Педро Абрахам Вальделомар Пинто(27 апреля 1888 г. - 3 ноября 1919 г.) был Перуанский рассказчик, поэт, журналист, публицист и драматург; он считается основателем авангарда в Перу, хотя больше за его модные публичные позы и основание журнала Colónida, чем за его собственные тексты, которые являются лирически посмодернистскими, а не агрессивно экспериментальными. Как Шарль Бодлер в Париже 19 века, он утверждал, что впервые ознакомил свою страну с отношениями между поэзией и рынком и осознал необходимость для писателя превратить себя в знаменитость..
Он был изображен на перуанской банкноте Nuevo Sol S / 50 с момента ее появления в 1991 году.
Вальделомар родился и вырос в портовом городе Сан-Андрес Писко ; его детство в этой идиллической прибрежной обстановке и в нежной семье часто становится основой его рассказов и стихов. После учебы в хорошо известном в Лиме, в 1905 году он поступил изучать литературу в Национальный университет Сан-Маркос. Однако в 1906 году он начал писать карикатуры и стихи для ряда иллюстрированных журналов и периодических изданий, таких как Aplausos y silbidos, Monos y Monadas, Actualidades, Cinema и Gil Blas, и вскоре он полностью отказался от университетской жизни ради журналистики. В 1910 году он начал писать хроники для газет, а в следующем году опубликовал свои первые рассказы, в том числе два романа, La ciudad de los tísicos и La ciudad muerta, которые показывают влияние Габриэле д'Аннунцио.
Вальделомар был также проявляя все больший интерес к политике, и в 1912 году он участвовал в успешной президентской кампании Гильермо Биллингхерста. Чтобы вознаградить его за поддержку, Биллингхерст назначил Вальделомара редактором газеты Эль Перуано в 1912 году, а в следующем году отправил его на дипломатическую должность в Рим, где он написал свой самый любимый и отмеченный наградами рассказ. , Эль Кабальеро Кармело. В 1914 году после свержения Биллингхерста Вальделомар был вынужден вернуться в Перу, где он работал секретарем историка Хосе де ла Рива-Агуэро, под влиянием которого он написал La mariscala, биографию (1803–1835 гг.) ), жена президента, Агустин Гамарра.
Он вернулся к работе журналистом, писал для газеты La Prensa под аристократическим псевдонимом "El Conde de Lemos", сотрудничая с молодым Хосе Карлосом Мариатеги, изображая вызывающе-денди-образную фигуру на улицах и в кафе Лимы (в частности, в Palais Concert); здесь он создал свои знаменитые сориты: «Эль Перу-эс-Лима; Лима-эс-эль-Хирон-де-ла-Унион; Эль-Хирон-де-ла-Унион-эс-эль-Пале-Концерт; и-эль-Пале-Концерт сои йо» (Перу - Лима; Лима - Хирон де ла Унион ; Хирон-де-ла-Унион - это Концертный дворец; а Концерт во Дворце - это я "). Он основал эфемерный, но влиятельный авангардный журнал, который в 1916 году вышел в четыре номера (первые три редактировал сам Вальделомар), и возглавил журнал интеллектуальное движение с тем же названием. В том же году он был участником Las voces múltiples, антологии модернистской поэзии восьми членов группы Colonida, которая была менее авангардной, чем их критика. Антология включала самые известные стихи Вальделомара , "Tristia" и "El hermano ausente en la cena de Pascua...", оба из которых повлияли на раннее сочинение Сезара Вальехо, которого Вальделомар взял под свое крыло по прибытии последнего в Лиму в 1916. Вальделомар обещал предоставить пролог к первому сборнику поэзии Вальехо. etry, Los heraldos negros, но его амбициозные лекционные туры по провинциям отвлекали его внимание. Сборник Вальехо, наконец, появился без пролога в 1919 году, хотя он был завершен в 1918 году, что привело к некоторой путанице по поводу даты его публикации. Тем временем Вальделомар читал лекции вдоль и поперек страны; как часть его стремления охватить и обучить широкую аудиторию, но также как неотъемлемая часть его эффективного шоу-бизнеса и предпринимательского чутья, он предложил эти первые лекции в каждом городе по сниженной цене - или бесплатно - для рабочих и крестьян, и позже поднял плату за вход для уже нетерпеливой публики.
Во время поездки в Аякучо в провинции Уаманга он упал, что привело к перелому позвоночника и серьезным сотрясениям мозга; он умер на следующий день в возрасте 31 года.
Его лучшие художественные произведения содержатся в двух сборниках рассказов: El caballero Carmelo (1918) и Los hijos del sol (1921); первый открывает жанр "cuentos criollos", или местной художественной литературы, сфокусированной на повседневной жизни портового города Писко (прибрежная зона, обычно не упоминаемая в Перу, которая сосредоточена либо на Лиме, либо на Андских регионах); второй - амбициозная модернистская переработка легенд жизни империи инков. Он также был автором двух важных эссе: первого, «La sicologia del gallinazo», антитуристического, ничем не приукрашенного путеводителя по Лиме и ее психологии, которая позже повлияла на Хулио Рамона Рибейро ; второй, «Бельмонте эль трагико». исследование корриды.
A Google Doodle 27 апреля 2019 г. ознаменовал 131-ю годовщину со дня рождения Вальделомара.