Z-штифт - это метод вставки армирующих волокон (также называемых Z-штифтами или Z- волокна) вдоль Z-направления непрерывного армированного волокном пластика. Z-штифты могут быть изготовлены из металла или предварительно отвержденных однонаправленных композитных волокон. Он разработан для использования в технологии pre-preg ; имеются обширные экспериментальные доказательства того, что Z-образное закрепление значительно улучшает сопротивление композитной структуры расслаиванию. На рисунке справа показан Z-образный штифт, вставленный между волокнами материала. Штифт расправляет волокна и создает зазор овальной формы, заполненный смолой . Z-образный штифт предотвращает расслаивание композита. При приложении нагрузки трещины обычно образуются по линии отверстия.
Z-образное крепление - это универсальный метод, который можно применять ко многим материалам, которые улучшат прочность и долговечность. Они особенно эффективны при использовании в материалах, подверженных расслаиванию, поскольку Z-штифты могут противодействовать этой проблеме. Z-образный штифт используется в авиастроении для увеличения прочности. Закрепив Z-образными штифтами материалы самолета, такие как крылья, он может иметь гораздо более высокую устойчивость к повреждениям во время полета. Кроме того, если самолет действительно имеет небольшую трещину, Z-образный штифт предохранит его от катастрофического отказа. Z-штифты также могут использоваться в автомобилях. Штифты можно вставлять в детали из углеродного волокна для повышения их прочности. Если бы передний разделитель автомобиля был сконструирован с Z-образными штифтами, он мог бы выдерживать значительно большее количество ударов, потому что Z-штифты удерживали бы его вместе даже при незначительной трещине. Это позволяет деталям из углеродного волокна оставаться легкими, но при этом прочными. Испытания Z-образных штифтов разного размера показали, что штифты большего размера приводят к увеличению прочности. Увеличение размера Z-штифта на 1% увеличивает ударную вязкость от 6 до 25 раз. Однако слишком большой штифт может повредить волокна материала, что приведет к его разрушению.
Существует много методов создания Z-штифтов. Обычно Z-образные штифты предварительно отверждаются, а затем вставляются в композиты. Один процесс состоит в протягивании жгута непрерывных волокон через ванну с жидкой смолой с использованием пултрузионной машины . Затем волокно вытягивается из ванны через фильеру , которая создает форму и размер стержня. Затем штифт вставляется в пену в вертикальном положении, чтобы завершить процесс. Штифт может быть покрыт или обработан как дополнительный этап в зависимости от применения. Этот процесс является одним из наиболее эффективных и рентабельных способов производства Z-штифтов, поскольку его можно легко адаптировать к разным размерам штифтов.
Z-штифты имеют много способы вставки в выбранный материал. Самый распространенный метод - это обработка с помощью ультразвукового молотка. Молоток сжимает пенопласт, который покрывает штифты, и вдавливает штифты в материал. При сжатии молоток вызывает высокочастотные колебания пальца. Вибрирующий скошенный кончик Z-штифтов локально нагревается и размягчает смолу, позволяя Z-волокну проникать в преформу с минимальным разрывом длинных волокон. Оставшийся штифт и ламинат над поверхностью удаляются для создания гладкой и ровной поверхности. Поверхность может быть обработана покрытием для герметизации Z-образных штифтов внутри материала. Ручной ультразвуковой пистолет также можно использовать для установки Z-образных штифтов при мелкомасштабном производстве. Это идеально подходит для тестирования материалов, содержащих Z-штифты, потому что их можно легко вставить в любое место на материале.