Ятири

редактировать

Ятири практикующие врачи и целители среди аймара в Боливии, Чили и Перу, которые используют в своей практике как символы, так и материалы, такие как кока уходит. Ятири - это особый подкласс более общей категории, термин, используемый для обозначения любого традиционного целителя в обществе аймара.

Содержание
  • 1 Текущее состояние Ятири
    • 1.1 Политика
  • 2 Проблемы, с которыми столкнулся Ятири
    • 2.1 Исторический
    • 2.2 Современная медицина
  • 3 Терминология
  • 4 Ятири в Сообщество
    • 4.1 Шаманы ли ятири?
    • 4.2 Лингвистический подход к определению ятири
  • 5 Став Ятири
  • 6 Роль Ятири в исцелении
  • 7 Источники
Текущее состояние ятири

Политика

В результате текущих событий в Боливии, Ятирис и все, что связано с их практикой, стали довольно популярными как реакция на предполагаемые угрозы со стороны глобализации и западная культура, особенно все, что связано с США. Эль Диарио, боливийская газета, упоминает подношения, сделанные Пачамаме и другим подобным божествам на большинстве современных правительственных мероприятий 2007 года, проводимых президентом Эво Моралесом.

Проблемы, с которыми столкнулся Ятири

Исторический

В результате испанской колонизации и влияния западной культуры ятири сталкиваются с давлением западных представлений об индивидуализме, в отличие от традиционной аймарской концепции сообщества. Христианская церковь также часто подвергала ятири остракизму, считая их роль излишней в современной религиозной практике и формой язычества. Ситуация изменилась, поскольку нынешние правительственные чиновники открыто поддерживают присутствие Ятири в событиях, в которых раньше мог быть католический капеллан в соответствии с условиями и практикой Конкордата с Святым Престолом. Тем не менее, обычная практика для большинства жителей Анд сочетает в себе практики обеих традиций, например, в чха'ле, благословении, дарованном на любую форму собственности, часто совершаемом как с жертвоприношениями Пачамаме, так и с католическими молитвами.

Современная медицина

Принимая во внимание, что аймара воспринимают «здоровье» как отношения с природой, членами сообщества и предками; и Ятири играют жизненно важную роль в укреплении и восстановлении этих отношений.

Терминология

Несколько слов и фраз аймара необходимы для понимания роли Ятири в сообществе аймара. Поскольку эти концепции уникальны для аймара, адекватного перевода на английский язык нет. Куллири - целители, связанные с лекарственными травами, и не требуют специального посвящения, чтобы заняться своим призванием. Лайка, традиционно маргинализированные и избегаемые, живут на окраинах общин аймара и используют лягушек и змей в ритуалах, чтобы причинить вред другим. Человек становится лайкой, соглашаясь (обычно за определенную плату) выполнять эти ритуалы, чтобы причинить вред человеку, от имени клиента. Райю относится к молнии и ее физическим проявлениям. Тех, в кого ударила молния, часто называют райун пурита («пораженный молнией») или пуритой («прибывший»). Именно эти пуриты были призваны стать ятири. В своих обрядах исцеления ятири взаимодействуют (среди прочего) с ахачиласом и рувитусом. Ачачилы - это предки, отличные от биологических предков, а рувитус - это человеческие черепа, которые считаются мертвыми старейшинами либо в поколении, либо в культурном смысле. Чамакани («тот, кто владеет тьмой») - старший ятири, который берет на себя обучение будущего ученика ятири.

Ятири в сообществе

Ятири - шаманы?

Посторонние часто называют Ятири «шаманами ;» однако роль ятири заметно отличается от роли среднеазиатских шаманов. Шаманы обычно живут и практикуют изолированно, проходят частные и индивидуальные посвящения в свои роли и практикуют экстатические техники в сочетании со своей работой. Они также обычно учатся лечить, научившись лечить себя после околосмертного опыта. Напротив, ятири - полноправные члены общин аймара, которые участвуют в обычном образе жизни аймара и учатся своему ремеслу у мастеров. Как и шаманы, Ятири может быть как мужчиной, так и женщиной.

Лингвистический подход к определению ятири

Слово ятири происходит от глагола yatiña «знать». Таким образом, ятири буквально означает «тот, кто знает». Ятири отличается от других в сообществе тем, что они были поражены молнией и стали ятири. Удар молнии - знак того, что его призвали, но он не делает автоматически ятири. В наше время, поскольку qulliri - нейтральный термин, не связанный западными людьми с колдовством, многие ятири называются qulliri, когда посторонние спрашивают об их статусе. Строго говоря, ятири - это каллири, но они представляют собой особый класс каллири, которые также пережили удар молнии и прошли посвящение, чтобы стать ятири. Ятири никогда не называют «ятири» в лицо, а скорее упоминаются как ак'уллири «тот, кто жует коку», айтири «тот, кто поднимает коку» или унири "тот, кто читает кока".

Как стать ятири

Есть много факторов, влияющих на призвание человека стать ятири. То, кем станет человек, зависит от времени года его рождения, от его святого покровителя и от ее ichutata ichumama (особый вид крестного отца). Подтверждение этого призвания, однако, отмечено ударом молнии, который обычно случается с не состоящими в браке аймарами, пасущими стада. Удар молнии отмечает ее как пурита, «пораженная». Однако иногда молния поражает кого-то, кого не зовут, что делает ее пантатой «той, кого ударили по ошибке». Говорят, что при ударе молнии пурит умер и перешел от смерти в новое рождение; на самом деле, если кто-нибудь еще станет свидетелем этой забастовки, считается, что пурита умрет. Если у человека есть признаки ятири, и он был поражен молнией, он пурит и не может отказаться от призыва стать ятири. Точно так же человек, не имеющий знаков и не пораженный ударами, не может стремиться стать ятири. Как только будущая ятири постареет на несколько лет, она отправляется в путешествие, чтобы найти своего чамакани, старшего ятири, который будет обучать ее. Иларио, ятири, проинтервьюированный Томасом Уанкой в ​​его диссертации 1987 года, трижды путешествовал на родину своего чамакани, каждый раз как странствующий музыкант, и однажды получил наставничество от своего чамакани Иларио. Когда кандидат будет готов стать ятири, она попросит разрешения у ачачилы (духовного предка) через своего чамакани.

Роль Ятири в исцелении

Ятири - полноправный участник сообщества аймара; ее особая роль не освобождает ее от социальных и сельскохозяйственных обязанностей, которые разделяют все члены сообщества. Она никогда не делает первых шагов в исцелении, но всегда ждет, чтобы кто-нибудь, у кого есть жалоба или проблема, посоветовался с ней. Подобно тому, как она обязана ждать просьб, ятири также обязан лечить всех, кто приходит к ней. Обычно она выполняет свою роль дома в присутствии пациента или того, кто действует от имени пациента. Иногда ритуальные помощники ятири указывают, что она должна лечить пациента лично или отправиться в ритуальное место, чтобы сделать подношение. Она также будет практиковать вне дома, если пациент попросит об этом. Главный помощник в церемонии исцеления ятири - ривуту, или человеческий череп. Ривуту - это предки, которые были убиты, обычно «грабителями», и считаются посредником между миром людей и миром мертвых. Ривуту помещают вместе с пулями саксры (небольшие кусочки металла или камня, которые были сплавлены вместе молнией), а также с тари шерстью ламы, кокой и скульптурами святых. Если ятири попросили найти потерянный или украденный предмет, он может использовать свечи в своей церемонии. Если она должна исцелить кого-то больного, она может использовать кусок ткани - isi - который коснулся пациента.

Источники

Huanca L., Tomas (1987). «Ятири в общинах аймара (с полным текстом)» (магистерская работа). Университет Флориды. Cite journal требует | journal =()

Последняя правка сделана 2021-06-22 11:15:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте