Доступ к публичной информации в Болгарии

редактировать

Доступ к публичной информациии свобода информации (FOI)относятся к праву доступа к информации государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к общественной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, так как он усиливает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяет участие людей и позволяет их осознанное участие в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой владеют государственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на основании законных причин, которые должны быть подробно описаны в законе.

Доступ к Публичная информация в Болгарии - право, гарантированное Конституцией 1991 года. Это регулируется Законом о доступе к публичной информации, впервые введенным в 2000 г. и измененным в декабре 2015 г. Поправки усилили упреждающее раскрытие, стимулировали электронные запросы и облегчили повторное использование информации в линия с.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Правовая база
    • 2.1 Конституция
    • 2.2 Закон о доступе к общественной информации
    • 2.3 Поправки 2015 г. к закону, регулирующему доступ к общественной информации
  • 3 Основные положения Закон о доступе к информации
  • 4 Доступ к публичной информации на практике
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
История вопроса

В 2014 году общественные консультации по поправкам, которые должны быть внесены в Законодательство о доступе к информации было инициировано. Летом 2014 года в Министерстве транспортных информационных технологий и коммуникаций была создана рабочая группа, которой было поручено разработать поправки к болгарскому законодательству относительно введения пересмотренной Директивы 2013/37 / ЕС о повторном использовании публичных ресурсов. Секторная информация Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 г. Директива с поправками расширила сферу повторного использования информации государственного сектора, включив в нее архивы, библиотеки и музеи.

Инициатива о внесении поправок в болгарский закон о доступе к публичной информации была также подготовлена ​​в рамках разработки и обсуждения Национального плана в рамках инициативы Партнерство открытого правительства.

В В ноябре 2015 года Национальное собрание Болгарии приняло поправки к Закону о доступе к публичной информации, чтобы усилить упреждающее раскрытие информации, стимулировать электронные запросы и облегчить повторное использование информации.

По словам профессора Георгия Лозанова, бывшего депутата Что касается Совета по электронным СМИ, введение Закона о доступе к информации могло бы помочь сделать более прозрачным сектор СМИ, в частности собственность СМИ и источники средств, которые в Болгарии в значительной степени непрозрачны.

Правовая основа

Конституция

Статья 41 Конституции Болгарии 1991 г. гласит, что каждый имеет право искать, получать и распространять информацию при условии, что это право не будет осуществляться в ущерб национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Статья 41 дает гражданам право получать информацию от государственных органов и агентств по любому вопросу, представляющему законный общественный интерес, который не является государственной или иной тайной, предусмотренной законом, и не затрагивает права других лиц.

Закон о доступе к общественной информации.

В Болгарии доступ к публичной информации регулируется Законом о доступе к публичной информации, принятым в 2000 году с поправками, внесенными в 2008 и 2015 годах. Закон дает любому физическому или юридическому лицу право доступ к публичной информации в любой форме, имеющийся у государственных учреждений и других организаций, финансируемых из государственного бюджета и выполняющих публичные функции.

Поправки 2015 г. в закон, регулирующий доступ к публичной информации

Измененная законодательная база В доступе к публичной информации расширен список категорий информации, подлежащих проактивному раскрытию. Кроме того, поправки вводят прямую обязанность публиковать любую информацию, которая была предоставлена ​​по запросам более трех раз, наряду с более широким обязательством публиковать онлайн-информацию, представляющую общественный интерес.

Поправки также были направлены на поощрение подачи электронные запросы, которые могут быть отправлены без необходимости электронной подписи.

Еще одно новшество касается презумпции согласия третьей стороны, что означает, что если государственный орган запрашивает согласие третьей стороны на раскрытие запрошенной информации В связи с этим отсутствие ответа в течение 14 дней будет рассматриваться как согласие, и информация должна быть предоставлена ​​полностью. Таким образом, благодаря поправке, запрошенная информация не считается, как это было до внесения поправки, несогласием третьей стороны. который обязывал государственный орган предоставлять только частичный доступ.

Поправки также вводят Директиву 2013/37 / UE, пересматривающую первую Директиву о повторном использовании информации государственного сектора. действие (2003 г.), которое было перенесено в 2007 г. в Закон о доступе к общественной информации. В соответствии с пересмотренной директивой, измененный закон расширил режим повторного использования, запретив любые исключительные положения о предоставлении прав на использование целых баз данных в соответствии с положением Директивы, которое обязывает любой государственный орган в ЕС обеспечивать равную доступность таких баз данных на равных условиях. условия и затраты на доступ рассчитываются прозрачным образом.

В новой правовой базе принято более широкое определение «публично-правовых организаций», на которые распространяется как доступ к информационным запросам, так и повторное использование информации. Библиотеки, музеи и архивы были включены в число учреждений, которые должны раскрывать информацию для повторного использования. Согласно измененному закону, органы государственного сектора обязаны предоставлять свои документы в удобной для пользователя форме, в открытом и машиночитаемом формате вместе со своими метаданными в правительстве.

Основные положения в рамках доступа к Закону об информации

Согласно болгарскому закону о доступе к публичной информации, все государственные органы, в том числе их управления / региональные / местные отделения / территориальные подразделения и т. д., подлежат доступу к информации. Также закон распространяется на органы местного самоуправления, включая мэров и муниципальные советы. Более того, другие организации подпадают под действие закона о доступе к информации, в частности, все органы, которые выполняют публичные функции, предписанные законом, называемые «юридические лица публичного права», например Совет электронных СМИ, Национальный фонд медицинского страхования и т. Д., И физические и юридические лица, финансируемые за счет средств государственного бюджета или Европейского Союза (как субсидии, так и проекты и программы ЕС).

Закон применяется к любой информации, созданной или хранимой государственными органами, местные органы власти и другие юридические лица, обязанные в соответствии с законом. Право доступа к публичной информации ограничивается в случае информации:

  • , которая классифицируется как государственная или служебная тайна;
  • которая относится к переговорам и подготовительной работе над актом;
  • который затрагивает интересы третьей стороны (коммерческая тайна и личные данные);
  • доступ к которому был предоставлен запрашивающему в течение предшествующих шести месяцев.

Однако, согласно закону, даже если для этого есть причина в случае отказа информация должна быть раскрыта, если существует преобладающий общественный интерес, раскрытие которого способствует усилению.

Информационные запросы могут подаваться в устной или письменной форме. Согласно закону, каждый орган обязан назначить в свой офис должностного лица, ответственного за обработку запросов.

В соответствии с передовой международной практикой доступ к информации в Болгарии является бесплатным. Оплата пошлины может потребоваться только для покрытия фактических затрат на воспроизведение документа (копии, распечатки и т. Д.)

Согласно болгарскому законодательству, если запрашивающие не получают запрошенную информацию, они могут подать апелляцию в суд.. Закон не устанавливает учреждения, отвечающего за надзор за исполнением закона в отношении доступа к публичной информации.

Доступ к публичной информации на практике

Согласно исследованию, проведенному НПО Access to Информационная программа (AIP) в 2015 году, каждое третье учреждение в Болгарии не публикует свои нормативные акты, а половина из них не делает этого в отношении общих административных актов. Среди учреждений, которые не публикуют свои нормативные акты, есть Министерство иностранных дел и многие муниципалитеты.

Исследование также обнаруживает, что публикация баз данных и регистров является немного большей прозрачностью. То же самое можно сказать и о публикации программ и стратегических документов, таких как стратегии развития и т. Д.

Что касается финансовой прозрачности, то в отчете отмечается улучшение с 2013 года, но до сих пор около половины учреждений этого не делают. публиковать свои бюджеты в Интернете в соответствии с требованиями закона. Был зарегистрирован хороший уровень прозрачности раскрытия информации для тендеров на государственные закупки: 94% учреждений, проверенных AIP, имеют специальный раздел на своих веб-сайтах.

В отчете установлено, что болгарские учреждения не соблюдают новые требования Закона о доступе к публичной информации, когда он устанавливает, что они обязаны публиковать информацию, которую они предоставили гражданам более трех раз на основании заявлений о свободе информации. Согласно опросу AIP, только 4% из 565 проверенных учреждений выполнили это требование на момент проведения опроса в 2015 году. Однако почти все учреждения, около 97%, выполнили новое требование, которое вводило электронные заявки на свободу. информационных запросов.

Исследование AIP 2015 года показало, что Министерство образования и науки является наиболее прозрачным министерством в Болгарии, а Министерство иностранных дел - наименее прозрачным.

См. также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 20:50:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте