Завтра была война | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Юрий Кара |
Продюсер | Виталий Голубев |
Автор | Борис Васильев |
В главной роли | Сергей Никоненко. Нина Русланова. Вера Алентова. Наталья Негода |
Музыка | Сергея Слонимского |
Кинематография | Вадима Семеновых |
Отредактировала | Алла Мякотина |
Продакшн. Компания | Киностудия Горького |
Дата выпуска | 19 октября 1987 (СССР) |
Продолжительность | 89 минут |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Завтра Была война (русский : Завтра была война, романизированный : Завтра была война) - советский драматический фильм 1987 года. Автор Юрий Кара по одноименной повести Бориса Васильева. Фильм был дипломной работой Кары во ВГИК.
Действие фильма происходит в 1940 году. Жизнь в 9б классе начинается как обычно. Дети на пороге взрослой жизни познают себя, учатся любить и понимать друг друга. В центре сюжета - Искра Полякова - классный старшина, дочь принципиального партийного работника товарища Полякова. Искра - самоуверенная, воспитанная фанатично преданной матерью партии. Ее идеалы неприкосновенны, а концепции кажутся ей ясными и правильными. Собравшись на дне рождения одного из своих одноклассников, «Искра» слушает стихи Сергея Есенина, которые читает ее подруга Вика, дочь известного авиаконструктора Леонида Люберецкого. Искре нравятся стихи Есенина, но она считает его чуждым советской культуре «трактирным певцом». Так ее учили. Вика дает однокласснику книгу и объясняет «Искре», что Есенин не был «декадентским» поэтом и что чувства - неотъемлемая часть жизни. Проходит несколько дней. Искра знакомится с отцом Вики, начинает более глубокое понимание некоторых вещей, задает вопросы матери и самой себе, пытается понять понятия справедливости, долга и счастья.
Школа существует естественным путем: дети учатся, влюбляются друг в друга. Даже «Искра» принимает ухаживания за бывшим одноклассником Сашей Стамескиным, которого Люберецкий нанял на своей фабрике. Но все внезапно меняется. Однажды вечером подростки узнают, что дизайнер Люберецкий был арестован по подозрению в подрывной деятельности против Советского Союза.
Искра решает поддержать девушку, несмотря на предупреждение матери о надвигающихся репрессиях. Завуч школы Валентина Андроновна вызывает Люберецкую в кабинет и говорит, что завтра в школьной очереди она должна публично отречься от отца и назвать его «врагом народа». Вика отказывается. После этого «Валендра» приглашает Полякову в кабинет и просит ее созвать митинг, с позором исключив Люберецкую из комсомола. Искра заявляет завучу, что никогда этого не сделает, и теряет сознание от волнения. Директор школы ведет девочку в медицинский кабинет и хвалит ее за проявление человечности.
Узнав о героизме подруги и преданности соотечественников, Вика Люберецкая приглашает детей на пикник. За городом она признается в любви однокласснику Жоресу Ландису, и студенты впервые целуют друг друга. Утром Вика на комсомольское собрание не приходит. Когда завуч посылает за ней одноклассницу Зину, она возвращается в полубессознательном состоянии и сообщает классу, что «Вика в морге». «Искру» вызывает следователь и сообщает, что Люберецкая покончила жизнь самоубийством, оставив две предсмертные записки, в том числе одну, адресованную лично Поляковой. Одноклассники Вики узнают, что девочку некому хоронить, и решают позаботиться о захоронении сами.
Мать Искры просит не читать речей и проводить поминальную службу ; Самоубийство Люберецкой она называет актом «баловства». Однако она идет против воли матери и под впечатлением от выступления директора школы на кладбище читает стихи Есенина над могилой подруги. За похоронами дочери Люберецкого издали наблюдает Саша Стамескин. Он беспокоится о своей дальнейшей карьере и не решается побывать на похоронах дочери врага общества под открытым небом. Стихотворное чтение Искры обнаруживает ее мать и устраивает скандал с попыткой применения физической силы. Однако Искра говорит, что если она еще раз поднимет на нее руку, она уйдет навсегда, несмотря на любовь. Похороны Вики также имеют последствия для директора школы; он уволен.
Проходит еще один месяц. Шок от смерти Вики Люберецкой постепенно утихает. После праздничной демонстрации в честь 7 ноября к бывшему директору приезжает 9б класс. В его квартире дети узнают, что герой Гражданской войны снят с вечеринки.
Время финала. Студенты пишут сочинение, и в это время известно, что Леонид Сергеевич Люберецкий оправдан и отпущен домой. Класс срывается и спешит поддержать дизайнера в его горе. Подростки находят Люберецкого среди шатких рам и разбросанных стульев в его квартире, который до сих пор помнит обыски НКВД. «Какой тяжелый год», - говорит отец Вики. В порыве чувств Зина обнимает его и говорит, что это печальный год только потому, что это високосный и что следующий, 1941 год, будет очень счастливым. Класс замирает. В кадре видны солдаты Красной Армии, марширующие по улицам под песню Священная война. Звучит эпилог.
В юности режиссер Юрий Кара прочитал книгу Бориса Васильева «Завтра была война» и захотел снять по ней фильм. Он знал, что многие режиссеры пытались получить разрешение на экранизацию романа у Госкино, но все были отклонены. Но право снять экранизацию Каре предоставил его педагог Сергей Герасимов во ВГИКе. Поскольку фильм был его диссертацией, он не был воспринят достаточно серьезно, чтобы подвергнуться цензуре. Но после того, как фильм был закончен, возникли трудности, так как все Госкино было против фильма, но Армен Медведев из госкомитета защитил картину, и она была выпущена.
Изначально картина планировалась как короткометражка, трехцилиндровый. Но киностудия имени Горького заинтересовалась фильмом, и съемки продолжились, в результате чего фильм стал полноценным художественным фильмом. Он был снят без звука или готового текста, это видно во многих сценах, где дублирование не полностью соответствует движениям рта. Поскольку это был студенческий проект, многие актеры играли в фильме бесплатно.
В саундтрек к фильму помимо классических произведений Антонио Вивальди включена оригинальная музыка 1930-х годов. Война, которая вот-вот начнется, обозначена песней The Sacred War. Фильм посвящен Сергею Герасимову, скончавшемуся до выхода фильма. Это был экранный дебют Натальи Негоды, в фильме она сыграла студентку Зину. Ее мать в фильме Елена Молченко фактически была ровесницей Негоды. Отрезки фильма, в которых студенты находились вне рамок непосредственных ограничений партии, в том числе сцены в квартире Люберецкого и экскурсия студентов за день до самоубийства Вики, были сняты в цвете, остальные - в черно-белом.