Абрам Комб

редактировать

Абрам Комб(15 января 1785 - 11 августа 1827) был британским социалистом-утопистом, сподвижник Роберта Оуэна и крупная фигура в раннем кооперативном движении, возглавлявший одну из самых ранних общин овенитов в Орбистоне, Шотландия.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Оуэнизм и Божественное откровение
    • 1.3 Орбистон
    • 1.4 Болезнь и смерть
  • 2 Combe в печати
  • 3 Примечания
  • 4 Источники
Жизнь

Ранние годы

Комб родился в Эдинбурге 15 января 1785 года в семье Джорджа Комба, пивовара и строгого кальвиниста. Он учился в средней школе Эдинбурга, но, в отличие от своих братьев Джордж и Эндрю, он предпочитал практические занятия академическим и поступил в ученики к местному кожевеннику. После своего ученичества Комб работал курьером в Лондоне и Глазго, а затем вернулся в Эдинбург в 1807 году, чтобы открыть собственное кожевенное дело. Он женился на Агнес Доусон в 1812 году и создал семью.

Комб был трудолюбивым и успешным бизнесменом, руководствовавшимся личными интересами, но благородным в отношениях с другими. Он твердо верил, что каждый мужчина несет ответственность за свой характер, и язвительно критиковал любого, чьи стандарты поведения отличались от его собственных. Такая критика часто выражалась сатирически в стихах и прозе.

Оуэнизм и Божественное откровение

В 1820 году Комб встретил Роберта Оуэна во время посещения его мельницы в Нью-Ланарке и был впечатлен взглядами Оуэна на формирование характера, недостатки в принципах и практиках общества, а также на достоинства сотрудничества и всеобщей доброжелательности. После периода размышлений и исследований Комб радикально изменил свои прежние взгляды и привычки. Он перестал руководствоваться личным интересом и, когда однажды критиковал слабости других людей, теперь проявлял сострадание. Он даже отказался от некоторых социальных занятий, которыми он раньше наслаждался, таких как поедание мяса, употребление алкоголя и походы в театр.

В 1821 году Комб претворил в жизнь свой овенизм, став членом-основателем Edinburgh Практическое общество, группа овенитов, которая открыла свой собственный кооперативный магазин и основала собственную школу. Хотя Общество заявило о 500 членах, в течение года оно распалось. Затем Комб попытался создать кооператив со своими собственными служащими на своем заводе, но это тоже оказалось недолгим.

Комб продолжал проповедовать от имени Оуэна, написав брошюры и книги. К ним относятся «Метафорические очерки старой и новой систем» (1823 г.), в которых он сатирически критикует господствующие капиталистические экономические теории, сравнивая британскую экономику с цистерной, которая была способна удовлетворять потребности всей нации до тех пор, пока хранители крана отключить поставку. Он также пытался защитить религиозные взгляды Оуэна. Оуэн возмутил широкие слои общества, нападая на все формы организованной религии, и широко считался атеистом и неверным. Комб пошел на все, чтобы представить идеи Оуэна как пророческие истины, полностью согласующиеся с законами природы, которые, как он утверждал, были законами Бога. Он называл эти верования «Божественным откровением», которое он объяснил как «факты и истины, которые Великая Управляющая Сила Вселенной открывает органам чувств и разуму».

Орбистон

Во время В начале 1820-х Оуэн пытался собрать средства для создания кооперативного сообщества в Ланаркшире, Шотландия. Одним из его сторонников был Арчибальд Джеймс Гамильтон, отец которого владел большим имением недалеко от Мазервелла. От имени своего отца Гамильтон продал часть поместья Оуэну, но после долгой задержки Оуэн отказался от проекта и отправился в Америку, чтобы основать общину в Нью-Хармони, штат Индиана. Гамильтон знал Комба со времен Эдинбургского Практического общества, и вместе они решили создать сообщество без помощи Оуэна. Они и другие образовали акционерное общество для финансирования операции, Гамильтон выкупил землю у Оуэна и продал компании меньшую ее часть в Орбистоне, недалеко от Мазервелла.

Строительные работы по размещению нового поселения начались в марте 1825 года, но прошло несколько месяцев, прежде чем были приняты жильцы. Вначале Комбу и Гамильтону помогал Джордж Муди, основавший общину овенитов в Spa Fields. Муди и Ком, однако, не могли работать вместе, и Муди вскоре уехала, предупредив Гамильтона, что Комбу не хватает управленческих навыков, чтобы руководить сообществом.

Хотя строительные работы были далеко не завершены, первые арендаторы были приняты в октябре 1825 года. Начало сообщества было неоднозначным, когда Комб настоял на том, чтобы оно было известно как Первое общество приверженцев Божественного Откровения. Многие участники возражали, но, поскольку Ком был принят в качестве их лидера, его воля преобладала. Чтобы вести хронику развития общины, он редактировал еженедельную газету «Регистр первого общества приверженцев божественного откровения в Орбистоне». Несмотря на протесты Комба в отношении религиозной ортодоксальности, местные церковные служители и их прихожане с подозрением смотрели на общину. Ситуации не способствовало непослушное поведение строителей, Орбистон стал известен в местном масштабе как «Вавилон», и некоторые газетные киоски отказались продавать «Регистр».

Тем не менее, сообщество продолжало расти и к лету 1826 г. в его состав входило около 250 членов, а его коммерческая деятельность включала чугунолитейный завод, печатный станок, молочный завод, мельницу и несколько строительных предприятий. Орбистон посетили несколько английских кооператоров, которые очень хотели увидеть его успехи. Одним из посетителей был писатель-экономист Джон Грей, который опубликовал адрес с советами и критикой эксперимента Комба: «Совет орбистонианцам по принципам, которые должны регулировать их нынешнюю работу» (1826 г.). Как и Джордж Муди до него, Грей был встревожен отсутствием какого-либо плана управления сообществом. Комб принимал всех претендентов на членство, независимо от того, какую работу они были способны выполнять. В результате, подумал Грей, сообщество не могло выполнять задачи, необходимые для его выживания. В то время как Грей неистово восхвалял Комба как человека, он сказал, что он «слишком мало теоретик... его ум был преждевременно посвящен практическим мерам». Другие посетители высказывали аналогичную критику, но Ком не был убежден, что выживание сообщества находится под угрозой.

Болезнь и смерть

Здоровье Комба стало ухудшаться. Помимо редактирования «Реестра» и выступления на многочисленных встречах, он также много часов помогал рыть траншеи. К середине 1826 года он кашлял кровью и плохо дышал. Его врач в Эдинбурге сказал ему, что его легкие воспалены и что он должен прекратить всякую физическую активность. После двухнедельного выздоровления Комб, казалось, поправился и вернулся в Орбистон. Однако в августе 1826 года на него произошло еще одно нападение, которое сделало его слишком слабым, чтобы продолжать руководить сообществом. Он отказался от редактирования «Реестра» и уехал из Орбистона в Эдинбург. Комб оставался президентом и талисманом общины. Он давал советы через письма в The Register, но не принимал участия в его повседневной деятельности и был не в состоянии разрешить различные внутренние споры, которые разделяли сообщество. Комб умер 11 августа 1827 года, и к концу того же года община была ликвидирована.

Комб в печати
  • Обращение к руководителям периодической печати о причинах религиозных и политических споров (1823 г.)
  • Наблюдения за старыми и новыми взглядами (1823 г.)
  • Метафорические очерки старой и новой систем (1823 г.)
  • Религиозное кредо новой системы (1824 г.)
  • Сфера для акционерных обществ (1825 г.)
  • Новый суд (1825 г.)
  • Реестр Первого общества приверженцев Божественного откровения в Орбистоне (еженедельный журнал, редактируемый Комбом с 10 ноября 1825 г. по 9 сентября 1826 г.)
Примечания
Источники
  • Каллен, Александр, Приключения в социализме (Глазго, 1810 г.)
  • Гарнетт, Р.Г., Сотрудничество и общины овенитов в Великобритании, 1825–1845 гг. (Manchester University Press, 1972)
  • Грей Дж. Социальная система: трактат о принципе обмена. Лондон, 1831. Приложение.
  • Харрисон, JFC, Роберт Оуэн и овениты в Британии и Америке (Рутледж и Кеган Пол, 1969)
  • Селигман, ERA, 'Оуэн и христианские социалисты. ' Политология Ежеквартальный Vol. 1, No. 2 (июнь 1886 г.), стр. 206–249.
  • Надгробие семьи Комб: [1 ]
Последняя правка сделана 2021-06-08 19:33:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте