Универсальный периодический обзор (UPR ) является механизмом Организация Объединенных Наций (ООН) Совет по правам человека (СПЧ), возникший в результате процесса реформы ООН 2005 года. Обычно называемый UN-UPR, он был учрежден резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи от 3 апреля 2006 года. UN-UPR периодически изучает права человека Показатели всех 193 стран-членов ООН. Он призван дополнять, а не дублировать работу других механизмов по правам человека, включая договорные органы ООН по правам человека. Это первый международный правозащитный механизм, который обращается ко всем странам и всем правам человека. Рабочая группа по УПО, состоящая из 47 государств-членов СПЧ и возглавляемая Президентом СПЧ, проводит страновые обзоры.
HRC Резолюция 5/1 от 18 июня 2007 г. и в решении 6/102 СПЧ от 27 сентября 2007 г. подробно описаны функции УПО в его первом цикле с 2008 по 2012 гг. Для второго и последующих циклов в УПО было внесено несколько поправок Решение КПЧ 16/21 от 12 апреля 2011 г. и Решение КПЧ 17/119 от 19 июля 2011 г. после рассмотрения КПЧ (более подробную информацию см. В процессе проверки КПЧ ниже). В резолюции 5/1 СПЧ говорится, что УПО должен:
Целями УПО ООН являются:
Резолюция КПЧ 16/21 также предусматривает, что второй и последующие циклы должны быть сосредоточены на выполнении принятых рекомендаций и развитии ситуации с правами человека в рассматриваемом государстве.
В то время как первый УПО ООН действовал по четырехлетнему циклу, второй был продлен до четырех с половиной лет, а третий длится пять лет. В настоящее время 42 государства подвергаются обзору ежегодно в ходе трех сессий Рабочей группы СПЧ по УПО, причем 14 государств рассматриваются на каждой сессии. HRC определил порядок проверки для первого цикла УПО (2008-2012 гг.) 21 сентября 2007 года посредством жеребьевки, и такой же порядок будет сохраняться во время второго и последующих циклов. Первый порядок обзора был предписан резолюцией 5/1, требующей, чтобы все 47 государств-членов СПЧ проходили обзор в течение срока их членства, в дополнение к нескольким другим критериям.
Основа страновых обзоров: (a) Устав ООН ; (б) Всеобщая декларация прав человека ; c) договоры о правах человека, участником которых является государство; и (d) добровольные обещания и обязательства, взятые на себя государством, в том числе взятые на себя при выдвижении своей кандидатуры на выборах в КПЧ. Страновые обзоры также принимают во внимание применимое международное гуманитарное право.
Страновые обзоры основаны на трех документах:
В решении 6/102 КПЧ представил руководящие принципы для подготовки информации в рамках УПО. В нем указывается, что государства при подготовке национальных отчетов должны учитывать / предоставлять:
Рабочая группа по УПО состоит из 47 государств-членов СПЧ под председательством президента СПЧ и проводит страновые обзоры. Рабочая группа провела свой первый обзор в 2008 году. Она выделяет три с половиной часа на каждый обзор, 70 минут из которых отводится государству - объекту обзора для обсуждения своей внутренней системы прав человека, мер, принятых для поощрения и защиты прав человека в стране., вопросы прав человека, имеющие особое национальное значение, и шаги, предпринятые для устранения нарушений и устранения их. Это также возможность для государства сделать добровольные обещания и обязательства в области прав человека. За презентацией государства следует 140-минутный интерактивный диалог, в ходе которого государства-члены ООН задают вопросы государству и дают рекомендации по улучшению его ситуации с правами человека и эффективности. Стоит отметить, что слово могут взять все 193 государства-члена ООН (как члены СПЧ, так и нет).
В ходе страновых обзоров был рассмотрен широкий круг вопросов, и потенциально все вопросы прав человека могут быть рассмотрены в ходе этого заседания. Хотя подсчет фактического количества рекомендаций затруднен из-за того, что они сгруппированы вместе в отчете Рабочей группы, НПО UPR Info подсчитала, что первый цикл UPR предоставил в общей сложности 21 356 рекомендаций и 599 добровольных взносов.
Каждый обзор проводится группой из трех государств, известных как «тройка», которые обслуживают в качестве докладчиков. Тройка отвечает за получение заданных вопросов от государств-членов ООН к рассматриваемой стране. Вторая роль тройки - подготовить итоговый документ по обзору, который включает краткое изложение процедуры обзора, рекомендации, предложенные государствами, выводы и добровольные обязательства, представленные государством - объектом обзора. Итоговый документ готовится при содействии секретариата УПО, и рекомендации, содержащиеся в итогах обзора, предпочтительно должны быть сгруппированы по тематике при полном участии и согласии государства, в отношении которого проводится обзор, и государств, представивших рекомендации.
Тридцать минут отводится на принятие итогового документа на более позднем этапе той же сессии Рабочей группы, во время которой государству, в отношении которого проводится обзор, предоставляется предварительная возможность указать, поддерживает ли оно предложенные рекомендации. к нему государствами, а также выводы, отраженные в итоговом документе. После принятия итоговый документ передается в СПЧ для обсуждения и принятия на пленарном заседании. Ожидается, что в период между заседаниями Рабочей группы и пленарными заседаниями государство, в котором проводится обзор, подтвердит, какие рекомендации УПО оно принимает, а какие не принимает.
