The aeolodion или aeolodicon (также называемый в Германии Windharmonika) - устаревший духовой инструмент с клавишами, напоминающий фисгармонию, его звук воспроизводится с помощью стальных пружин. У него был диапазон шести октав, а его тон был подобен тону фисгармонии. После его изобретения около 1800 года было сделано несколько модификаций, в том числе e aeolsklavier , aeolomelodicon или choraleon и aeolopantalon , но все версии в значительной степени исчезли к середине века.
Есть некоторые разногласия относительно его первоначального изобретателя; большинство авторитетов приписывают его Жану Тобье Эшенбаху из Гамбурга, который, как говорят, впервые сделал его в 1800 году. Впоследствии другие музыканты внесли различные улучшения, среди которых можно назвать Шмидта из Pressburg, [de ] из Швайнфурт, Себастьян Мюллер (1826 г.) и [de ] из Зуль (1833 г.). Этот инструмент полностью вытеснил фисгармонию.
Модификацией эолодиона был эолсклавир, изобретенный около 1825 года Карлом Фридрихом Эмануэлем Шортманном из Буттельштедта, в котором тростники или пружины, издающие звук, были сделаны из очень тонкого дерева, а не из металла. По этой причине качество тона стало мягче и слаще. Он был оснащен клавиатурой и педалью, которая запускала набор мехов (по одному на каждую ноту) и производила мягкий и неземной звук. Инструмент оказался неудачным и, похоже, вскоре был забыт.
Следующей модификацией был эоломелодикон или хоралеон, построенный Фиделисом Бруннером в Варшаве примерно в 1825 году по проекту профессора Дж. Ф. Хоффмана. в этом городе. Он отличался от olodion тем, что к тростникам прикреплялись латунные трубки, как в язычках органа. Инструмент обладал огромной мощью и, вероятно, предназначался для замены органа в небольших церквях, особенно в сопровождении хорала, откуда его второе название - хоралеон. Он не занял постоянного места в истории музыки.
В эолопанталоне, изобретенном около 1830 года варшавским Йозе Длугошем, æolomelodicon был объединен с фортепиано, так что игрок мог играть использование любого инструмента по отдельности или обоих вместе. Иногда аналогичный план применялся с фортепиано и фисгармонией, но без особого успеха. Его запоминают главным образом потому, что Фредерик Шопен играл на этом инструменте на различных концертах.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Гроув, Джордж, изд. (1900). "olodion". Словарь музыки и музыкантов. Лондон: Macmillan and Company.