Яннай (Иврит : יניי или ינאי ) был важным пайетаном, жившим в конце пятого - начале шестого века в Галилее в Византийской Палестине. Его поэзия, которую иногда называют «отцом пиют», знаменует начало классического периода пиют, который длился с пятого по восьмой века. Он был первым поэтом пийют, подписавшим свое имя акростихом, использовавшим рифму в конце и написавшим для еженедельных служб (а не только для высоких праздников и отдельных праздников). По словам Лауры Либер, литургическая форма, наиболее связанная с Яннай, - это богослужение, которое украшает первые 3 благословения Амиды (части еврейского молебна).
Хотя Яннаи был известен и влиятельным в свое время ( он оказал влияние на поэта Елеазара бен Калира ), к средневековью большая часть его стихов со временем исчезла из молитвенника. За исключением нескольких стихотворений, работа Яннаи была по существу утеряна до ее повторного открытия в Каирской Генизе. Средневековый раввин Ефрем Боннский описывает историю, в которой Яннай завидовал успеху своего ученика Элеазара бен Калира и убил его, спрятав скорпиона в сандалии, и за это причина того, что пиийютим Яннаи не произносятся в молитвах. Однако сам Ефрем поставил под сомнение достоверность рассказа. Современная наука не принимает историчность этой истории как по хронологическим соображениям, так и по тому факту, что Яннаи хвалили многие более поздние деятели.
Что касается текстовых изданий, то в начале ХХ века были опубликованы «Литургические стихи Янная» Махзора Яннаи и Менахема Зулая. З.М. Критическое издание «Яннаи» Рабиновица стало основой для современных исследований текста. Недавно критический перевод и исследование стихов Яннаи Лауры Либер открыли его стихотворения для изучения учеными, более широко работающими над древним иудаизмом, христианской литургией, поздней античностью и ранней византийской историей.
Предполагается, что он может составили знаменитую молитву Унеттане Токеф. В 1938 году Зулай опубликовал стихи Яннаи, собранные из фрагментов Генизы.
Остались следующие фрагменты, чтобы показать его стиль:
Яннай, как и его предшественник Хосе б. Хосе не так неясен в своем словаре и метафорах, как Калир, который, как говорят, был учеником Яннаи.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Gotthard Deutsch (1901–1906). «Яннай». В Певец Исидор ; и другие. (ред.). Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls. CS1 maint: использует параметр авторов (ссылка ) Библиография: