Доступ к публичной информации в Румынии

редактировать

Доступ к публичной информациии свобода информации (FOI)относится к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известной как «право знать». Доступ к общественной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, так как он усиливает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяет участие людей и позволяет их осознанное участие в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой владеют государственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на основании законных причин, которые должны быть подробно описаны в законе.

In Румыния Доступ к публичной информации регулируется Законом о свободе информации (FOIA), принятым в 2001 году. Принцип доступа к информации закреплен в статье 31 Конституции Румынии, которая предусматривает право людей на доступ к любой информации общественные интересы не должны ограничиваться, и что государственные органы обязаны предоставлять гражданам правильную информацию в государственных делах и вопросах, касающихся личных интересов. Однако, несмотря на наличие правовой базы, регулирующей доступ к публичной информации и устанавливающей правила ее реализации, прозрачность еще не укоренилась в институциональной культуре Румынии.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Правовая база
    • 2.1 Закон о свободном доступе к публичной информации
      • 2.1.1 Процедуры доступа
      • 2.1.2 Право на апелляцию
  • 3 Роль румынского гражданского общества в обеспечении соблюдения закона о свободе информации
  • 4 Доступ к публичной информации на практике
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
История вопроса

В Румынии, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, законы о свободе информации не входили в число главные приоритеты новых посткоммунистических режимов после изменений 1989 года. В таких странах усилилось давление с целью открыть архивы и записи секретной полиции, но давление общественности с целью принятия законов о свободе информации, относящихся ко всем категориям информации, представляющей общественный интерес, было незначительным. В Румынии процесс европейской интеграции был одним из основных политических двигателей принятия Закона о свободе информации, принятого в 2001 году, через два года после того, как Румыния была принята в качестве Европейского Союза Страна-кандидат. Однако преобразующий потенциал ЕС был ослаблен из-за отсутствия надлежащей реализации. Внутренние законы, транспонирующие директивы ЕС, предусматривающие доступ общественности к информации, были пронизаны множеством исключений, которыми в значительной степени воспользовались румынские власти.

Закон стал результатом процесса консультаций, который считается передовой практикой с точки зрения сотрудничества гражданского общества с политические деятели. Правила применения этого закона, утвержденные Правительством в 2002 году, устанавливают применимые принципы, процедуры и нормы для применения закона и для обеспечения права на свободный доступ к публичной информации, а также санкции в случае нарушения. Закон также регулирует упреждающее раскрытие, что означает упреждающую публикацию соответствующей информации без предварительного специального запроса о свободе информации.

Правовая основа

Свобода информации в Румынии регулируется рамочный закон о свободном доступе к общественной информации (2001 г.)и ряд нормативных актов. Другие соответствующие законы касаются секретной информации (2002 г.), прозрачности в принятии решений (2003 г.), прозрачности в государственных учреждениях, коммерческих сделках и государственных долгах (2003 г.). Также для доступа общественности к экологической информации в 2005 году было принято специальное Постановление Правительства о применении Орхусской конвенции.

Закон о свободном доступе к публичной информации

Согласно Закону о свободном доступе к публичной информации, все лица - физические или юридические, румынские или иностранные - имеют право запрашивать и получать публичную информацию.

Закон применяется ко всем публичным учреждениям (центральным и местным), а также к публичным компаниям, где государство является мажоритарным акционером. Вся информация, которой владеют эти организации, считается общедоступной, если она должным образом не засекречена или не связана с личными данными.

Румынский FOIA освобождает от доступа любую информацию, касающуюся личных данных, а также секретную информацию о национальной обороне, общественном порядке, обсуждениях органов государственной власти, а также национальные экономические и политические интересы. Помимо этого традиционного вида исключенной информации, коммерческая информация также не подлежит доступу, если ее раскрытие нарушит права интеллектуальной собственности и принцип честной конкуренции. Информация о судебном процессе - еще одна чувствительная область, касающаяся исключений по закону FOIA: в принципе, информация об уголовном или дисциплинарном расследовании обычно не является публичной из-за ее конфиденциального характера, но, согласно Европейскому суду по правам человека, информация должны быть доведены до сведения общественности о громких делах, например, связанных с коррупцией на высоком уровне и организованной преступностью.

Процедуры доступа

Информационные запросы могут подаваться в письменной форме (как в электронном виде, так и на бумага) и устно. Сотрудник по общественной информации выполняет первую проверку запрошенной информации, чтобы решить, может ли она быть раскрыта или подпадает под одно из исключений. Офицеры также проверяют, хранит ли информация их соответствующее учреждение; в противном случае сотрудник по общественной информации направляет запрос в орган, который может его получить.

Закон устанавливает строгие сроки предоставления запрошенной информации: 5 дней с момента подачи запроса, если в доступе отказано; 10 дней с момента подачи запроса, если доступ предоставлен; 30 дней с момента подачи запроса, если доступ предоставлен, а составление ответа является сложным и требует много времени.

Доступ к общедоступной информации является бесплатным. Плата может взиматься только для покрытия расходов на копирование и воспроизведение необходимых документов.

Право на апелляцию

Процесс обжалования административного решения по запросам о свободе информации состоит из двух этапов: первый - административный. жалоба в соответствующее агентство; второй - в суды. Первая процедура также распространяется, то есть когда не предоставляется ответ в установленные законом сроки. Что касается апелляций в суды, обеспечение соблюдения Закона о свободе информации широко зависит от судебной системы и прецедентов судебных санкций.

Роль румынского гражданского общества в обеспечении соблюдения Закона о свободе информации

В Румынии , активность субъектов гражданского общества в обеспечении соблюдения закона и использовании его возможностей была замечательной. Средства массовой информации и организации гражданского общества приняли закон о свободе информации, чтобы создать методы и инструменты мониторинга, иногда используя институциональную поддержку для консолидации передовой практики или более конфронтационные подходы, такие как подача исков к государственным органам о свободе информации о свободе информации для проверки сферы применения закона и создания судебные прецеденты. Некоторые НПО были особенно активны: например, - который организовал серию семинаров и тренингов для журналистов по использованию FOIA - или Институт общественной политики - который организовал программы по мониторингу деятельности и расходов депутатов и советников.

Доступ к публичной информации на практике

По мнению некоторых экспертов, закон Румынии о свободе информации предоставляет дискреционные полномочия органам государственной власти, которые не используют их должным образом. Другой недостаток касается положений другого закона, закона о секретной информации, который дает руководителю государственного учреждения право решать, является ли некоторая информация конфиденциальной, без создания какого-либо механизма контроля над этим решением.

В 2003 Ассоциация за демократию опубликовала отчет после того, как в течение года наблюдала за тем, как румынские власти применяли закон. Одним из основных выводов исследования было то, что количество запросов о свободе информации было довольно низким из-за незнания гражданами и компаниями этого права и соответствующего закона. В отчете сделан вывод о том, что скрытный менталитет государственных служащих, отсутствие институционального управления и плохое знание нормативных актов, касающихся применения свободы информации, препятствовали надлежащему применению закона 2001 года о доступе к общественной информации.

По мнению некоторых журналистов, которые использовали закон для запроса доступа к публичной информации, есть несколько способов обойти закон. В некоторых случаях эти способы кажутся хорошо зарекомендовавшими себя «modus operandi» государственных органов, которые эксплуатируют незнание гражданами своих прав в соответствии с законом о свободе информации.

См. Также
Источники
Последняя правка сделана 2021-06-08 20:50:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте