | |
Религия | |
православные и католики |
Албанцы в Украине (украинцы : Албанці, Албанци) - этническое меньшинство, проживающее в основном в Запорожской области и Буджак. Они происходят от албанских воинов, которые воевали против Османской империи в Русско- Турецкие войны и им разрешили поселиться в Российской империи в 18 веке.
Историческое сообщество албанцев в Украине называет себя ga tantë (от нашего), и они говорят на синевском языке (как и мы). Их предки пришли на Украину в 18-19 веках. Тем не менее, они ведут свою родословную от тоскских албанцев (южный диалект), которые в XVI веке поселились в восточной Болгарии (Добруджийский деспотат ) вместе с Гагаузы. Приход албанцев был связан с русско-турецкой войной 1768-1774 гг.. Во время этой войны некоторые православные албанцы восстали против власти Османской империи. После того, как их восстание вначале провалилось, многие присоединились к русскому флоту, который был на нем. В конце войны около 1700 албанских бойцов и членов их семей ушли в Российскую Империю. Селились они преимущественно в районе Керчи и Еникале. Некоторые албанские иммигранты в Российскую империю из Болгарии поселились в основном в окрестностях Одессы и Буджака. В 1811 г. албанцы основали собственное поселение Каракурт в Буджак недалеко от города Болград. После албанцев в Одессе две улицы: Большая улица Арнаута и улица Малый Арнаут. Из-за поражения России в Крымской войне, многие албанцы переселились на восточную Украину в 1861 году и переселились туда. Только в 20 веке албанцы Украины поняли, что есть албанцы. Когда-то в Одессе существовал албанский культурный центр «Рилинджа» (Возрождение).
В 1911 году албанский православный священник и деятель национального пробуждения Фан Ноли встретился там с членами общины в Одессе и провел мессу в местной церкви. В 1979 году монах Артур Лиолини из Албанской православной церкви Бостона провел мессу в той же церкви. Их самый важный религиозный праздник - праздник Святого Георгия, который почитают Джорджа Кастрио.
. Во время сталинского режима в СССР более обеспеченные члены общины были депортированы в Сибирь, и никто не вернулся живым. Во многих случаях часть их населения была отправлена в разные регионы СССР для содействия ассимиляции. Таким образом, албанские сельские общины в Украине - одна из самых бедных общин в стране. Их утварь и припасы говорят об их отсталости по сравнению с остальной частью страны. Однако их культура не полностью ассимилирована с большей украинской культурой, многие до сих пор называют себя албанцами, покупают и пьют албанское пиво и раки. Использование албанского языка также менее распространено, чем раньше, но все же очевидно, многие продолжают носить традиционные костюмы и придерживаться старых традиций, таких как раздача домашнего хлеба гостям.
Первым, кто изучал албанцев в Украине с 1914 г., был советский филолог (славистики) и историк Николай Державин, родившийся на территории современной Запорожской области ( в то время Таврическая губерния ). В 1930 году он опубликовал свою монографию «Албанцы на Украине» на русском языке. После Второй мировой войны основное исследование албанцев Южной Украины провела академик РАН Юлия Иванова. В 1957 году с помощью академика Агнии Десницкой в Санкт-Петербургском государственном университете была открыта кафедра албанского языка. Увы, в современной Украине албанские исследования не ведутся.
К концу ХХ века, всего за несколько лет до падения СССР албанцы Украины были в основном сосредоточены в Запорожской области в Приазовском районе : Геандран, сегодня (Гамивка), Таз (сегодня Дивнинское) и Туюшки (сегодня Георгиевка). В Буджак, Болградском районе Одесской области есть также албанское село: Каракурт (Каракурт на албанском, Каракурт на Румынский, Каракурт / Каракурт в Украинский и с 1947 года в Жовтневе / Жовтневе).
В 1958 году их было 5 258 во всем Советском Союзе. К 1970 году их число упало до 4 402.