Доступ к публичной информации в Боснии и Герцеговине

редактировать

Доступ к публичной информациии Свобода информации (FOI)относится к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известной как «право знать». Доступ к общественной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, так как он усиливает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяет участие людей и позволяет их осознанное участие в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой владеют государственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на основании законных причин, которые должны быть подробно описаны в законе.

Босния и Герцеговина была одной из первых стран на Балканах, принявших Закон о свободе доступа к информации на государственном уровне в 2000 году, а затем в 2001 году в обоих своих образованиях, а именно в Федерации Боснии и Герцеговины и Республика Сербская. Однако, по мнению некоторых экспертов, закон требует внесения изменений для устранения ряда недостатков, которые были выявлены на протяжении многих лет.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Правовая база
    • 2.1 Исключения
  • 3 Доступ к публичная информация на практике
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
История вопроса

В связи с особыми обстоятельствами и способом его создания Конституция Боснии и Герцеговины, приложение IV к Дейтонское мирное соглашение не уделяло много внимания праву на информацию. Разработка законодательства о свободе информации была инициирована решением Верховного представителя в 1999 году. В решении содержалась просьба к государству и субъектам Российской Федерации принять такой закон. В процессе консультаций по разработке закона участвовали эксперты в области права Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также проводились обширные общественные обсуждения с гражданами и группами гражданского общества. Закон был принят правительством штата Босния и Герцеговина в октябре 2000 года, а правительством Республики Сербской - в мае 2001 года.

Правовая база

Законы устанавливают общее право общественности на доступ к информация, находящаяся в распоряжении государственных органов / органов, «в максимально возможной степени соответствующая общественным интересам». Таким образом, законы устанавливают общую обязанность публиковать всю соответствующую информацию, за исключением некоторых случаев, подпадающих под исключения, определенные законом. Доступ к публичной информации распространяется на информацию, которой владеют все государственные органы (законодательные, судебные, исполнительные и административные) и независимо от их формата (письменные документы, цифровые данные, аудио- или видеозаписи и т. Д.), А также к юридическим лицам, владеющим или контролируемым. государственными органами, такими как государственные предприятия, государственные школы, университеты, государственные агентства и т. д. Напротив, это не распространяется на частные организации, частные компании и коммерческий сектор. Законы дают каждому человеку, независимо от его или ее гражданства, национальности, этнической принадлежности или места жительства, право на доступ к публичной информации. Журналисты и СМИ не имеют больше прав по сравнению с другими авторами. Установленный срок для получения запрашиваемой информации составляет 15 дней с момента подачи запроса. Согласно законам о свободе информации, государственные органы обязаны предоставлять доступ к документам и записям и публиковать наиболее важную информацию без запроса (проактивное раскрытие ). Правила упреждающей публикации применяются к информации о бюджете, регулярной деятельности и принятии решений учреждений.

Исключения

В соответствии с международными стандартами, доступ к информации законы в Федерации Боснии и Герцеговины и в Республике Сербской установить, что в некоторых случаях публичная информация может быть скрыта на законных основаниях. В частности, предусмотрены три случая исключений: во-первых, когда существует вероятность того, что раскрытие информации может нанести значительный ущерб законным функциям правительства (национальная безопасность, оборона, вопросы денежно-кредитной политики, предотвращение преступлений и т. Д.); во-вторых, исключения могут применяться для защиты коммерческих интересов; и, в-третьих, для защиты личных интересов и конфиденциальности третьей стороны. Применение этих исключений не является автоматическим: по сути, для того, чтобы отклонить заявку на основании исключений, установленных законом, власти должны сделать это, что означает рассмотрение вопроса о том, наносит ли и как раскрытие информации вред другим защищенным интересам. Тест на общественный интерес основан на самых передовых международных стандартах права доступа к публичной информации. По сравнению с аналогичными законами в Западных Балканах, только законы Сербии и Хорватии предписывают такой тест. Исключения применяются только после индивидуального анализа каждого случая и конкретных обстоятельств, связанных с каждым запросом. Запрещается помечать всю категорию информации как исключение.

Доступ к публичной информации на практике

В Боснии и Герцеговине некоторые НПО вносят свой вклад в обеспечение соблюдения закона о доступе к публичной информации, а также в мониторинг его применение и сбор соответствующих данных путем подачи запросов о свободе информации и начала процедуры апелляции. Так обстоит дело, например, с Balkan Investigative Reporting Network (BIRN), Transparency International (Босния и Герцеговина) или базирующейся в Сараево.

Согласно отчету, подготовленному Советом по делам печати страны, подавляющее большинство боснийцев (около 93%) считают, что на практике существует ряд ограничений права доступа к публичной информации. В то же время общественное мнение в Боснии и Герцеговине в значительной степени не полностью осведомлено об их правах в отношении доступа к публичной информации.

Когда дело доходит до применения закона, проблемы варьируются от непоследовательного толкования закона. различными государственными органами, нежелание применять его, несогласованность законов о свободе информации с другими законами.

В частности, одним из основных недостатков законов о свободе информации в Боснии и Герцеговине является слабость положений, касающихся процедуры обжалования в случае отклонения запроса. Закон Республики Сербской о свободе информации вообще не предусматривает процедуры обжалования. Другая проблема связана с несоблюдением других действующих законов, которые исключают или значительно сокращают право на свободный доступ к информации на практике как в Федерации, так и в Республике Сербской. Также эксперты определили среди недостатков, препятствующих применению законов о свободе информации в Боснии и Герцеговине, отсутствие эффективной системы контроля за их применением. Лишь небольшое количество государственных органов соблюдают обязанность регулярно публиковать информацию о количестве полученных вопросов, связанных со свободой информации.

В 2013-2016 годах для проверки выполнения законов о свободе информации , Балканская сеть журналистских расследований (BIRN) подала серию запросов на доступ к документам в различные государственные органы страны на всех уровнях. Половина запросов BIRN о предоставлении информации была отклонена, а остальные 50% были удовлетворены лишь частично.

Кроме того, по данным Transparency International - Босния и Герцеговина только 40% государственных предприятий в Республике Сербская и 27% в Федерации Боснии и Герцеговины предоставляют запрашиваемую информацию в сроки, установленные законом. В 37% случаев, рассмотренных Transparency International, выполнение процедуры длится более одного месяца, даже если законом предусмотрено, что запрашиваемая информация должна быть предоставлена ​​максимум в течение 15 дней.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 20:50:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте