9К35 Стрела-10. СА-13 Gopher | |
---|---|
9К35 транспортер-пусковая установка и РЛС (TELAR) | |
Тип | Автомобильная установка ЗРК |
Место происхождения | Советский Союз |
История службы | |
На службе | с 1976 г. по настоящее время |
Используется | См. Список операторов |
Войны | Гражданская война в Анголе. Иранско-иракская война. Война в Персидском заливе. Сирийская гражданская война. Война на Донбассе |
История производства | |
Конструктор | КБ Точмаш Конструкторское бюро точного машиностроения |
Разработано | 1969–1976 |
Производитель | Саратовский машиностроительный завод «Зенит» (Акционерное общество «Муромтепловоз» для 9К35М3-К) |
Произведено | 1976 – настоящее время |
Варианты | Стрела-10, Стрела-10СВ (Прототип), Стрела-10М, Стрела-10М2, Стрела-10М3, Стрела-10М3-К, Стрела-10М4 |
Технические характеристики (9К35 Стрела-10М3) | |
Масса | 12,300 кг |
Длина | 6,6 м |
Ширина | 2,85 м |
Высота | 2,3 м (походная), 3,8 м (стрельба) |
Экипаж | 3 (командир, наводчик и водитель) |
Броня | 7 мм |
Основное. вооружение | 4 × 9М333 (или 9М37МД) |
Двигатель | ЯМЗ-238 В дизельный. 240 л.с. |
Подвеска | торсион |
Дорожный просвет | 0,7 м |
Запас топлива | 450 литров |
Эксплуатация. дальность полета | 500 км |
Максимальная скорость | 61,5 км / ч (дорога). 6 км / ч (вода) |
Самолет 9К35 Стрела-10 (Русский : 9К35 «Стрела-10»; Английский: стрелка ) - это высокомобильный, визуально наводимый, оптический / инфракрасный, маловысотный, короткий диапазон поверхность-к- авиационная ракетная система. «9К35 » - его обозначение ГРАУ ; его отчетное название НАТО - SA-13 "Gopher" .
9K35 является преемником 9K31 Strela-1 ( СА-9 «Гаскин»), а также может использовать ракеты Стрела-1 вместо 9М37.
Разработка системы 9К37 Стрела-10СВ была начата 24 июля 1969 года. Решение о начале разработки новой невесезонной системы было принято, несмотря на одновременную разработку всепогодной гибридной пушки. Ракетный комплекс 9К22 «Тунгуска» в основном из соображений экономии. Также было сочтено выгодным иметь систему, способную быстро реагировать и быть невосприимчивой к сильным радиопомехам.
Вместо установки на амфибийное, но легкобронированное шасси БРДМ, как у 9К31, 9К35 устанавливается на более мобильный гусеничный, модифицированный МТ-ЛБ, с большим пространством для оборудования и перезарядки ракет. В некоторых вариантах предусмотрена возможность десантирования в виде поплавков с полиуретановым наполнением.
Система Стрела-10СВ и ее ракета 9М37 проходили испытания на полигоне Донгузком с 1973 по 1974 год, но результаты были неутешительными: система была признана недостаточной с точки зрения вероятности поражения ракет, надежности машины и прочего.. Принятие в эксплуатацию было отложено до 16 мая 1976 г., когда в систему были внесены усовершенствования.
Развитие системы продолжалось на протяжении многих лет, внедрялись варианты Стрела-10М, -10М2 и -10М3. другие вещи улучшили радиосвязь и обеспечили лучшую интеграцию с данными аэрофотоснимков советской интегрированной системы ПВО. Также были разработаны улучшенные ракеты (9М37М и 9М333), и к сентябрю 2007 года вариант 9К35М3-К Колчан, установленный на колесном шасси БТР-60, впервые был представлен на Московском авиасалоне МАКС 2007.
К 2016 году ВС РФ получат 72 перспективных мобильных «ночных» зенитно-ракетных комплекса «Стрела-10М4». В 2014 году ВДВ России получили первую партию из 18 машин «Стрела-10М4». Модернизация техники продлевает «жизнь» ЗРК на 3–5 лет.
Ожидается, что на смену «Стреле-10М» придет «Сосна» . -самолетный ракетный комплекс. Система создана на базе шасси МТ-ЛБ, состоящего из 2х6 ракет Сосна-Р 9М337 (SA-24) с дальностью полета 10 км и высотой 5 км.
9К35 - зенитно-ракетный комплекс с электрооптическим наведением. Он имеет возможность использовать радары для обнаружения цели и дальности. На некоторых машинах установлен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм перед носовым люком для местной защиты. Были замечены и другие автомобили с дополнительными опорными перилами для системы на задней палубе. Ниже приведен список сопутствующего оборудования:
9М37 | |
---|---|
Тип | ракета земля-воздух |
Место происхождения | Советский Союз |
Служба история | |
В эксплуатации | 1976 – настоящее время |
Используется | См. Операторы |
История производства | |
Конструктор | КБ Точмаш |
Проектировал | 1969-1976 |
Производитель | Завод Дегтярева |
Выпускался | 1976 – настоящее время |
Варианты | 9М37, 9М37М, 9М37МД, 9М333 |
Технические характеристики (9М333) | |
Масса | 41 кг |
Длина | 2190 мм |
Диаметр | 120 мм |
БЧ | Frag-HE |
Масса боевой части | 5 кг |
Детонационный. механизм | контактные и лазерные бесконтактные взрыватели |
размах крыла | 360 мм |
Топливный | одноступенчатый твердотопливный ракетный двигатель |
Эксплуатационная. дальность | 5 километров (3,1 мили) |
Высота полета | 3500 метров (11500 футов) |
Максимальная скорость | 550 м / с |
Система наведения. | двухрежимный пассивный «фотоконтраст» / Инфракрасная ГСН |
Изначально система "Стрела-10" была разработана для использования ракеты 9М37 в качестве основного оружия, но ее система пуска была разработана с учетом обратной совместимости с ракетой 9М31М более ранней модели 9К31 "Стрела-1" (SA-9 " Гаскин ") система.
Каждая ракета 9М37 имеет длину 2,2 м (7,2 фута), вес 40 кг (88 фунтов) и боеголовку 3,5 кг (7-15 фунтов). Максимальная скорость ракеты составляет около Маха 2, дальность поражения составляет от 500... 800 до 5000 м (0,3–3 мили), а высота поражения составляет от 10 до 3500 м (33-11 500 футов).. (Дальность определяет зону перехвата цели, минимальная и максимальная дальности пуска больше для приближения и короче для удаляющихся целей, в зависимости от скорости, высоты и направления полета цели.)
Четыре ракеты установлены на башне в ящиках, готовых к запуску, и еще восемь перевозятся внутри машины в качестве перезарядки. Перезарядка занимает около 3 минут.
9М37 был быстро заменен на несколько улучшенный 9М37М (основное улучшение заключалось в более эффективной системе автопилота для управления траекторией полета ракеты), а позже на более модернизированную 9М333, которая представила:
Все ракеты - 9М31М, 9М37, 9М37М и 9М333 - оснащены оптическими головками самонаведения с использованием сетки фотоконтраст и / или инфракрасное наведение. Говорят, что 9М333 обладает особенно хорошей защитой благодаря своей трехканальной головке самонаведения, в то время как канал фотоконтрастности 9М37 / 9М37М описывается как резервный метод для ИК-канала.
Все основные варианты - Стрела- 10СВ, Стрела-10М, Стрела-10М2 и Стрела-10М3 - могут использовать все вышеупомянутые типы ракет.
Основные характеристики ракет перечислены в таблице ниже на основе номера источника, если не указано иное. Для сравнения также приведены данные для ближайшего западного аналога, более крупного и тяжелого MIM-72 Chaparral.
Поскольку канал фотоконтраста обеспечивает эффективную возможность прямого поражения, дальность стрельбы по приближающейся цели может быть значительно больше, чем максимальные дальности, перечисленные выше, аналогично максимальная дальность стрельбы будет значительно меньше максимальной дальности поражения цели. против удаляющейся цели. Определение дальности действия и эффективного потолка для MIM-72 неизвестно, поэтому эти цифры нельзя напрямую сравнивать.
Система | 9К31 Стрела-1М | 9К35 Стрела-10 | 9К35М Стрела-10М3-К | 9К35М Стрела-10М4 | MIM-72A Chaparral | MIM-72G Chaparral |
---|---|---|---|---|---|---|
Ракета | 9M31M | 9M37 | 9M37M | 9M333 | MIM-72A | MIM-72G |
год. появления | 1971 | 1976 | 1981 | 1989 | 1967 | 1982/1990 (*) |
диаметр [мм] | 120 | 120 | 120 | 120 | 127 | 127 |
длина [мм] | 1803 | 2190 | 2190 | 2 230 | 2900 | 2900 |
масса [кг] | 32 | 40 | 40 | 42 | 86 | 86 |
боевая часть (HE) [кг] | 2,6 | 3 | 3 | 5 | 11 | 12,6 |
взрыватель | удар и близость | близость + удар | близость + удар | приближение 8-лучевого лазера + удар | удар + радиолокационная близость | удар + направленная доплеровская радиолокационная близость |
головка искателя | AM-модулированный фотоконтраст (неохлаждаемый элемент детектора PbS) | Двухканальный:. 1) Фотоконтраст с AM-модуляцией (охлаждаемый PbS),. 2) Неохлаждаемый ИК-излучатель с FM-модуляцией | Двухканальный:. 1) Фотоконтраст с AM-модуляцией (охлаждаемый PbS),. 2) Неохлаждаемый ИК-излучатель с FM-модуляцией | Трехканальный:. 1) фотоконтраст,. 2) ИК,. 3) канал IRCCM | охлаждаемый ИК-датчик AIM-9D (ограниченная / нет возможности передней полусферы) | двухканальный:. 1) охлаждаемый всеракурсный ИК,. 2) УФ (прямая полусфера / дальнее наведение + IRCCM) |
Мин. дальность поражения цели [км] | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | ? | ? |
Макс. дальность поражения цели [км] | 4,2 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 6..9 (источники различаются) | 6..9 (источники различаются) |
Мин. высота перехвата [м] | 30 | 25 | 25 | 10 | 15 | 15 |
Макс. высота перехвата [м] | 3000..3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3000 | 3000 |
скорость [м / с] | 420 | 517 | 517 | 517 | 515 (1,5 Маха) | 515 (1,5 Маха) |
максимальная скорость цели [м / с]: приближение / удаление | ? | 415/310 | 415/310 | 415/310 | ? | ? |
(*) Контракт на производство MIM-72G путем модернизации новых компонентов был заключен в конце 1982 года, при этом все ракеты, находящиеся на вооружении США, были модернизированы к концу 1980-х годов. Новое производство ракет MIM-72G началось в 1990 году.
20 февраля 1988 года 31-летний майор Эдвард Ричард Эвери из 1-я эскадрилья SAAF погибла в бою, когда его Mirage F1AZ (серийный номер 245) был сбит кубинской ракетой класса «земля-воздух» Стрела-10 в Куатире (около <151).>Менонге ) во время оперативной атаки над южной Анголой.
Ирак имел несколько действующих систем «Стрела-10» в начале операции 1991 года по освобождению Кувейта от иракской оккупации., большинство из которых, если не все, были организованы как часть боевых систем ПВО дивизий Республиканской гвардии.
Предполагается, что в ходе операции в общей сложности 27 самолетов коалиции были поражены иракскими ЗРК с инфракрасным самонаведением, в результате чего было потеряно 14 самолетов. Некоторые из подбитых самолетов были сбиты на месте, в то время как другим, таким как OA-10A 77-0197, удалось вернуться на базу только для того, чтобы потеряться при аварийной посадке. Другие по-прежнему благополучно приземлились, но с тех пор были списаны как общие убытки.
По крайней мере, две потери, предположительно, были вызваны попаданиями Стрела-10: 15 февраля был сбит A-10A (78-0722) из 353-го TFS / 354-го TFW. ЗРК, предположительно «Стрела-10», примерно в 100 км к северо-западу от Эль-Кувейта при атаке целей Республиканской гвардии. Пилот лейтенант Роберт Свит катапультировался и попал в плен. Пытаясь защитить Свита на земле, его ведомый Стивен Филлис, летавший на A-10A 79-0130, также был поражен ракетой, выпущенной, как полагают, ракетой «Стрела-10». В результате инцидента была убита Филлис.
14 апреля 2018 года американские, британские и французские войска начали заградительный огонь из 105 самолетов класса «воздух-воздух». надводные и крылатые ракеты нацелены на восемь объектов в Сирии. Согласно российскому источнику, пять ракет "Стрела-10", запущенных в ответ, уничтожили три приближающиеся ракеты. Однако американское министерство обороны заявило, что ни одна из ракет союзников не была сбита.
Армянская ПВО использовала ракетные комплексы «Стрела-10» во время нагорно-карабахского конфликта в 2020 году. В первые дни войны в нескольких видеороликах, опубликованных азербайджанскими военными, было показано несколько армянских автомобилей 9K33 Osa и Стрела-10, уничтоженных вооруженными беспилотниками Bayraktar TB2.
Викискладе есть материалы, связанные с 9K35 Стрела-10. |