Владислав Конопчинский

редактировать
Владислав Конопчинский
Владислав Конопчинский.png
Родился ( 1880-11-26)26 ноября 1880 г. Варшава, Конгресс Польша, Российская Империя
Умер 12 июля 1952 г. (1952-07-12)(71 год)
Национальность Польский
Альма-матер Варшавский университет
Занятие историк, член парламента
Почести Медаль Virtus et Fraternitas Почетный легион SWE Королевский Орден Полярной Звезды (1748-1975) - Commander BAR.png

Владислав Конопчинский (26 ноября 1880 - 12 июля 1952) был ведущим польским историком и издателем первоисточников.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 жизнь
  • 2 Работы
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь

Владислав Конопчинский родился 26 ноября 1880 года в Варшаве и был сыном Игнация и Людвики в девичестве Обрупальских. Он был крещен как Владислав Александр. Его крестными родителями были Зофия Струмилло и Александр Конопчинский. Детство провел в Лодзи и Радоме. В 1889–1891 вместе со своим братом Зигмунтом он учился в Реальной школе Войцеха Гурского в Варшаве. В 1891 году он перешел в 4-ю филологическую среднюю школу в Варшаве. С шестого класса он принадлежал к секретному кружку самообразования, где был библиотекарем, преподавателем и экзаменатором по истории Польши. В 1899 году он сдал аттестат зрелости с очень хорошими результатами и серебряной медалью. Он начал учебу на юридическом факультете Варшавского русского университета.

В 1904 году он окончил университет, получив степень в области юридических и политических наук на основе диссертации, озаглавленной «Przyczynki do spraw pochodzenia liberum veto». Ранее, с 1903 по 1904 год, он провел годовую военную службу в 3-й гвардейской артиллерийской бригаде. После начала русско-японской войны, не желая идти на Маньчжурский фронт, он симулировал болезнь, благодаря чему избежал отправки. Он начал писать книгу под названием Polska w dobie wojny siedmioletniej [Польша во время Семилетней войны].

В 1903 году по инициативе Тадеуша Корзона он познакомился с основателем Львовской исторической школы Шимоном Аскенази. После первоначального разговора Аскенази предложил Конопчинскому подготовить диссертацию по современной истории. Молодой историк выбрал 18 век, закат царствования Августа III Саса. В 1904 году он просмотрел рукописи в библиотеках Дзедушицкого, Оссолинского, Павликовского и Баворовского во Львове, а затем отправился в Вену. Оттуда он отправился в Дрезден, где провел поиск источников. Следующим этапом его поисков были рукописи Французской национальной библиотеки и Польской библиотеки в Париже, а также библиотеки Британского музея в Лондоне. В 1904 году он завершил свое двухмесячное исследовательское путешествие в королевском архиве Копенгагена.

В 1906 году Конопчинский вернулся в Варшаву. Он приехал после революционных волнений и начал работать учителем истории в школе своего дяди по отцовской линии Эмилиана Конопчинского. Благодаря Тадеушу Корзону он также преподавал в недавно созданном Обществе научных курсов.

Осенью 1907 года он уехал во Львов, где, помимо участия в семинаре Аскенази, посетил лекции историков Людвика Финкеля и Бронислава Дембиньского, филолога Юзефа Каллембаха и философа Казимежа Твардовского. Весной 1908 года у него не возникло проблем с началом докторской диссертации, так как он уже был автором четырех серьезных исторических трактатов. После года упорной работы он защитил докторскую диссертацию. Это была первая часть работы «Польша во время Семилетней войны», опубликованная Шимоном Аскенази в серии «Монографии по современной истории». Диссертация была положительно оценена Брониславом Дембиньским и Людвиком Финкелем, и автор успешно сдал экзамены по общей истории, истории Польши и философии. Повышение докторской степени состоялось 16 ноября 1908 года в Университете Франциска I во Львове.

Сразу после присуждения докторской степени Конопчинский уехал в Краков, где начал подавать заявки на его должность. В январе 1911 года он поступил в докторантуру на основе второй части книги «Польша во время Семилетней войны» и множества более ранних статей и исследований. 27 апреля 1911 г. состоялся докторский коллоквиум. Рецензентами диссертации выступили профессора Вацлав Токарз и Вацлав Собеский. Лекция по абилитации прошла 29 апреля 1911 года и называлась: «Англия перед лицом падения Польши перед первым разделом». Молодой историк порадовал публику своей эрудицией, знанием источников и профессионализмом. Постановление Совета философского факультета от 26 мая 1911 г. о награждении Konopczyński veniam legendi в области современной истории было одобрено 2 августа 1911 г. Министерством вероисповедания и просвещения Австро-Венгрии.

С 1911 года Конопчинский в качестве частного доцента поступил в Ягеллонский университет. Его важнейшей задачей было собрать материалы для уже начатых и запланированных им работ. С 1912 по 1913 год, помимо польских архивов, он посетил Лондон, Санкт-Петербург, Стокгольм, Копенгаген, Берлин, Дрезден, Марбург, Париж, Мюнхен, Вену, Москву и Киев. Он считал монументальную Конфедерацию Барска (Конфедерацию адвокатов) opus magnum своим поиском, книгу, которая была опубликована 25 лет спустя и рассматривалась как произведение всей его жизни.

Когда разразилась Первая мировая война, Конопчинский был в Гдыне, откуда был выслан в Швецию. Во время депортации профессор забыл забрать свои личные вещи, но он все еще нес чемодан, наполненный материалами, в Конфедерацию адвокатов. Он пробыл в Скандинавии около полутора лет, но большую часть своего времени посвятил архивным исследованиям, результатом которых впоследствии стала научная диссертация о польско-шведских и польско-датских отношениях. Он вернулся в Краков в феврале 1916 года.

В январе 1917 г. для Конопчинского открылась возможность трудоустройства в Ягеллонском университете. Сначала он боролся за эту должность с Вацлавом Токарцем, а затем с Оскаром Халецким, Людвиком Коланковским и Станиславом Закшевским. 10 июля 1917 г. после бурного обсуждения на заседании Совета философского факультета было принято решение о приеме на работу Конопчинского.

Он был полиглотом, знавшим 14 языков.

Помимо преподавания, Конопчинский увлекался научной работой. В его огромном историческом писательском наследии основным трудом (написанным в межвоенный период и готовившимся в течение 25 лет) была уже упомянутая Барская конфедерация (том 1-2, 1936-1938). Вместе с этой монументальной монографией было создано множество небольших работ и исходных публикаций, в том числе дневники Войцеха Монченского (1911 г.), Теофилы Сапежины в девичестве Яблоновской (1914 г.) и Станислава Любомирского (1925 г.), а также сборники источников: Polityka i ustarskiej 1928), Materiały do ​​dziejów wojny konfederackej 1768-1774 (1931), Konfederacja barska. Подборка текстов (1928 г.). Кроме того, до сих пор остается полезной статья, опубликованная в Историческом ежеквартале под названием Przegląd źródeł do Konfederacji Barskiej (1934). В процессе написания монографии была создана прекрасная биография вождя конфедерации Казимежа Пуласки (1931). Биография была переведена на английский язык и опубликована в США.

Другой областью исследований Конопчинского была внешняя политика Польши в 17-18 веках. В период между мировыми войнами издавал: Польша и Швеция, Польша и Турция. Правовые и политические вопросы были подняты в книге «Происхождение и учреждение Постоянного Собора» (1917 г.), которая была очень ранней и все же рассматривалась многими исследователями как наиболее зрелая работа Конопчинского в историко-правовой области. В какой-то мере биография Станислава Конарского (1926) может быть отнесена к тому же жанру благодаря роли политической и политической мысли выдающегося пиариста. Очерк «История английского парламентаризма» (1923 г.) и исследование «Правительство и парламент в бывшей Республике Польша» (1930 г.) по-прежнему актуальны. Более подробные политические и политические очерки историк собрал в сборнике «От Собеского до Костюшко». Эскизы, побрякушки, исторические мелочи (1921 г.).

Еще будучи доцентом, Конопчинский пытался координировать совместную работу над всей польской историей. Этому делу он посвятил обширную статью, озаглавленную «Dziejopisarstwo zbiorowe u obcych iu nas» (1916). Однако предложение, которое повторялось несколько раз, не нашло широкого отклика у историков. Сам ученый не уклонялся от совместной работы и участвовал в создании таких синтезов, как: Польша в общей культуре (1918), Великая Польша в прошлом (1926), Померания и Хелмненская земля (1927), Энциклопедия социальных наук (1933).), Pologne Suisse (1938), Repertorium deriplomatischen Vertreteraller Länder (том II, 1936).

В 1924 году он опубликовал четыре книги исходных текстов для младших школьников: «Правление Яна Казимежа», «Саксонские времена в Польше», «Польша во время турецких войн» и «Правление Станислава Августа Понятовского». Помимо этих незначительных работ, вместе с Оскаром Халецким, Вацлавом Собески и Юзефом Краевским, он внес вклад в создание нескольких крупных коллективных работ, таких как: Политическая история Польши в 1648-1775 годах (1923). В 1938 году он принял участие в крупнейшем предприятии того времени, а именно в публикации «Великой всеобщей истории», в которой он написал часть, посвященную временам абсолютизма 1648-1788 годов. Его последней важной работой, написанной перед Второй мировой войной, была «История современной Польши» (1936).

В 1931 году он основал Polski słownik biograficzny (Польский биографический словарь) и стал его первым редактором, просмотрев семь томов в печати в 1935–1949 годах, прежде чем послевоенное коммунистическое правительство Польши вынудило его отказаться от редакции. Большая заслуга Конопчинского заключается в инициировании и начале публикации крупнейшего коллективного труда польской межвоенной историографии. В 1930 году под эгидой Польской академии искусств и наук был создан Временный редакционный комитет во главе с Конопчинским. Его намерением было не создание монографии, а предоставление основных фактов и исчерпывающей исходной базы для данного человека. Это позволило бы широкому кругу читателей углубиться в более подробные исследования. С 1934 года Конопчинский в качестве главного редактора начал собирать биографии для первого тома словаря, который включал в себя записи для букв A и B. Он планировал выпустить 20 000 биографий в 20 томах, опубликованных за 20 лет. Многие из его бывших и современных учеников также внесли свой вклад в эту работу, в том числе Эмануэль Ростворовски, Владислав Чаплинский, Юзеф Фельдман и Юзеф Анджей Геровски.

Он писал истории Польши и современного мира. В свое время он участвовал в качестве члена польской делегации на Парижской мирной конференции 1919 года и в качестве представителя Народного национального союза в сейме между 1922 и 1927 годами во время Второй Польской республики. Он выступал за признание роли Романа Дмовского в борьбе за независимость Польши.

Историк с ранней юности проявлял большой интерес к политике и не скрывал своего общепольского, то есть националистического взгляда на мир. Во время учебы в Варшавском русском университете он принимал участие в работе Brotherly Aid, когда организацию возглавляли молодые люди, связанные с Польским союзом молодежи «Zet». Хотя формально он не вступал в Союз, он принимал участие в собраниях этой подпольной молодежной организации, во время которых читал лекции по истории Польши. После учебы он посвятил себя исключительно научной работе. Он вернулся в политику в конце Первой мировой войны как решительный сторонник национальной демократии и противник краковских активистов. Однако только в конце 1917 года, после долгих колебаний и споров с Францишком Буяком, он присоединился к секретной Национальной лиге, где он был комиссаром после отставки Стефана Ровиньского, а затем членом Генерального совета до его роспуска. в 1927 году. В мае 1918 года Конопчинский был в Праге на Славянском конгрессе. В ноябре того же года от имени Польской ликвидационной комиссии он добивался вмешательства во Львове в Белградской штаб-квартире союзников, поскольку Львов в то время осаждался украинцами. Во время разговора с генералом Полем Генри он потребовал установления союзной оккупации Львова, Станиславова, Стрыя и Борислава. Несмотря на их конструктивное обсуждение, генерал не согласился отправить французские войска в Польшу, сославшись на недостаток сил и отсутствие связи со Львовом. С февраля по июнь 1919 г. ученый участвовал в конференции властей в Париже в качестве эксперта Польского бюро Конгресса. Он занимался историческими и правовыми вопросами и подготовкой публикаций Польского комитета. Однако ему было известно, что группа экспертов и советников, прибывшая во Францию ​​в феврале 1919 г., не имела большого влияния на территориальную программу польской делегации, так как она уже была подготовлена ​​активистами Польского национального комитета во главе с. пользователя Roman Dmowski. Во время польско-большевистской войны Конопчинский добровольно пошел в армию и был инструктором артиллерии общего движения в Краковском гарнизоне. Двумя годами ранее, 8 октября 1918 года, он стал членом ныне открыто действующей Демократической и национальной партии. Вечеринка.

Как выдающийся историк с солидной репутацией, а также как публицист, Конопчинский сотрудничал с правыми газетами и журналами, такими как: «Год Польши», «Голос нации», «Gazeta Polska», «Gazeta Warszawska»., "Националистическая идея", "Курьер Познаньский", "Курьер Львовский", "Курьер Варшавский" и "Общепольское обозрение". Его личное знакомство с Романом Дмовским, Марианом Сейдой, Станиславом Грабски, Станиславом Гломбинским, Стефаном Домбровским, Станиславом Козицким, Владиславом Кухарским и Романом Рыбарским было немаловажным для его растущей политической приверженности. Это было в дополнение к его антинемецким и национальным убеждениям, рожденным в университете. Он много раз посещал Дмовского в Варшаве и Хлудов, где они обсуждали политические, исторические и социальные вопросы. 5 ноября 1922 года Конопчинский стал депутатом - как член Христианского союза национального единства после того, как Корфанти отказался от своего краковского мандата. Вместе с ним в сейм вошел кандидат христианских демократов Хенрик Мяновски. 17 ноября, после подсчета всех голосов, на заседании избирательной комиссии Станислав Рымар официально приветствовал его как депутата. После своего избрания Конопчинский вступил в парламентский клуб Народного национального объединения и стал президентом Краковского кружка. Ученый осознавал тот факт, что, не будучи одним из руководителей партии, он мало повлияет на парламентскую стратегию. Тем не менее, за время своего пребывания в должности ему удалось осуществить несколько значительных просветительских действий: по закону об авторском праве, по передаче бывшего здания Национального сейма Университету Яна Казимежа во Львове и по политическим объединениям. Он работал с другими над многими другими действиями, такими как стипендии для студентов.

1 декабря 1922 года состоялось торжественное заседание Сейма, на котором националисты вместе с представителями крестьянской партии избрали Мацея Ратая спикером сейма, а Войцеха Трэмпчинского - спикером сената. Однако этот союз просуществовал недолго, так как уже 9 декабря во время выборов президента Республики Польша в Национальном собрании народные активисты проголосовали за Габриэля Нарутовича, а не за Мориса Замойского, которого поддерживал Национал-демократы. Конопчинский был шокирован и сбит с толку их нелояльностью и избранием Нарутовича. В считанные дни ситуация в столице становилась все более и более напряженной, и старые активисты-националисты не могли контролировать молодое крыло, которое честными средствами или нечестно использовало очерную кампанию против новоизбранного президента, что в конечном итоге привело к его убийству. Поступок Элигиуша Невядомского глубоко взволновал Конопчинского, он считал его сумасшедшим и охарактеризовал убийство как «декабрьскую катастрофу».

В более поздний период историк был одним из самых ярых сторонников соглашения с клубом Пястов. Проработав в Сейме пять лет (1922-1927), Конопчинский входил в состав комитетов по образованию и конституции, а иногда и в комитеты по регламенту, административные, военные, юридические и иностранные дела. Он был спикером по вопросам академического образования, авторского права, Закона о свободе собраний. Однако он вошел в историю, прежде всего, как оратор по заявлению о численном равенстве для национальных меньшинств.

Этот вопрос уже обсуждался на «Профессорских чаях» перед выборами. Решение о внесении в Сейм заявления о выдаче Numerus clausus было принято на заседании Клуба народных национальных ассоциаций 14 декабря 1922 года. В то время в комитет входили: Эмиль Годлевский, отец Казимеж Лютославский, Ян Заморский, Зофья Сокольницкая и Владислав Конопчинский - «внести закон, гарантирующий процентное соотношение поляков в высших учебных заведениях». Ядвига Конопчинская возражала против участия своего мужа в работе этого комитета, поскольку она справедливо полагала, что это может навредить его университетской карьере. Тем не менее, ученый, не желая ущемлять партийную дисциплину, согласился передать предложение о numerus clausus. Дискриминация в отношении студентов еврейского происхождения не вызывала гордости у Конопчинского, которого отрезал его собственный факультет. Битва за numerus clausus закончилась фиаско из-за противодействия большинства ученых. Это стало результатом общенациональной дискуссии об участии еврейского населения в университетской жизни, в ходе которой проявились явные антисемитские тенденции.

Конфликт с Юзефом Пилсудским и его сторонниками также был важной частью политической деятельности Конопчинского. Спор начался в 1925 году, когда маршал обвинил Военно-историческое бюро Генштаба, возглавляемое генералом Марианом Кукиелем, в фальсификации документов, относящихся к войне 1920 года. По инициативе министра национальной обороны генерала Сикорского Конопчинский вместе с Вацлавом Токарцем, Брониславом Гембаржевским, Станиславом Закжевским и генералом Леонардом Скерски был назначен в комиссию по расследованию обвинений. В отдельной брошюре Конопчинский утверждал, что обвинения маршала беспочвенны, тем самым сводя к минимуму его участие в польско-советской войне. Выступление профессора получило огласку в прессе и сделало его врагами в кругах Пилсудского, так как маршал не принял вердикт комиссии и не прекратил нападок на Военно-историческое бюро.

На беззаконие, как он оценил действия маршала, он ответил серией статей в прессе. Перед переворотом он выступал против Пилсудского в фильме 1925 года «Курьер Варшавский», сравнивая свою роль с ролью выродившегося гетмана 18-го века. Для Конопчинского майский переворот означал начало гражданской войны, нарушение принципов польского парламентаризма и установление диктатуры. Как и весь националистический лагерь, он настаивал на «несгибаемом верховенстве закона», поэтому он отверг и осудил авторитарные тенденции Пилсудского. В часто конфискованной «Трибуне нации» Конопчинский пытался принизить роль Пилсудского в борьбе за восстановление независимости Польши. Он охарактеризовал маршала как прогерманского политика, который осенью 1918 года представлял небольшую группу гражданских лиц и военных социалистической окраски. По этим причинам он отказал ему в праве представлять весь польский народ и монополизировать власть.

В «Голосе народа» 1926 года он сравнил майский переворот Пилсудского с фатальными восстаниями Миколая Зебжидовского и Ежи Себастьяна Любомирского. За первый из них Польша заплатила потерей Инфлант (герцогство Ливония) и Эстонии, действия Любомирского стоили стране Киева и Смоленска. Последствия переворота маршала Мая Конопчинский не предсказал. В другой статье, опубликованной в "Gazeta Warszawska" в 1926 году, он утверждал, что майская оккупация Варшавы мятежными армиями Пилсудского действительно показала много аналогий с оккупацией столицы армией раздела в 1773 году. Он также утверждал, что переворот произошел в один прекрасный день. время, когда правительство и сейм выходили из кризиса, и он называл командира узурпатором, который называет незаконный захват власти реформой. Конопчинский также пытался - безуспешно - организовать протесты в университетах против разрушения правовой базы страны. Однако этих действий не произошло. Профессор критиковал интеллигенцию, считая, что в решающий момент истории она предала свои социальные ожидания, а ее отношение характеризовалось страхом, мягкостью и готовностью отказаться от защиты национальных интересов.

Начало Второй мировой войны стало поворотным моментом в жизни Конопчинского и его семьи. 6 ноября 1939 года в результате Sonderaktion Krakau ученый был арестован, затем помещен в нацистскую тюрьму во Вроцлаве, а затем в концлагерь Заксенхаузен. концентрационный лагерь. После освобождения из лагеря Конопчинский стал тайным преподавателем Ягеллонского университета. Благодаря Мечиславу Малецкому с ноября 1942 года он стал заниматься историческими исследованиями.

В исследованиях Конопчинского периода оккупации можно выделить три основных направления. Первый включает исследование времен межвоенного периода, второй является продолжением исследования XVIII века, а третий тесно связан с болезненными современными событиями, посвященными вопросам польско-германских отношений. В 1940-1941 годах с помощью восстановленной частной библиотеки были проведены интервью с людьми, принимающими активное участие в политической жизни Sanacja (Реформа), выпуск националистических газет, подборка сочинений маршала, стенограмм и отпечатков сейма., он подготовил двухтомный труд «Пилсудский и Польша». Книга из 500 страниц текста остается в машинописном тексте и по сей день.

Работы, относящиеся к 18 веку, включают монографию под названием «Первый раздел Польши», которая дополняет две более ранние работы ученого - «Барская конфедерация» и «Бытие» и создание Постоянного совета. Времена правления Станислава Августа и участие польских женщин в Барской конфедерации стали темой научно-популярной книги «Когда нами правили женщины»; из-за «подвергнутого цензуре» имени автора, опубликованного еще в 1960 году в Лондоне.

Третий поток представлен произведениями: «Фредерик Великий и Польша» (1947) и «Балтийский вопрос до ХХ века» (1947). Первая из них, написанная с выразительной страстью и наполненная ясными эмоциями, несмотря на отсутствие сносок, представляет большую научную ценность и до сих пор является незаменимым предметом. Конопчинский много лет готовил монографию по балтийской проблематике. Написав и дополнив эту работу в межвоенный период, а затем и во время войны, автор думал о широкомасштабном возвращении Польши к Балтийскому морю.

В то же время он создал множество небольших исследований, в том числе: «Краткий очерк истории Польши», «Конфедерация в историческом развитии», «История инфляции» и «Польша во время Первого раздела». Среди работ, расширяющих научную инфраструктуру, следует отметить «Хронологию польских сеймов» (1948 г.) и учебник по методологии «История». Во время войны он также приводил в порядок свой дневник, дневник, который писался 57 лет и занимал около 7000 страниц; это должно было лечь в основу его будущей автобиографии.

После войны коммунистическое правительство Польши сняло его со всех своих академических и научных постов. После вступления Красной Армии в Краков Конопчинский вернулся на работу в Ягеллонский университет. Следующие три года он обследовал студентов, читал монографические лекции и семинары. Он также не отказался от сотрудничества с секретной Националистической партией. Под псевдонимом он писал полемические статьи в секретную националистическую газету «Walka [борьба]». К счастью, он избежал ареста, но находился под наблюдением органов безопасности.

Несмотря на то, что он выполнял важнейшие функции в исторической среде, его положение было ослаблено не только из-за его независимости мнений, но и из-за личной неприязни министра образования Станислава Скшешевского. Конопчинский пришел в ужас, увидев распространение тоталитарной системы в Польше, и не скрывал своего презрения или критики.

Когда его убедили пойти на уступки и смириться перед высокопоставленными коммунистами, во время научной конференции в аудитории Ягеллонского университета 26 января 1946 года он сказал: «Каждый слышит, что наука должна служить жизни. Да, пусть она служить там, где может, пусть руководит. Но пусть не служит ». Эти взгляды и истинная независимость Конопчинского определили его позицию в конфликте с властями, которые всеми средствами пытались отстранить его от Ягеллонского университета, Польской академии. искусств и наук и Польского исторического общества.

С весны 1947 года началась клевета на историка, описывающая его как «зоологического антисемита». Антисемитская проблема была поднята министром Скшешевским и стала предлогом для отстранения ученого от всех занимаемых им должностей. Май Конопчинский был вынужден уйти с поста президента PTH - как он отметил: «Скшешевский не позволил мне выступить перед ним и отказался предоставить Ассоциации какую-либо материальную помощь, пока руководил зоологический антисемит. Каждый интеллигентный человек знал, что это абсурд, но суть оскорбления была скрыта где-то в другом месте: мои слова, сказанные на научной конференции в аудитории Ягеллонского университета 26 января 1946 года, запомнились правительственными кругами. зоологический антисемитизм », у Конопчинского в ночь с 19 на 20 мая 1947 года случился обширный сердечный приступ. За этим событием последовали новые удары. 31 октября 1948 года заместитель министра образования Евгения Красовская mad е его на пенсию. Она отклонила апелляцию, потребовав отправить его личные дела обратно в Государственный пенсионный фонд. Конопчинский питал иллюзию, что его преемником в соборе станет Владислав Почеха, автор монументального произведения о королеве Боне. Он с большим удивлением узнал о назначении Селины Бобинской.

Последняя лекция Конопчинского была посвящена создателю краковской исторической школы Юзефу Шуйски. Аудитория была заполнена до краев студентами и школьниками, от которых он получил цветы. В конце лекции, глядя на мемориальную доску в память о Sonderaktion Krakau, он сказал: «Но в то же время вы должны сохранить независимость духа, независимость, за которую умерли профессора Ягеллонского университета в Заксенхаузене, и вы должны искать истину., стремитесь к правде. Не верьте, что есть классовая правда, есть только классовые грехи, за которые нужно искупать. И есть только одна правда. Они расскажут вам о новом методе, о lux ex Oriente. Судья сами оцените ценность сегодняшней книги, за которой стоят сотни тысяч томов и которая якобы не является историей, и судите о той марксистской историографии, которой еще нет и которой еще предстоит ».

Кульминацией клеветнической кампании против Конопчинского стало его снятие с должности главного редактора Польского биографического словаря. Конфиденциальные переговоры министра Скшешевского с Яном Домбровски, который был неблагоприятен для Конопчинского, и угроза отмены субсидии для издателей привели к драматической встрече между председателем Казимежем Нитшем, Адамом Кшижановским и Конопчинским 17 мая 1949 года, после чего он представил письменное увольнение с должности редактора словаря. Он твердо подчеркнул, что «ушел в отставку по [...] независимым причинам, по просьбе одной из политических партий».

Последние несколько лет своей жизни Конопчинский пережил очень болезненно, ища утешения в молитвах и встречах со своим другом-доминиканцем, отцом Яцеком Воронецким. Он был одним из немногих, кто вместе с Тадеушем Струмилло, Яном Обрупальским, Францишком Буяком и Станиславом Михальским часто навещал профессора, в то время как остальные его ученики и друзья - из-за страха - уходили от него. Одиночество исследователя хорошо иллюстрируют письма, которые он написал своей дочери Галине, которая жила в Англии.

Зимой 1951/1952 года здоровье Конопчинского значительно ухудшилось, и врачи не давали особых шансов на выздоровление. 6 мая 1952 года, после 160 дней лежания в постели, он вышел на свою первую прогулку, и с тех пор он выходил на улицу каждый день. В июле 1952 года он решил, что краковский воздух ему не годится, и после консультации с врачом Леоном Тоховичем уехал в Млыник. Конопчинский скончался от сердечного приступа в ночь с 12 на 13 июля 1952 года в Млынике и был похоронен на кладбище Сальватор в Кракове.

Конопчинский был награжден французским Почетным легионом и медалью Virtus et Fraternitas.

Работает

Среди его главных работ:

  • Polska w dobie wojny siedmioletniej (Польша во время Семилетней войны, 1909–1911);
  • Liberum veto (1918 год);
  • Dzieje Polski nowożytnej (История современной Польши, 2 тома, 1936);
  • «Конфедерация барска» ( Конфедерация адвокатов, 1936–38);
  • Kwestia bałtycka do XIX wieku (Балтийский вопрос в XIX веке, 1947).
  • Fryderyk Wielki a Polska (Фридрих Великий и Польша) (1947, переиздано в 2010)
  • Polska a Szwecja (Польша и Швеция) (1924)
  • Polska a Turcja 1683-1792 (Польша и Турция 1683-1792) (1936)
  • Anglia a Polska w XVIII wieku (Англия и Польша в 18 веке) (1947)
Смотрите также
Примечания
использованная литература
  • "Конопчинский, Владислав", Польская энциклопедия, Краков, Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 1996, с. 305.
  • "Конопчинский, Владислав", Encyklopedia powszechna PWN (Универсальная энциклопедия PWN), вып. 2, Варшава, Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1974, стр. 539.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 09:19:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте