Модель Цюрих - это подход города Цюрих в Швейцарии, который позволил система общественного транспорта для достижения и поддержания высокой доли рынка. Многие другие города подражали его элементам, особенно когда были введены новые трамвайные системы.
В 1970-х Цюрих планировал перенести многие из трамвайные пути в его центральной части в тоннели. Этот проект был отклонен на референдуме . В 1970-х годах был отвергнут и проект по созданию подземной железной дороги.
Несмотря на неудачи этих попыток предоставить Цюриху транспортную систему другого типа, общественный транспорт в Цюрихе сохранил высокие виды транспорта. split, при этом 65% людей передвигаются по городу на общественном транспорте и только 17% на автомобилях. В своей книге Статусная тревога Ален де Боттон предположил, почему эта модель настолько эффективна:
Существуют сообщества... чьи общественные сферы источают уважение своими принципами и архитектурой, и поэтому гражданами являются при меньшем принуждении отступать в частные владения. В самом деле, мы можем обнаружить, что некоторые из наших стремлений к личной славе угасают, когда общественные места и объекты, к которым мы имеем доступ, сами по себе восхитительны: в таком контексте обычное гражданство может показаться адекватной целью. В крупнейшем городе Швейцарии, например, необходимость иметь автомобиль, чтобы не делить автобус или поезд с незнакомцами, теряет свою актуальность в Лос-Анджелесе или Лондоне благодаря превосходной трамвайной сети Цюриха, которая является чистой и безопасной., теплый и поучительный своей пунктуальностью и техническим мастерством. Мало причин путешествовать в автомобильном коконе, если за проезд всего в несколько франков эффективный и величественный трамвай обеспечит транспортировку из пункта А в пункт Б с уровнем комфорта, которому мог бы позавидовать император.