УПО - постоянный пункт повестки дня СПЧ (пункт 6). На каждой сессии СПЧ отводится время на рассмотрение и принятие итоговых документов, переданных Рабочей группой по УПО. На принятие каждого документа отводится час, в течение которого государству, в отношении которого проводится обзор, предоставляется возможность представить ответы на вопросы или проблемы, недостаточно рассмотренные в ходе интерактивного диалога в Рабочей группе. Государствам-членам СПЧ и государствам-наблюдателям также предоставляется возможность высказать свое мнение о результатах обзора, прежде чем СПЧ примет по ним какие-либо меры. НПЗУ со статусом «А» и НПО с консультативным статусом при ООН Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) имеют возможность делать «общие комментарии» до принятия итогового отчета. Это единственная возможность для гражданского общества взять слово во время УПО.
Хотя результаты обзора, как механизм сотрудничества, должны реализовываться в первую очередь заинтересованным государством, государствам рекомендуется проводить широкие консультации со всеми соответствующими заинтересованными сторонами. в этом отношении.
Государствам рекомендуется предоставлять Совету на добровольной основе среднесрочную обновленную информацию о мерах по выполнению принятых рекомендаций. По состоянию на 20 февраля 2013 г. 28 стран представили СПЧ отчет о реализации.
В соответствии с Резолюцией 16/21 другим соответствующим заинтересованным сторонам рекомендуется включать информацию о последующих действиях по итогам предыдущего обзора в их вклад. Резюме информации, предоставленной другими соответствующими заинтересованными сторонами, должно содержать, где это уместно, отдельный раздел для вкладов национального правозащитного учреждения государства - объекта обзора, аккредитованного в полном соответствии с Парижскими принципами.
Добровольный фонд финансовой и технической помощи, учрежденный Советом в его резолюции 6/17, следует укрепить и ввести в действие, чтобы он стал источником финансовой и технической помощи для помощи странам в выполнении рекомендаций, исходящих от из их обзора.
Государства могут запросить представительство Организации Объединенных Наций на национальном или региональном уровне с просьбой помочь им в реализации последующих мер по их обзору. Финансовая и техническая помощь для проведения обзора должна соответствовать национальным потребностям и приоритетам, что может быть отражено в национальных планах реализации.
НПО UPR Info с 2011 по 2014 гг. Провела 165 оценок. через два года после обзора, чтобы увидеть, как реализуются рекомендации (основной результат УПО) и каков реальный эффект УПО на местах. В 2012 году он опубликовал свое первое исследование по оценке этих внедрений в 66 странах. Вторая публикация, вышедшая в 2014 году, под названием Beyond Promises, оценивала 165 стран и поделилась передовой практикой, полученной от государств, национальных правозащитных учреждений и НПО. Третья публикация, выпущенная в 2016 году и получившая название Эффект бабочки, была нацелена на распространение передовых практик UPR и воодушевление всех участников.
После исчерпания всех усилий, чтобы побудить государство к сотрудничеству с механизмом УПО, СПЧ рассмотрит, при необходимости, случаи постоянного отказа от сотрудничества с механизм.
Первый случай, когда обсуждалось постоянное отказ от сотрудничества, - это УПО Израиля. 29 января 2013 года рассмотрение Израиля не проводилось в соответствии с графиком. Вследствие этого СПЧ обсуждал в марте и июне 2013 года вопрос о «постоянном отказе от сотрудничества». В конце концов, Израиль возобновил свое сотрудничество с HRC и был рассмотрен 29 октября 2013 года, но HRC упустил возможность определить, что такое «постоянное отказ от сотрудничества».
Правила, регулирующие участие НПЗУ и НПО в КПЧ и, следовательно, в механизме УПО, предписаны резолюцией 5/1, в которой говорится, что их участие должно быть основано на практике, соблюдаемой [бывшей] Комиссией по правам человека., обеспечивая при этом наиболее эффективный вклад этих структур ».
Хотя УПО является межправительственным процессом, у неправительственных заинтересованных сторон есть ряд возможностей для внесения вклада. К ним относятся:
В резолюции 60/251 Генеральная Ассамблея потребовала СПЧ должен провести обзор своей работы и функционирования по истечении первых пяти лет и отчитаться о ней. В октябре 2009 года СПЧ учредил межправительственную рабочую группу открытого состава по обзору работы и функционирования СПЧ (в состав которой вошли 47 государств-членов СПЧ), чтобы возглавить процесс обзора. Под председательством тогдашнего президента СПЧ (посла Таиланда Сихасака Фуангкеткеу) Рабочая группа провела две основные сессии. Первое заседание Рабочей группы состоялось 25–29 октября 2010 г.; второе заседание состоялось 7, 17-18 и 23-24 февраля 2011 года.
25 марта 2011 года КПЧ принял в качестве резолюции 16/21 результаты своего обзора работы и функционирования СПЧ, позже последовало решение СПЧ 17/119 от 19 июля 2011 года со следующими изменениями в УПО: